Продолжение.
Часть 1 здесь Проекты ЦРУ "Clear Vision" и "Jefferson"
Уильям Патрик III
Уильям Патрик III
Помимо Ричарда Спертцела признавал за собой возможность сделать такой порошок еще один эксперт по биологическому оружию - Уильям Патрик III, бывший начальник отдела развития программы биологического оружия армии США времен холодной войны, получивший в институте USAIMRIID пять патентов на применение штаммов сибирской язвы в качестве оружия. По сути, это был главный разработчик биологического оружия в Штатах - под его руководством в 60-е годы США разработали 20 разновидностей сибирской язвы. Последние двадцать лет он работал в качестве привлеченного эксперта для ЦРУ, USAMRIID и других оборонных институтов США, а также ездил в 1994 году в Ирак в поисках химического оружия. На визитках Патрика были нарисованы череп и кости. Смертельные споры, разработанные в Форт Детрике Уильямом Патриком, были способны распространяться более чем на километр по воздуху, проникая через бетонные заграждения и другие современные военные объекты, отмечала Washington Post.
Ученые USAMRIID прятали жидкие формы смертоносного штамма сибирской язвы внутри авторучки, трости, лампочки и даже в выхлопных трубах автомобиля Mercury 1953 года.
Выступая перед двумя десятками офицеров на базе Maxwell ВВС США в Монтгомери, штат Алабама, в 1999 году, Патрик рассказал и о своих визитах на испытательный полигон микробиологов Dugway, в штате Юта.
"Принципы биологической войны, которые мы знали еще 35-40 лет назад, не изменились", - Патрик поднял запечатанный флакон, содержащий восемь граммов порошка высокой степени очистки.
"Вам повезло, сегодня в чемодане я привез образец сибирской язвы. Единственная просьба у меня - не уроните ее", - усмехнулся и пустил колбу по аудитории.
В 2001 году газета New York Times
подробно рассказала о существовании двух секретных проектов ЦРУ под названием Clear Vision и Jefferson. Речь шла о разработке новых форм бактериологического оружия. В правительстве настаивали на мирной версии этих разработок. Однако неофициально в администрации Клинтона рассказали, что никто не контролирует проект должным образом и допускали, что дело зашло далеко.
В частности, проект
"Джефферсон", приписываемый институту Battelle в городе Колумбус, Огайо, включал использование в качестве оружия сибирской язвы, чумы, оспы, туляремии и других бактерий.
Журналист из Огайо Боб Фитракис рассказал, что агенты ФБР в городе Колумбус проверяли Уильяма Патрика
как возможного подозреваемого в рассылке писем с белым порошком в связи с его сотрудничеством с институтом Battelle в 2000 году, где принимал участие в создании боевых штаммов сибирской язвы. Патрик вел разработки на полигоне Dugway в штате Юта. В свою очередь институт Battelle сотрудничал с компанией BioPort, обладавшей монополией на производство вакцины AVA от опасных штаммов сибирской язвы.
В проектах ЦРУ 2000-2001 годов изучалась возможность распространения сибирской язвы в виде порошка через почтовую систему США.
Судя по всему, разработка шла уже несколько лет - еще в феврале 1999 года Уильям Патрик издал 28-страничный доклад (его опубликовал журнал New Yorker) о возможности рассылки штамма сибирской язвы с помощью писем. По его сценарию, в конверте должен быть сухой порошок весом не более 2,5 грамм (так он не будет чувствоваться при прощупывании), полученный методом сушки из аэрозоля со спорами, с концентрацией 50 трлн бактерий в одном грамме.
В 2001 году Патрик подтвердил, что биологам США удалось достичь высоких концентранций штамма сибирской язвы - триллион спор на один грамм. Для того чтобы заразить всех сотрудников в 14-этажном здании требуется всего 7,5 граммов такой смеси. Он уже владел методом сушки спор anthrax в лиофилизаторе, о чем сам Патрик
рассказал в интервью New York Times в 2001 году. Ни одна другая страна мира не могла достичь концентрации выше 500 млрд на один грамм.
13 декабря 2001 года в газете New York Times вышла сенсационная статья под заголовком "US Recently Produced Anthrax In a Highly Lethal Powder Form", утверждающая, что США несмотря на запрет Никсона в 1969 году, создали опасную форму бактерий сибирской язвы, способную поражать миллионы людей.
Статья о секретных испытаниях на полигоне Dugway, штат Юта, вышла в New York Tmes вскоре после того, как журналисты выяснили концентрацию спор в конвертах с белым порошком, полученных двумя сенаторами в октябре (в первых письмах концентрация была меньше).
ССЫЛКА на оригинал статьи Военный полигон Dugway, штат Юта, США. Существует 60 лет. Общая площадь - 800 тыс. га, в 1,5 раза больше площади Москвы. Позволяет проводить испытания систем защиты от химического и биологического оружия.
Хранитель советской язвы увез ее секрет в США
Канатжан Алибеков.
Вместе с Патриком в создании опасного вида штамма сибирской язвы в виде порошка участвовал выходец из СССР Канатжан Алибеков (Ken Alibeck), приехавший в США в 1992 году "постигать основы капитализма", об этом
сообщала газета Washington Post. Алибеков
действительно работал в институте Battelle еще с конца 1990-х, хотя сам он утверждает, что лишь консультировал оборонные ведомства США по вопросам биозащиты.
Кен (Кеннет) Алибек, Канатжан Алибеков
В 1992 году бывыший заметститель руководителя секретного НПО "Биопрепарат", созданного в 70-е годы в СССР, Канатжан Алибеков уехал из Казахстана в США, где, по его собственным словам, работал над системами защиты от биологического оружия и даже выпустил книгу Biohazard. А "Би-Би-Си" поместила его имя в список выдающихся исторических личностей 2000-2006 годов.
Алибеков перебрался из Степногорска в город Манассас, штат Вирджиния, после того, как в конце 1991 года приезжал в США в составе комиссии, инспектировавшей биолаборатории. Инспекция, проведенная Алибековым, показала, что Соединенные Штаты прекратили военные биологические разработки в начале 70-х годов. Через несколько лет ученый получил от Конгресса США медаль за заслуги по поддержанию мира.
Имя Кеннета Алибекова в связи с деятельностью Уильяма Патрика упоминалось также в книге ведущих журналистов New York Times о биологическом оружии в США, написанной в августе 2000 года и вышедшей в печать в 2001 году: Germs: Biological Weapons and America's Secret War (Микробы: биологическое оружие и Тайная война Америки. Авторы Джудит Миллер, Стивен Энгельберг и Уильям Брод, Изд.- во Саймон и Шустер. 380 стр. Цена $27).
В этой книге основным рассказчиком стал Уильям Патрик III, он в частности, поведал о том, как сложно приходится работать в современных военных биолабораториях: "Восемнадцать месяцев требуется, чтобы разработать боевой агент, и десять лет, чтобы разработать хорошую вакцину против него".
В начале 1960-х, как пишут журналисты Уильям Брод и Джудит Миллер в своей книге, в USAMRIID под руководством Уильяма Патрика был разработан план нелетального нападения на Кубу. Так называемый План Маршалла предполагал опрыскивание острова с реактивных самолетов коктейлем стафилококкового энтеротоксина B и микроорганизмов, которые вызывают венесуэльский конский энцефалит и лихорадку Ку. Было подсчитано, что один из 100 кубинцев может умереть от этой смеси, то есть, около 70 тыс. человек, в основном, пожилых людей. Как рассказал Уильям Патрик, в итоге план не был принят.
В 1972 году СССР и США подписали договор о свертывании программ по подготовке биологических наступательных вооружений. Однако договор носил только декларативный характер и общие формулировки. В 1990-е годы проблемой биологического оружия заинтересовался Билл Клинтон.
В 1995 году молодой дипломат Эндрю Вебер, вежливый, учтивый первый секретарь американского посольства в Казахстане, получил приглашение от президента Нурсултана Назарбаева, чтобы стать первым американцем, проникшим на практически заброшенный после развала СССР завод по разработке бактериологического оружия в Степногорске НПО "Биопрепарат", построенный в 1973 году.
Такая удача, по мнению журналистов NYT, выпала Веберу в связи с тем, что США закупили у Казахстана 600 кг оружейного урана и целую эскадрилью истребителей МиГ-29. "В Степногорске Эндрю Вебер в сопровождении небольшой группы вошел в здание длиной 200 метров с 10-ю биореакторами (одного такого хватило бы на весь Ирак). Здесь самый опасный штамм сибирской язвы под номером 836 разрабатывал казахский биолог Канатжан Алибеков",
цитирует историю из книги журнал American Scientist. Как утверждают американские журналисты, институт "Биопрепарат" был самым мощным из всех секретных объектов на территории СССР.
Сам Кен Алибек, в середине 2000 х годов возглавлявший в США национальный центр биобезопасности (National Center for Biodefense) в 2003 году подтвердил в интервью агентству "Хабар", что разрабатывал опасные штаммы в СССР: "…чуму можно изготовить почти таким же способом, что и сибирскую язву. Созданные нами в лабораторных условиях и предназначенные для использования в качестве биологического оружия, бактерии чумы оказались куда более смертоносными, чем бубонная чума, уничтожившая в Средние века почти четверть населения Европы. На наших военных заводах и институтах в бункерах также хранились штаммы оспы, и мы увлеченно работали над созданием прототипа оружия с применением редкого филовируса, получившего название Марбург, который находится в близком родстве с вирусом лихорадки Эбола".
По данным газет Los Angeles Times и New York Times, именно рассказы Алибекова о трех десятках тысяч ученых, якобы работающих в СССР над созданием биологического оружия, и о возможной утечке различных штаммов в Ирак и Северную Корею, - послужили в 90-е годы развертыванию программ биологической защиты, которые начал Билл Клинтон и продолжил Джордж Буш. По данным LA Times, Кен Алибек был абсолютно уверен, что Ирак разрабатывает биологическое оружие. Когда оружие найдено не было, он уволился из университета Джорджа Мейсона, а затем вообще уехал на родину, в Казахстан.
В июле 2007 года в газете Los Angeles Times на шести страницах было опубликовано расследование в отношении деятельности Кена Алибека
под заголовком "Продавец страха биотерроризма". Филип К. Рассел, отставной армейский генерал-майор и врач, который присоединился к администрации Буша с 2001 по 2004, чтобы противостоять предполагаемой угрозе оружия на основе оспы, рассказал в интервью LA Times, что Кен Алибек действительно владел секретной информацией о производстве штаммов сибирской язвы в СССР из первых рук. Однако в отношении других угроз - таких как генетические мутации оспы, - Рассел засомневался в компетенции русского перебежчика. "Я стал думать, что Кен преувеличил некоторые из своих воспоминаний", -- дипломатично отметил военный врач.
"Когда ему задавали вопросы в лоб, оказалось, что он ничего толком не знал, а только слышал об этом от кого-то. Например, в вопросах о вирусах Эболы или оспы. Многим это казалось как минимум странным. И конечно не соответствовало дейстительности", -- рассказал бывший эксперт администрации Буша.
Алибек ответил журналистам, что полагался на статьи, которые он прочитал в советской "научной литературе".
Независимое расследование атаки на газеты Нью-Йорка и американский Конгресс в декабре 2001 года проводил общественный деятель, противник вакцинации Леонид Горовиц, автор ряда исследований о причинах распространения инфекционных болезней в мире.
Он
обвинял в сговоре c рассылкой порошка ЦРУ, Уильяма Патрика, клан Рокфеллера, фармкорпорацию Bayer и производителей вакцин BioPort, якобы связанных с бен Ладеном и Саудовской Аравией. По словам Горовца, ФБР отказалось исследовать собранные им мтериалы о разработках Уильяма Патрика и Кена Алибека несмотря на настойчивые письма профессора.
Профессор
Леонард Горовиц как и журналист из Огайо Боб Фитракис, уверен, что опасный штамм сибирской язвы, использованный в конвертах со спорами сибирской язвы, был разработан в Институте Battelle West Jefferson.
В октябре 2010 Уильям Патрик III скончался от рака мочевого пузыря в возрасте 84 лет в доме престарелых. Всю жизнь он прожил в городе Фредерик рядом с лабораторией USAMRIID, дом Уильяма Патрика стоял на вершине лесистого холма, возвышаясь над домами Стивена Хатфилла и Брюса Ивинса.
"Четырехлитрового баллона с аэрозолем концентрированной смеси спор сибирской язвы, которую создал микробиолог Уильям Патрик, было бы достаточно, чтобы убить всех жителей Земли", - говорилось в некрологе ученому в NY Times.
Страх ценой в $5 млрд
- Всего за несколько недель паники правительство США потратило от $1,5 до $3.2 млрд на лекарства и вакцины для борьбы с биотерроризмом в Соединенных Штатах, по оценке NY Times.
- Проект закона "Биозащита" (BioShield), подписанный Джорджем Бушем в июле 2004 года, направил $5,6 млрд на разработку вакцин и препаратов для противостояния биологической и химической атаке. Он был приостановлен, а затем возобновлен в 2006 году, когда Минобороны США планировало обязательную вакцинацию от сибирской язвы 200 тыс. военнослужащих.
- Компания Bayer, переживавшая в третьем квартале 2001 года убытки в размере $160 млн, заработала несколько сотен миллионов долларов на продаже антибиотика Cipro. Так, Bayer заключила $100-миллионный контракт с департаментом здравоохранения на поставку 120 млн доз антибиотика, стоимость которого в аптеках подскочила с 95 центов до 1,7 доллара. Препарат курсом 60 дней принимали 30 тыс. напуганных американцев, в том числе 10 тыс. сотрудников почты и госкомпаний. Фармацевтов обвиняли в сговоре с FDA, рекомендовавшей Cipro как единственное средство защиты от сибирской язвы, тогда как в министерстве здравоохранения признавали эффективность других, более дешевых препааратов.
- Компания VaхGen (Сан-Франциско, Калифорния) в 2004 году заключила контракт на производство улучшенного варианта вакцины от сибирской язвы на сумму $878 млн. Предполагалось разработать 75 млн доз вакцины на 25 млн человек. В 2006 году компания призналась, что разработанная вакцина неустойчива к хранению - жидкость мутнеет в течение нескольких месяцев. В итоге в 2008 году VaxGen продала свою технологию единственному конкуренту - официальному поставщику единственного вида вакцины от сибирской язвы AVA - компании BioPort (новое название Emergent Solutions) за $2 млн и еще $8 млн в рассрочку. За четыре года на производство улучшенной вакцины было потрачено $175 мллн.
- Наконец, компания BioPort (Emergent Solutions), монополист по производству и поставке единственной вакцины AVA военнослужащим США, до этого вызывавшая нарекания у FDA, в январе 2002 года получила одобрение на новый контракт с Минобороны США. Производство вакцины с 1950 года шлоа в городе Лансинг, Мичиган, которую в конце 1990-х годов купила компания. Вакцина AVA вызывала большие споры по поводу своей безопасности и эффективности в связи с большим количеством побочных действий. В 2001 году FDA планировало разорвать контракт с BioPort, процедура была намечена на сентябрь 2001 года. Однако после атаки с использованием конвертов с белым порошком компания продолжила деятельность. В 2005 году BioPort заключила контракт на $122 млн для производства 5 млн доз вакцины против сибирской язвы. Затем BioPort получила еще $24 млн. В ходе аудиторской проверки выяснилось, что $1 млн был потрачен на ремонт кабинетов исполнительного и генерального директора и $1,2 млн было потрачено на бонусы для топ-менеджеров.
- Компания Acambis (Великобритания) заключила с департаментом здравоохранения США контракт на $428 млн на вторую партию вакцины против оспы.
Угрозами биотерроризма, якобы исходящими из СССР и Ирака, Кен Алибеков заработал в США около $28 млн на федеральных грантах и контрактах.
Сонный вирус
В 2006 году биолог Кен Алибеков был уволен из университета Джорджа Мейсона, после чего занялся продажей БАДов под собственным именем. В 2010 году Кен Алибек закрыл проекты в США и уехал обратно в Казахстан, где сейчас возглавляет правление Республиканского научно-медицинского центра неотложной помощи, руководит Национальным научным центром онкологии и трансплантологии и заведует кафедрой химии и биологии в "Назарбаев университете". Основной интерес Алибеков проявляет к лечению онкологических заболеваний.
Интересно, что в одном из сел Казахстана уже второй год прогрессирует загадочная "сонная болезнь", которой подверглись более 120 жителей села Калачи (каждый шестой житель). Найти объяснение тому, что больше сотни людей впадают в сонное состояние, пока никому из медиков и ученых не удалось. За год проведено около семи тысяч исследований. Больным был поставлен диагноз токсическая энцефалопатия, поражение головного мозга. Однако версия о том, что причиной болезни стала радиация или отравление, в минздраве не подтвердили - уровень радиации в норме, а урановые рудники законсервированы еще в 1990-е годы, никаких следов отравления у жителей села не обнаружили.
Вспышка сонной болезни, по мнению местных врачей-инфекционистов, похожа на летаргический энцефалит или энцефалит Экономо - форма вируса, поражающая ЦНС и передающаяся воздушно-капельным путем. В то же время, медики отмечают, что некоторые из заболевших не контактировали между собой, поэтому речь может идти о некой мутировавшей форме вируса.
В 2014 году, ссылаясь на сомнительные рассказы Кена Алибекова про советские разработки вируса Эбола, газеты Die Welt и Washington Post выпустили статьи о возможном новом виде биологического оружия, основанном на вирусе гемморагической лихорадки. Впрочем, большинство американских ученых не верят в русский след эпидемии Эболы в Западной Африке, жертвами которой за год стали 8,5 тыс. человек и заболели 20 тысяч.