Сегодня попалось:
И для меня здесь вопрос о том, что важнее - навыки или способность к системному мышлению?
Чтобы было понятно, о чем речь, я приведу в пример нашумевший недавно ролик о том, как
женщина подожгла машину на заправке На этом видео человек, реально владеющий практическими навыками: умеющий водить машину, переключать скорости, заправлять машину, оплачивать штрафы, общаться с инспекторами ГИБДД... то есть человек, способный совершать действия. Почти как разумное существо. Разница лишь в том, что эта женщина на видео абсолютно не способна мыслить. Не в смысле нервно-функциональной деятельности полушарий мозга, а в смысле способности к мышлению, в способности оценивать причинно-следственную связь своих действий адекватно, и в смысле способности принимать решения в нестандартных ситуациях.
Первая мысль, которая у меня была после просмотра этого видео :
"А сколько же на дорогах людей, ВЫГЛЯДЯЩИХ как способные думать и размышлять, но на самом деле освоившие только НАВЫКИ? сколько в реальности нас окружают , по сути, разумные животные, выглядящие как люди???"
Приведу еще пример, менее крайний.
Когда я училась во втором своем ВУЗе, в Академии Госслужбы ( ныне РАНХИГС), в нашей группе была компания девушек-отличниц. Они держались кучкой, все время садились на первые парты и воспринимались мной субъективно как какие-то глупые тетки (несмотря на то, что им было чуть за 20). Это не про мой нарциссизм, это про мои субъективные ощущения от этой компании.
Так вот, однажды эти девушки-тетеньки стали возмущаться программой нашего курса: " Почему нам поставили в программу какие-то " Концепции современного естествознания" и "Этику"? Лучше бы добавили больше часов по Бух.учету!" Они мотивировали свое возмущение тем же самым, что мы видим в сегодняшнем скрине: практической полезностью бухучета и теоретической " бесполезностью" научных теорий мировой культуры.
Прошло уже более 20лет, но я помню, что ответила им преподаватель этих самых концепций:
" Вы пришли учиться в ВУЗ и получаете высшее, то есть системное образование, то есть теорию как основу для практики. Если вам необходим бухучет более подробно, чем вы изучите здесь - запишитесь на курсы"
Нет смысла в противопоставлениях, что важнее - теоретические знания, которые якобы не делают умного богатым ( что ложь)), или практические навыки. Но для меня однозначно : именно знание теории, в системном смысле, позволяет качественно использовать практические знания, а не уподобляться женщине на бензоколонке Сургута, способной лишь совершать действия, не понимая из смысла и последствий.
Кстати, недавно вот
Герман Греф тоже намекнул на то, что навыки важнее теории. согласны ли вы с мнением, что образование в советской школе было реально неправильным? Или?
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru ps
более позднее дополнение:
Про мышление навыки и прочие отличия людей от разумных животных вот здесь
http://victoriarossi.livejournal.com/1943287.html качественно развил тему пользователь
victoriarossi вот здесь
http://victoriarossi.livejournal.com/1943287.htmlОтличный анализ преимуществ системного мышления перед наглядно-действенным.