Оригинал взят у
masterok Под катом небольшая, но поучительная история о том, как цыганский табор, у которого случайно оказалась бочка спирта, определил судьбу человечества.
Сражение при Карансебеше
В 1788 году австрийский император Иосиф-II решил ни с того ни с сего освободить Балканы от турецкого ига - намерение достойное христианина, но имевшее в основе, разумеется, не благочестивые намерения, а стремление распространить влияние Австрии на так называемое «подбрюшье Европы». Собрав огромную армию, австрийцы перешли границу.
После маршей, переходов, больших и малых схваток с переменным успехом, обе стороны готовились к решающей битве.
В безлунную ночь на 19 сентября 100 тысяч австрийцев шли на сближение с 70- тысячной турецкой армией с целью дать бой, который должен был определить судьбу войны.
Рота гусар, шедшая в авангарде австрийцев, переправилась через небольшую речку Темеш, вблизи города Карансебеш, но на берегу турецких войск не оказалось - они еще не подошли. Однако, гусары увидели цыганский табор. Обрадованные возможностью подзаработать, цыгане предложили гусарам подкрепиться после переправы - за деньги, разумеется. За несколько монет кавалеристы купили у цыган бочку спирта и приступили к утолению жажды.
Тем временем, в этом же месте переправились несколько пехотных рот, на долю которых спирта не досталось, а пить хотелось…Началась перебранка между гусарами и пехотинцами, в ходе которой один кавалерист то ли нечаянно, то ли от злости выстрелил в солдата. Тот рухнул, после чего началась всеобщая свалка. В драку вмешались все гусары и все пехотинцы, находящиеся поблизости.
И перепившиеся гусары, и изнывающая от жажды пехота, разгоряченные мордобоем, не желали уступать. Наконец, одна из сторон взяла вверх - побежденные позорно бежали на свой берег, преследуемые ликующим противником. Кто был разбит? - история умалчивает, точнее, сведения противоречивы. Вполне возможно, в одних местах победу одержали гусары, а в других пехотинцы. Как бы то ни было, подходящие к переправе войска вдруг увидели испуганных бегущих солдат и гусар, измятых, с синяками, в крови… Сзади слышались победные крики преследователей.
Между тем, гусарский полковник, пытаясь остановить своих бойцов, заорал по-немецки: “Halt! Halt!” Так как в рядах австрийской армии было много венгров, словаков, ломбардцев и других, плохо понимающих немецкий язык, то некоторым солдатам послышалось - «Аллах! Аллах!», после чего паника стала всобщей. Во время всеобщей беготни и шума, несколько сот кавалерийских лошадей, находившихся в загоне, вырвались из-за загородки. Так дело происходило глубокой ночью, все решили, что в расположение армии ворвалась турецкая кавалерия. Командир одного корпуса, услышав грозный шум «наступающей конницы», отдал приказ артиллеристам открыть огонь. Снаряды рвались в толпе обезумевших солдат. Пытавшиеся организовать сопротивление офицеры строили свои полки и бросали их в атаку на артиллерию, в полной уверенности, что воюют с турками. В конце концов в бегство обратились все.
Ничего не понимающий император, тоже пребывающий в уверенности, что турецкая армия атаковала лагерь, пытался овладеть обстановкой, но бегущая толпа сбросила его с коня. Адъютант императора был затоптан. Сам Иосиф спасся, прыгнув в реку.
К утру все стихло. Все пространство было усеяно ружьями, мертвыми лошадьми, седлами, провиантом, разбитыми снарядными ящиками и опрокинутыми пушками - одним словом, всем тем, что бросает разбитая наголову армия. На поле самого странного сражения в истории человечества остались лежать 10 тысяч мертвых солдат - то есть, по числу погибших битва стоит в ряду крупнейших сражений человечества (в знаменитых битвах при Гастингсе, при Азенкуре, при Вальми, в Долине Авраама и многих других число погибших гораздо меньше). Австрийская армия перестала существовать, так как оставшиейся в живых в ужасе разбежались.
Через два дня подошла турецкая армия. Турки с удивлением рассматривали груды трупов, бродили среди израненных, стонущих в бреду солдат, ломая голову над вопросом - какой неизвестный противник разгромил наголову одну из самых сильных армий мира и спас Турцию от поражения. Христианский мир не сумел приобрести Балканы. Австрия не стала сильнейшим государством Европы, не смогла остановить французскую революцию, мир пошел по пути Франции…
Небольшой цыганский табор, у которого случайно оказалась бочка спирта, определил судьбу человечества.
источник https://postnauka.ru/courses/46312?fbclid=IwAR0WEyH-KD__jO2KDhteKQiaNI0a_7E8fg-lUf2yUeQq3HkUGbJgH5mwAEg В продолжение темы:
Гипотеза Уязвимого Мира. Подобное происходит на Земле не впервые. Так уже было на предыдущем большом скачке сложности, когда возникли Большие Боги.
И потому будет вполне уместна метафора:
Большой Брат всего лишь новая реинкарнация Большого Бога - всевидящего блюстителя новой морали, угроза кары и обещание воздаяния которого гарантируют масштабирование кооперации членов общества на более высокий уровень, необходимый для решения более сложных задач.
В основе гипотезы лежит такая логика:
• Скорее всего, без Всемирного Большого Брата не обойтись ни одной из развитых стран, поскольку так работают законы социальной макроэволюции - единые для всего мира.
• Наш разум, казалось бы, принципиально не отличающийся от разума животных, тем ни менее, уникален. Его способность безграничного развития уже перевела человека на иной тип эволюции: от биологической к культурной. Вследствие этого, рост общей культурной сложности социальных систем подошел к очередному «фазовому переходу».
• Этот «фазовый переход» - новый скачек уровня сложности - ставит мир перед двумя связанными вызовами:
- с одной стороны, наука уже перешла красную черту, за которой технологические риски становятся для человечества экзистенциальными;
- с другой, наблюдаемое катастрофическое замедление развития науки может не оставить человечеству времени на «разминирование» какой-то из новых технологий, потенциально грозящих тотальным уничтожением.
• Миру нужен механизм эффективного ответа на оба вызова, способный сыграть двойную роль:
- культурно-психологического регулятора, удерживающего общество от саморазрушения в условиях появления все более рисковых технологий;
- катализатора развития науки, способного ускорить появление новых технологий, способных менять цвет черных шаров (олицетворяющих в метафоре смертоносные для цивилизации технологии) на серый - то бишь, опасные, но все же не смертоносные для существования цивилизации технологии.
Если вышеописанная логика верна, то «Гипотезу Большого Брата - сына Большого Бога» можно сформулировать так: наиболее очевидным, а возможно, и единственным кандидатом на роль механизма, с помощью которого человечество могло бы ответить на оба вызова, видится создание Всемирного Большого Брата.
«Если технологическое развитие продолжится, то рано или поздно появятся технологические возможности уничтожения цивилизации. Предотвратить это может лишь отказ человечества от происходящего полуанархического технологического развития».
/Nick Bostrom/ Но прежде имеет смысл пояснить логику Nick Bostrom, приведшую его к признанию необходимости Всемирного Большого Брата.
• Ограничение технологического развития путем взятия под полный контроль целых классов технологий. Задерживать разработку опасных и вредных технологий (особенно тех, что повышают уровень экзистенциальных рисков) и ускорять разработку полезных технологий (особенно тех, что уменьшают экзистенциальные риски, создаваемые природой или другими технологиями).
• Массированная пропаганда, нацеленная на исправление человеческой натуры (ценностей и мотивации) тех, кто потенциально способен стать «шахидом апокалипсиса» (“the apocalyptic residual”) - пойти на разрушение цивилизации даже при условии собственного невосполнимого ущерба.
• Создание чрезвычайно эффективной превентивной полиции на основе системы всемирного тотального наблюдения.
• Создание эффективного глобального управления, что-то вроде “мирового правительства” с мандатом на принятие любых решений (обязательных к выполнению всеми странами) по оперативному устранению выявленных источников потенциальных рисков.
Анализ Nick Bostrom показывает, что двух первых из названных действий (включая их сочетание) недостаточно для устранения всех потенциальных рисков. А это недопустимо в рассматриваемой ситуации, когда для уничтожения цивилизации может оказаться достаточным проморгать всего лишь один экзистенциальный риск (тогда другие риски уже не будут кому-либо опасны и вообще интересны).
Однако, как считает Nick Bostrom, последние пункты взаимодополняя друг друга, способны решить задачу спасения человечества, реализуя механизм функционирования Всемирного Большого Брата.
Исходя из соей логики Nick Bostrom, приходит к таким выводам:
✔️ Среди всех имеющихся вариантов, Всемирный Большой Брат является единственным действенным вариантом, способным предотвратить разрушение цивилизации.
✔️ Поэтому национальным и мировым элитам следует, не откладывая, постараться, повести мир именно путем создания Всемирного Большого Брата.
Такая логика, несомненно, может быть оспорена. Куда убедительней было бы, если такой вывод следовал из каких-то объективных закономерностей - наблюдаемых и проверяемых.
• Что если эволюцией человечества (биологической и культурной) движет необходимость адаптации к возрастанию социо-культурной сложности?
• Что если когда-то ранее в истории человечество уже использовало подобный культурный механизм для адаптации к росту социо-культурной сложности?
Ведь если это так, то быть или не быть Всемирному Большому Брату в 21 веке зависит не сколько от действий национальных и мировых элит, а от закономерностей макроэволюции.
Значит, следуя своим законам и безотносительно от чьих-то желаний и намерений, эволюция может включать некие компенсаторные механизмы для адаптации общества к новым «фазовым переходам».
И тогда, возможно, что Всемирный Большой Брат - это всего лишь способ реализации такого механизма при очередном «фазовом переходе» социальной сложности!
/Источник №1/