Теория vs Практика. Каким должно быть образование?

Jan 17, 2016 12:58


Сегодня попалось:



И для меня здесь вопрос о том, что важнее - навыки или способность к системному мышлению?

Чтобы было понятно, о чем речь, я приведу в пример нашумевший недавно ролик о том, как женщина подожгла машину на заправке

На этом видео человек, реально владеющий практическими навыками: умеющий водить машину, переключать скорости,  заправлять машину, оплачивать штрафы, общаться с инспекторами ГИБДД... то есть человек, способный совершать действия. Почти как разумное существо. Разница лишь в том, что эта женщина на видео абсолютно не способна мыслить. Не в  смысле нервно-функциональной деятельности полушарий мозга, а в смысле способности к мышлению, в способности оценивать причинно-следственную связь своих действий адекватно, и в смысле способности принимать решения в нестандартных ситуациях.

Первая мысль, которая у меня была после просмотра этого видео :

"А сколько же на дорогах людей, ВЫГЛЯДЯЩИХ как способные думать и размышлять, но на самом деле освоившие только НАВЫКИ?  сколько в реальности нас окружают , по сути, разумные животные, выглядящие как люди???"

Приведу еще пример, менее крайний.

Когда я училась во втором своем ВУЗе, в Академии Госслужбы ( ныне РАНХИГС), в нашей группе была компания девушек-отличниц. Они держались кучкой, все время садились на первые парты и воспринимались мной субъективно как какие-то глупые тетки (несмотря на то, что им было чуть за 20). Это не про мой нарциссизм, это про мои субъективные ощущения от этой компании.

Так вот, однажды эти девушки-тетеньки стали возмущаться  программой нашего курса: " Почему нам поставили в программу какие-то " Концепции современного естествознания"  и "Этику"? Лучше бы добавили больше часов по Бух.учету!" Они мотивировали свое возмущение тем же самым, что мы видим в сегодняшнем скрине: практической полезностью бухучета и теоретической " бесполезностью"  научных теорий мировой культуры.

Прошло уже более 20лет, но я помню, что ответила им преподаватель этих самых концепций:

" Вы пришли учиться в ВУЗ и получаете высшее, то есть системное образование, то есть теорию как основу для практики. Если вам необходим бухучет более подробно, чем вы изучите здесь - запишитесь на курсы"

Нет смысла в противопоставлениях, что важнее - теоретические знания, которые якобы не делают умного богатым ( что ложь)), или практические навыки. Но для меня однозначно : именно знание теории, в системном смысле, позволяет качественно использовать практические знания, а не уподобляться женщине на бензоколонке Сургута, способной лишь совершать действия, не понимая из смысла и последствий.

Кстати, недавно вот Герман Греф тоже намекнул на то, что навыки важнее теории. согласны ли вы с мнением, что образование в советской школе было реально неправильным? Или?

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

ps

более позднее дополнение:

Про мышление навыки и прочие отличия людей от разумных животных вот здесь http://victoriarossi.livejournal.com/1943287.html качественно развил тему пользователь
victoriarossi

вот здесь http://victoriarossi.livejournal.com/1943287.html
Отличный анализ преимуществ системного мышления перед наглядно-действенным.

мышление, система образования, коллективное сознание, феномены сознания

Previous post Next post
Up