Оригинал взят у
gignomai В продолжение темы:
Формирование личности. Есть два подхода к воспитанию:
В одном случае цель - получить человека, соблюдающего определенные культурные нормы.
Этот случай целиком подпадает под схему воспроизводства деятельности: общество спомощью специальных механизмов транслирует нормы и обеспечивает их усвоение новыми поколениями - и тем самым воспроизводство.
Но при таком подходе не получается человек, способный к развитию, поскольку развитие предполагает не только следование нормам, но и их изменение.
Воспитание первого рода ничем по существу не отличается от обучения.
И методы при этом сводятся к трем категориям - демонстрация образцов, поощрение и наказание. Для воспитания второго рода (его еще называют неадаптивной социализацией) это никак не годится.
Похоже, что в этом случае главный метод - это помещение в подысканную или специально созданную ситуацию, требующую самоопределения.
Так что здесь воспитание всегда в значительной мере самовоспитание, каковым оно в конечном счете и становится, когда человек полностью берет на себя управление воспитывающими его ситуациями.