Оригинал взят у
philologist ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО И МИСТЕРИИ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ
В оригинале - "Тайная доктрина как магистральный сюжет притчи о деревянном мальчике". Статья доктора искусствоведения, доцента кафедры истории культуры Кельнского университета Трейсмора Гесса, опубликованная в 1997 году в журнале "Зеркало семиотики".
Каждый, кто читал работы Проппа, посвящённые культурологическому разбору волшебных сказок, знает, что любая сказка развивается по мистериальному сюжету. Главный герой - Ганс-простак - являет собой образ неофита, которому предстоит выполнить невыполнимое, пойти в "тридевятое царство" и найти там "то, не знаю что".
Пространство сказки за пределами привычного мира, т.е. родной деревни, города, дома, "своего царства" - не что иное, как теневой мир, пространство смерти. В этом пространстве герою предстоит отвоевать у небытия символ вечной жизни (царскую дочь, Прекрасную Принцессу, живую воду, молодильные яблоки и т.д.) Герой спускается в царство теней, подобно Орфею, что идёт за Эвридикой, преодолевает тысячи искусов, побеждает демонов (Злые волшебники, чудовища, силы природы), исполняет свой обет - и таким образом побеждает смерть. В награду ему даётся возлюбленная (царская дочь или дочь побеждённого Чародея), но она - не что иное, как Знание о Смерти, даже Сама Смерть, которая перестала быть враждебной.
Она стала сотрудницей, женой, и вечно стоит за левым плечом. Поскольку главное знание, вынесенное героем из своего путешествия - знание о том, что смерть не властна над духом.
Душа бессмертна.
Этот сакральный сюжет лежит в основе эзотерических культов древности, мистерий Таро, мистерий Одина и Вакха. Неофит уподобляется умирающему богу (Гору, Озирису, Бальдру, Вакху), переживает собственную смерть, будучи принесённым в жертву - и воскресает обновлённым.
Подобная мистерия, именуемая Мистерией Царства, согласно реконструкциям теософов, лежала прежде в основе раннехристианских культов, но позже была вытеснена вследствие тенденции экзотерического прочтения и массовой популяризации вероучения. Выйдя из употребления и перейдя в ранг эзотерики, мистерии древности сохранились в недрах гностических орденов средневековья, среди тамплиеров и мальтийцев, и были впоследствии переняты у них розенкрейцерами. В ложах иллюминатов, "Золотой Зари" и рыцарей Шотландского ритуала, из которых выкристаллизовались масоны, эти мистерии были сохранены за счёт помещения их в известные литературные сюжеты. Как известно, к розенкрейцерам принадлежал Вильям Шекспир (известный среди посвящённых и как Фрэнсис Бэкон. Одни имена его героев о многом говорят: Розенкранц (Розенкрейц) и Гильденстерн (Гольденштерн) - (Розовый Крест и Золотая Звезда), Уильям Блейк, Амброз Бирс.
Путь посвящённого.
От Страны Дураков - к Небесному Театру.
Ярчайшим примером деятельности представителей эзотерических лож является сказка о деревянном мальчике Пиноккио, известная для нас как "Приключения Буратино".
Пиноккио - это кукла, марионетка, которая находится в плену иллюзий "тварного мира".
Но получив Золотой ключик - золотые ключи от рая, хранимые апостолом Петром и сияющие на официальном гербе Ватикана - Пиноккио получает "пропуск на небеса", к обители высшего знания. Он становится человеком. В лице Пиноккио мы имеем аллюзию на грешного "профана", "мёртвую натуру", которая из голема становится "человеком", то есть рождается в духе. Это пример язычника, принявшего Христа.
Ещё более любопытно обстоят дела с Буратино. Он родился из полена на берегу Средиземного моря (где, кстати, располагается и Палестина), у него нет матери, но есть приёмный отец, плотник Карло (Иосиф).
Буратино - плод непорочного зачатия.
Сравните с линией Христофора - приёмного сына, не имевшего матери - из романа признанного алхимика от литературы Гюстава Майринка "Белый доминиканец". Больше всего на свете оба героя (Христофор и Буратино) жаждут знания, и приёмные отцы предоставляют им Скрижаль (Красную Книгу читает Христофору его предок, плотник Карло покупает Буратино Азбуку). С этой Азбукой Буратино отправляется в школу, но по пути отвлекается на соблазны материального мира (представление в театре), меняет Азбуку на билет и оказывается в балагане - мире-перевёртыше, мире-иллюзии, наполненном куклами, а не людьми. Буратино заперт в искажённом мире мёртвой материи и блуждает по нему, обуреваемый страстями и страхами. Он, низвергнутый в ад "плотного мира", начинает своё мистериальное восхождение.
Главный враг Буратино - дьявол-кукловод, Директор Театра (вспомним розенкрейцера Шекспира, сказавшего: "Весь мир - театр!"), Карабас-Барабас.
Карабас являет собой один из семи смертных грехов - Жадность (Потребительство). Его "свита" - Дуремар (Уныние), Тарабарский король (Гордыня), Лиса Алиса (Ложь) и Кот Базилио (Зависть), бульдоги-полицейские (Гнев, агрессия). Сам Буратино обуреваем ленью и поспешностью в суждениях. Поэтому он мечется между слугами Карабаса, суть смертными грехами, принимая их за союзников.
И в результате оказывается в Стране Дураков.
Пресловутое "Поле Чудес" - не что иное, как дьявольский аттракцион, где главной приманкой выступает всё та же Жадность. Неофиту не хватает терпения, сосредоточенности и Веры, и он, подобно Христу, оставлен умирать привязанным к дереву (стоит вспомнить мистерии Одина и пригвождённого к ясеню Бальдра, бога-спасителя скандинавского пантеона. А так же аркан алхимии - карту "Повешенный", поскольку, как и на ней, Буратино повешен за ногу вниз головой).
И тут является спасение - это Венера-Любовь, Мальвина, Анима этого кукольного мира. Она врачует тело, но врачевать душу ей не дано - ведь Буратино всё ещё неофит, и собственная лень не даёт ему подняться. В действительности, истинного Знания Мальвина дать не может, её функция - Воспитание чувств, она лишь София, а истинное Знание только в Боге. Гонцом Истинного Знания выступает Меркурий-Пьеро, Поэт.
Ещё раз вспомним традицию розенкрейцеров считать литературу посланием человечеству, а поэта объединять с пророком (пример - у того же Пушкина). С этого момента Буратино перестаёт быть неофитом истановится Посвящённым. Его врагам - грехам материального мира - противостоят Белые Учителя: Черепаха Тортилла (Бенефактор, хранитель Ключа от врат), Сверчок (Страж Порога, образ алхимика и розенкрейцера) и Папа Карло (Отец Небесный, чья каморка и есть - дверь, к которому мечтает вернуться блудный сын и которого он молит о помощи).
Явление Папы Карло во время финальной схватки - это явление "Бога из машины", чудо, признание Отцом Сына.
Буратино, преодолевший искусы, получивший Ключ от Рая, где он нашёл свою Книгу-Азбуку, хранимую розенкрейцером-Сверчком - не кто иной, как Мессия "кукольного мира", спаситель для всех, кто уверовал в него. Вместе с освободившимися куклами, по своей воле покинувшими театр Карабаса и устремившимися за Буратино, он являет собой главу нового Ордена, Истинного Братства. Дверь в стене закрывается перед лицом "приземлённых", алчных преследователей.
А за дверью находится Новый Мир - мир Господней любви и справедливости, где всем даётся по заслугам. Здесь есть даже Новый Справедливый Театр, где всякая Игра - бесплатна.
Вспомним, что Небеса, где правит Творец - Великий Архитектор - в соответствии с воззрениями розенкрейцеров место Работы и Завершения Делания, а не лени и аморфного блаженства.
В идее Небесного Театра реализована каббалистическая модель "что вверху - то внизу". Небеса, как место, где все вещи даны в их оптимальной, "идеальной" форме - одна из главных идей розенкрейцеров.
Притча о Буратино, несомненно, является отражением Тайной доктрины и успешно реализует в литературе мистерию Царства.
При более подробном анализе читатель-неофит сможет разбить путь восхождения Буратино "на небо" по арканам Таро либо по чакрам, а всё его окружение уподобить символам планет или тонких тел. Но этот духовный подвиг мы оставим ему для самостоятельной работы.
/Источник/