Крапива

Jul 05, 2017 20:13

Оригинал взят у shkrobius


Почему крапива так тяготеет к жилью?

"Крапива" - набор подвидов, которые между собой легко гибридизируются и сильно различаются по способности обжигать кожу своими волосками.
Ее тяготение к жилью "научно" объясняют тем, что крапива нитрофил: она любит почву, обогащенную азотом и фосфором, а потому-де тяготеет к жилью, где в почве остатки отбросов, костей и т. п.
Объяснение замечательное, но нитрофилов много, а крапива одна.

У меня есть одно соображение, полностью гипотетическое, которое мне кажется интересным.


Всем известны примеры одомашненных растений: подсолнуха, пшеницы, льна.
Логически возможен обратный процесс: одомашненное растение, которое перестают культивировать и которое становится диким. Мне кажется, крапива может быть примером такого растения. Она тяготеет к жилью, потому что это одичавшее домашнее растение.

До массового распространения льна в Европе крапива была главным источником растительного волокна для полотна. Такие ткани находят повсюду: недавно, например, я читал про английскую деревню Бронзового века, где половина тканей была соткана из крапивы. Грубые ткани ткали из льна, совсем грубые - из пеньки, а мягкие - из крапивы. Утверждают, что в глухих местах такие ткани изготовляли вплоть до Нового времени; народная молва приписывала им целебные и магические свойства.

Ткани делают из крапивы с малым числом жгучих волосков, но "безволосая" крапива легко приобретает их обратно через гибридизацию с дикими подвидами, обладающими волосками. Считается, что крапиву для полотна не разводили, а собирали, но то же самое говорят про лен на первом этапе его одомашнивания. Сначала дикое растение находят поодаль от жилья, потом начинают "приручать его", бросая семена рядом с домом, постепенно начинается культивация на специально отведенных полях; селекция идет на всех этапах. Лен прошел через все эти стадии; одомашнивание крапивы закончилось на какой-то промежуточной ступени. Массовая культивация крапивы прекратилась: качество льна и методы обработки его волокна настолько улучшились, что лен вытеснил крапивное волокно.

Интерес к крапиве как культурному растению на этом закончился, и она стала дичать.

Ранее я писал про борщевик - другое любопытное с этой точки зрения растение: в старые времена существовал подвид борщевика, из которого делали борщ, откуда он получил свое название.
После распространения красной свеклы из Германии, она быстро вытеснила борщевик из борща.
Борщевик - это тоже одичавшее растение, заброшенное на промежуточной стадии одомашнивания.

Крапива жжется - и борщевик жжется (когда его сок облучается ультрафиолетом). Оба растения специализируются на уязвлении открытых кожных покровов.
Это не защита от животных вообще, а конкретно от одной твари - тех, кто одомашнивал эти растения.
В ходе одомашнивания (как во всех подобных случаях) их защитные системы исчезали из-за селекции.
После одичания, системы были восстановлены чуть ли не с удвоенной силой.

Такое развитие событий можно объяснить, предположив, что одичание не происходило сразу, а шло этапами, как само одомашнивание, но в обратном порядке. Одомашнивание - своего рода взаимовыгодная сделка: человек и растение каждый из нее что-то получает: человек получает волокно, растение - увеличение ареала из-за культивации.
Взаимовыгодной эта сделка становится не сразу.

Вероятно, после отказа от культивации крапивы, ее по-прежнему зачастую использовали на волокно, когда, например, случался неурожай льна. Для крапивы такое ее использование невыгодно, и она стала приобретать волоски, защищаясь от хищника.

Что-то подобное должно происходить со всеми одичавшими растениями.

Крапива приучилась к почве, которая существует в деревнях, идеально приспособилась к сосуществованию рядом с жилищем: люди селекционировали ее именно за эту способность.
В какой-то момент ее перестали селекционировать, и она одичала.
Вчершаний культиватор превратился в хищника, изредка эксплуатирующего растение.
Оно гибридизировалась с подвидами, обладающими необходимой защитой. Диким растениям такая защита даже не особенно нужна, потому что у крапивы мало естественных врагов, но полудикой крапиве она была нужна безусловно, у нее был серьезный хищник.
Крапива изощрилась в защите от человека, и ее окончательно перестали использовать.
Однако, ее ассоциация с человеком не закончилась: крапива по-прежнему сохраняет признаки, накопленные ею в период одомашнивания.

Столетиями она льнет к домам тех, кто ее приручил, а потом предал, как брошенная хозяевами собака.

Я читал немало романов об апокалиптическом будущем, в котором человек исчезает с лица земли. Я не помню, чтобы эти романы обсуждали, что станет с прирученными растениями и животными, за которые мы в ответе.

Они останутся ждать нашего возвращения - как крапива.



Мир, Интересное

Previous post Next post
Up