Природа страдания

May 06, 2016 09:25

Оригинал взят у larkin_donkey


В продолжение тем:
О ГЛУПОСТИ.
Вот ещё глупости.
ЛЕСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ.

Хорошее эссе, как материал для размышления на непростую и часто неверно понимаемую тему...

Страдание - это факт человеческой жизни.
Одни люди страдают больше, другие - меньше, но никто не может полностью избежать страдания. И хотя значительная часть из переживаемого нами страдания является излишней и ненужной - возникая как результат нашего отождествления, состояния сна и порочных слабостей - многие из испытываемых нами в повседневной жизни страданий являются неизбежными. Можно сказать, что страдание является частью воплощённого человеческого состояния. Страдал Христос, страдали другие великие посланники свыше...


С эзотерической точки зрения, нам придётся допустить, что если человеку суждено страдать, то само страдание должно являться составной частью процесса связывания с высшими центрами, без чего человек не смог бы достичь тех высот духовности, которые мы видим в лучших произведениях литературы, искусства и музыки...

Есть общий принцип в подходе к самой работе здесь, суть которого сводится к следующему: когда мы страдаем, мы усиливаем при этом всё то, что чувствуем в своём внутреннем мире.
Страдание является фиксирующим - подобно лаку или морилке, которые используются для фиксации окраски. Оно стремится закрепить любую часть человеческой природы, которая выходит наверх, когда человек подвергается страданию. / Родни Коллин /
Представьте, например, что каждый раз, когда вы страдаете, это страдание отзывается в вас усилением чувства жалости к себе. А это значит, что всякий раз, когда вы страдаете, вы укрепляете это чувство жалости, и если страдание достаточно сильное, то такое саможаление постепенно фиксируется и становится фокусом всей вашей жизни.



Идея тут ясна: когда вы страдаете, надо очень внимательно относиться к своей реакции на страдание, поскольку вы усиливаете всё, что думаете и чувствуете во время страдания. Если вы чувствуете себя жертвой, то именно это чувство будет усиливаться. Если вы сердитесь и раздражаетесь, когда страдаете, то страдание будет подкреплять ваш гнев и раздражение.

Естественно, это работает также и в другую сторону. Страдание, вместо того, чтобы делать вас слабее и депрессивнее, содержит в себе потенциал, способный сделать вас более сильным и удовлетворённым. Если вы будете способны поддерживать позитивное отношение, принимая своё страдание, тогда оно сделает вас более позитивным и восприимчивым человеком. То есть, весьма реальным образом, вы можете стать тем, кем хотите быть, используя свои трудности, чтобы укрепить те части себя, которые желаете поддержать.
Если человек отказывается страдать, за исключением тех случаев, когда он делает намеренные усилия для определённой цели и знает чего он хочет, тогда он укрепляет своё намерение и решимость в отношении этой цели. / Родни Коллин /
С определённой точки зрения, описание Гурджиевым его собственных страданий в прологе книги "Жизнь реальна только тогда, когда 'Я есть'" как раз является впечатляющей хроникой того, что человек должен пережить, чтобы прочно утвердиться в постоянном само-воспоминании. Среди прочих трудностей, он описывает там, как был трижды ранен.
Было бы достаточно вспомнить лишь странную и непостижимую судьбу, преследовавшую меня и приведшую к тому, что я был трижды тяжело ранен в совершенно различных ситуациях, каждый раз практически смертельно и каждый раз шальной пулей. / Г.И. Гурджиев /
Для нас этот принцип реально означает, что если мы хотим быть присутствующими в большей степени, чем это обычно бывает, когда мы страдаем, и если мы хотим развить и укрепить нашу способность к любви и состраданию, необходимо приучить себя испытывать именно эти эмоции, когда мы страдаем.

Этим объясняется также и тот факт, почему монах или отшельник будет удаляться в пустыню в поисках трудностей одиночества и суровой аскетической жизни. Он понимает, что может укрепить свою веру и религиозное чувство лишь путём испытаний их через страдание. Вместо того, чтобы ожидать, когда эти трудности сами найдут его, он добровольно накладывает на себя ряд суровых условий. Таким образом, он начинает отделять свою волю от тела, подвергаемого страданию. Чем сильнее становится его воля, тем сильнее его потребность трансформировать всё больше и больше трудностей. Его конечная цель заключается в создании души, которая будет обладать совершенно независимым от тела существованием. Он отдаляет своё сознание от физической жизни; укрепляет душу до такой степени обособленности, что её уже не может затронуть телесная смерть.
Те люди, которые достигают исключительных высот понимания в различных областях, должны рано или поздно начать задаваться следующим вопросом: "Каким образом возможно сделать это понимание постоянным перед лицом болезни, старости и приближающегося распада?" Артисты - интуитивно, а учителя - сознательно, но все, по-видимому, приходят к одному и тому же осознанию - что намеренно избранное страдание может как раз обеспечить тот самый фиксаж, ту морилку, посредством чего извлечённые из жизни уроки могут стать неизгладимо зафиксированными в материале человеческого существа./ Родни Коллин /
Не так давно я обратил внимание на активное обсуждение фигуры Марка Аврелия, в связи с появившейся в веб-пространстве его новой биографией. Некоторые обозреватели даже ставили под сомнение саму ценность и полезность его философии применительно к 21 веку. Для меня же, его "Размышления" являются очень близкими мыслями человека, который сильно страдал, как от болезни, так и характера его роли в качестве лидера великой армии, и кто пытался при этом нет только понять своё страдание, но также использовать его для изменения себя. Я был приучен встречать все спазмы острой боли, утрату собственного сына или тягостность долгой хронической болезни с одинаковым и неизменным спокойствием./ Марк Аврелий /
Это было то, что он хотел: спокойствие и довольство. Непростое достижение.

В то же время, следует сказать, что процесс отделения души от тела посредством добровольного страдания содержит в себе опасности. Прежде всего, надо понимать, что не в результате самого страдания достигается трансфигурация человека; это происходит за счёт трансформации страдания. Само страдание подобно сырому материалу; если оно не трансформируется в присутствие и высшую эмоцию, оно не приносит никакой пользы. К счастью, сами условия его использования легко понять. Если вы можете сохранять присутствие и позитивность, способность помнить себя, если можете поддерживать связь с высшими центрами, тогда у вас появляется возможность укрепить свою волю намеренным созданием трудностей. Но даже если вы на это способны, усилия подобного рода могут принести пользу только в течение очень определённого периода времени. Опасность здесь, безусловно, в том, что вы можете усилить таким образом плохие качества в себе, например, определённые виды негативности или особую тягу к мрачному восприятию. Страдание не обладает самостоятельной ценностью; подобно теплу, оно лишь плавит вещи. Поэтому вопрос можно поставить следующим образом: готово ли ваше бытие к подобному плавлению, чтобы обрести постоянство?
Свободно ли оно от старых травм, негативности и слабости?
Если нет, то лучше подождать и использовать другие методы.



Из опыта моего профессионального и личного общения могу сказать, что людям редко требуется создание для себя дополнительных трудностей. Для любого из тех, кого я знаю, жизнь создаёт вполне достаточно страдания для целей трансформации. Смысл именно в том, что нам нужно учиться трансформировать уже объективно приходящее к нам страдание. Но насколько я вижу, даже осознавая важность такой работы, мы постоянно упускаем из вида необходимость трансформации многих мелких затруднений, раздражения, недовольства, etc, не считая их чем-то важным, либо веря в свою способность их изменить, либо относясь к ним, как к проявлениям "несправедливости мира", который в вашем отношении почему-то должен быть другим...

В то же время, следует помнить, что многие из наших трудностей вызваны нашей собственной глупостью. И в этом отношении должна быть ясность с самого начала: всё страдание, которое поддаётся нашему контролю и может быть устранено, должно быть устранено. Но кроме этого, существует также страдание, являющееся неизбежной частью жизни. И весь вопрос в том, чтобы понять его власть над нами и не быть сметённым с его приходом.

Во многих отношениях, самая трудная задача здесь, возможно, в том, чтобы сделать первый шаг. Страдая, мы испытываем при этом мириады различных эмоций и связанных с ними мыслей, от гнева и разочарования к осознанному принятию.

Естественно, возникает вопрос: можем ли мы выбирать?
В страдании, мы можем вспомнить о том, чтобы спросить себя: каким человеком я хочу стать?
Что из своих качеств хочу я поддержать и укрепить сегодня?

"The Nature of Suffering"
перевод: larkin_donkey

Сознание, Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up