Дом Дампьер

Jul 19, 2015 22:05

Источник: kiev-andrash


В противовес более поздним дукам и комесам (именно так дословно звучат привычные нашему слуху "герцоги" и "графы" в романо-галльском мире), их предшественники из более раннего периода обладали куда большей полнотой власти и земельного права, иным статусом в иерархии мира и совершенно уникальным положением в среде, которую после революционного эгалитаризма 1789 г, принято называть человечеством.

Одними из самых могущественных пэров Франции до Ангулемов, были графы Фландрии.
Один из первых синьоров этой линии носил имя Guidonis de Dominapetra.
Оно менялось в Domnapetra и Domn Petra - господин Петр или Каменный господин??
Детали


А может Собор Петра?
Или... КАМЕННАЯ ДАМА??
Во французском пьере это еще и камень.
Последней наследницей всего дома была женщина - МАРГАРИТА - МАРГО-РИТА, жрица Марго ( от rite, чин, жреческий сан, что не двусмысленно намекает на богиню Моргану, нашедшую свое продолжение под весьма размытым именем Наша Дама ), а все графы Фландрии как один были храбрые воины. (Внизу роспись собора в Куртре, Часовня Графов). На ней, в поздне-средневековой манере, представлены владетели рода Дампьер.



Последнего Людовика прозвали МАЛЕ - т.е. МАРЕ - Марс.
Такой же ассоциативный ряд с руинами настоящего храма Марса я уже описывал в посте про Сан МАЛО, чьи жители пиратствовали - те воевали на море (Марс и Маре - ср. славянское Мара, туман, смерть, призрак). И такое прочтение вполне законно, если учесть что дом Дампьеров, прямой потомок императоров Латинской империи - сиречь Римской империи и вновь таки через женщину - Маргариту, только иную, дочь Балдуина Фландрского, которая своими двумя (!) браками создала специфическую ситуацию соперничества двух родов - Дампьеров и Авенсинов.

Род Авенсинов, удержавший за собой Генегау (графство Эно), в свою очередь был связан с городом Лаон - последним владением последнего французского Каролинга, а пиком борьбы стал брак еще одной Маргариты (та же история что и с Филиппами - это явно тронное имя) с императором Римской империи Людовиком Баварским.

Чем не еще одна война Роз?? Или Маргарит-ок??

Интрига продолжается еще и тем, что дом Дампьеров является одновременно и домом Бурбонов, представлять которых нет нужды (хотя естественно речь идет о первом доме Бурбонов - так уж повелось, у каждого благородного дома есть бесцветный дубликат в раннем средневековье с весьма интересными и неудобными, но много объясняющими, родственными связями, которые упс - уже якобы не имеют значения тк род давным давно угас - по словам историков конечно). Вдобавок сами Дампьеры оказываются каким то образом виконтами Труа и здесь пересекаются с иным могущественным родом - Блуа, который в свою очередь связан с Орлеаном - та же история про два рода, ранних и поздних. К ранним относятся потомки Тибо Плута, интригана и как ни крути, но Каролинга по браку через семейство Вермандуа те по роду и крови почище самих Капетингов, да к тому же еще и родственники угасшей ветви бургундских королей черз Конрада Тихого.
К поздним Блуа относятся потомки герцогов Орленских из династии Валуа.

Смотрите сами - в роду Дампьеров есть ТИБО (ТЕОБАЛЬД), этакий бесцветный персонаж, с титулом виконта Труа.

Но позвольте, в тот же период на всю Францию гремит слава самого богатого и могущественного феодала короны то же Тибо и тоже графа Труа и всей Шампани.

Человек, которому в свое время принадлежало половина северной Франции и кто вполне мог претендовать на корону Франкии, будучи потомком Вильгельма Английского.

Внизу карта владений Тибо Великого (1106-1152), не считая территорий находившихся в зависимости от него. Земли посередине между Парижем и Орлеаном включительно- феод короля, на севере - владения англичан, на юге - герцогов Бургундских:



Карта ниже, показывает позицию графов Блуаских в отношении всего королевства франков:



Именно Тибо Великий убедил Людовика VII послать подальше ту самую Элеанору Аквитанскую и жениться на своей дочери, фактически положив начало конфликту вылившемуся в Столетнюю войну. Нечего и говорить, странные совпадения внутри генеалогий графских родов, которые при пристальном и непредвзятом изучении вскрывают истинные подоплеки событий - наложенные друг на друга разные эпохи, совсем по иному рисуют картину "семейного" клана Валуа и тн английский королей, которые на поверку оказываются чистейшими французами и кровными родственниками своим же врагам и оппонентам.
Возвращаясь к Дампьерам, неплохо было бы взглянуть на собственно город Дампьер, от которого происходит благородная фамилия.





И тут находим весьма интересные факты - для городка, который и в 1793 имел население в 799 человек, весьма удивительно иметь Йешиву с 12 века и хвастаться раввинской школой.

http://fr.wikipedia.org/wiki/Dampierre_(Aube)
http://fr.wikipedia.org/wiki/Isaac_ben_Samuel_de_Dampierre

А вот сам город, или вернее поселок тк эти дома вдоль дороги явно на город не тянут, слегка разочаровывает. Кроме Церкви св Петра и Павла (которая ранее вроде как была посвящена св Николаю), и замка - ничего нет.
Церковь св Петра и св Павла,относимая к 16 веку (или 17?? - даже историки не могут сказать точно, хоть некоторые оптимистично заявляют о 12 веке. Оно и понятно. Ведь само поселение - Домус Петрус, невозможно без этой церкви. А если она построена в 16 веке, то как быть с благородным домом дворян Дампьеров? В честь какого собора или какого Петра-Камня они именовались если церковь в их селении была построена лишь в 16 веке а в список значимых построек (читай с официальной историей) включена лишь в 1913? Посмотрим на церковь и кладбище рядом с ней:





Считается что хор и трансепт относятся к 12 веку, высокие боковые капеллы к 16 веку, неф к 1618 г, башня сверху нефа - к 1682. Канва из ключей св Петра - к 18 веку. Есть статуи девы с младенцем, которая якобы относится к 14 веку и надгробие с останками барона Дампьера, умершего в 1526 г.



Сам замок Дампьер состоит из собственно двух замков. Один является производным архитектуры самое раннее 14 века - именно тогда были в ходу, если верить современным историкам архитектуры тн башенные замки.



Второе же строение, дворцового типа, было сделано в 1660 г архитектором F. Mansar В 1744 для тогдашнего маркиза Дампьера, комнаты обшили деревянными панелями.
Детали

Изображение замка датируемое 1713 г - внизу:





Иными словами собственно ранее 14-16 века найти ничего невозможно.
Аккурат - век Бургундского круга, до того момента как Бургундия распалась на части. Вот только куда после этого отнести род Дампьеров? Быть может в иную эпоху? Или может стоит по другому смотреть на историю? Ведь право же, не может так быть, чтобы официальный наследник владений Фландрского дома и сам Фландрский дом, якобы старший бургундской ветви Валуа лет на 300, оказались современниками?

Второй ассоциативный ряд связан со старым шато. Точно такой же типаж, обычно всегда связанный с 14 веком, уже был показан в посте про Сен Мало. С позиций фортификации, данная конструкция ничем не лучше укрепленного донжона. Единственное преимущество - эстетика. Нападение больших армий он никак не выдержит. От мелких банд или местных крестьян - вполне сгодится и старая одно башенная конструкция.



Тесно стоящие друг к другу башни лишь немного дадут преимущества при перекрестном огне, но абсолютно не спасут от артиллерии. Вот к примеру замок Rambures в Пикардии.



Очевидно, что его готовили к обороне с учетом артиллерии. Наверное поэтому и дату ему дали в 15 веке.

Но знакомые силуэты складываются в архетипичную картинку. Ведь это не просто замок - это тот самый Тампль.





Да к тому же еще построенный на местности Le Marais в Париже. Считается что это было место болот, осушенное тамплиерами и ставшее их собственностью где они разместили собственный главный штаб - Тампль те Храм.
Детали

А может это вовсе не болото было?
Даже при всех сверх способностях тамплиеров, осушать болота задача не из легких. И не только осушать, но и активно застраивать.
Вот макет построек той эпохи:



и макет уже после тамплиеров:



Заметьте следы "античности", так тщательно выложенные реконструктором.
Не будь это поздним шато, будь это Италия, а не Франция, вполне можно было бы сказать, что это руины римлян.

Другой ряд слов и понятий куда более логичен чем простое "болото", во всяком случае как по мне - Marais, March, Male, Marc, Mars - все эти понятия так или иначе связаны с богом войны Марсом - даже название пограничной военизированной административной единицы - марка, тоже указывает на воинственные корни. И что тогда мы имеем? Le Temple de le Marais или Le Temple aux Marais - Храм на болоте или Храм Марса. И кто тогда тамплиеры? Воины Марса, те, кого церковь до сих пор почитает как военных святых на востоке, и объявила еретиками на Западе (что кстати открывает неплохой горизонт для спекуляций на тему, кто и когда принес христианство). Вот и выходит, что замок Дампьер был возможно резиденцией тамплиеров и частью их культа, равно как и Дом Дампьер и Марго-рита, и прочие на первый взгляд понятные вещи, приобретают свой второй, скрытый смысл.

Впоследствии, на месте реальности, рисуется скрытая история в виде литературной истории. Это иная форма мифа, укрытая внутри списков имен, ставших из символов, персоналиями. Известно, что Фландрский дом, графов и правителей Фландрии, происходящий от некоего Бадуэна- Baudouin, имел длинный ряд правителей, среди которых было неизменным имя Бадуин, Арнульф и Роберт. Два Роберта в линии правителей, были побочной ветвью и получил власть в ходе борьбы. Что весьма красноречиво отразилось в его имени - Робер, разбойник. Сами Бадуины - могли быть всего лишь титулом местного правителя - благо (бё) дающими(доне). Впоследствии реалии местных племен и традиций, расписали в терминах привычных 16-17 веку, почти ничего не исказив. Ведь если почти ничего не известно, то чтобы не было сказано, все может быть правдой. Именно это, скрытое, перешедшее в некую символическую наследственность, я пытался проследить через внутреннее убранство замка Ришелье.
Там, я столкнулся с двойным потоком трактовки, тройным, если считать и официально принятый. Эти два потока, оба скрытые, кажутся призваны скрыть друг друга не только от внешних, но даже от внутренних. Чтение символов и цветов, как одна сторона кода восприятия, созданная в терминах уже более позднего времени, собственно в ту же эпоху что и сам замок, оперировала более старыми смысловыми и бытийными кодами. Я далек от того, чтобы верить в самоценность символов. В конец концов, символы это просто якоря, которые всегда рано или поздно, приводят к конкретным вещам, чья "плоть и кровь" отнюдь не символична.
При этом трактовка символов, сделана в контексте эпохи, как и сокрытие этих же символов. Другими словами, чтобы понять знаки, стоит еще научиться понимать тех, кто сам понял эти знаки и оставил их для будущих поколений, которые умысливались ими по своему. Эти несколько слоев семантики каждой эпохи, в свою очередь создают мозаику, под которой вновь таки, начинают проступать совершенно иные лики. Это как увидеть смысл в бессмысленном, чтобы оказаться перед еще большей бессмыслицей, в которой сокрыт еще больший смысл. Этот прошлый пласт культуры, оставил свое наследие в именах и явлениях, которые еще стоит осмыслить.
Арго французов, позволяет весьма интересные трактовки и скрытые смыслы. Это и есть второй, скрытый смысловой поток, который сам уже был старым и непонятным, в эпоху, которая сама с трудом уже понимается сейчас. Да, разумеется, нарративные схемы основанные на трудах историков 19 века, свято верившим, что если все учесть и каталогизировать, то можно достичь некой условной истины, якобы облегчают понимание. Но на самом деле, именно эти схемы, основанные на убежденности историцизма 19 века в своем праве отменять прошлое и переиначевать его согласно своему пониманию, как раз и мешают увидеть собственный смысл внутри прошлого.

Снятие этих очков, которые уже даже кажутся не отделимыми от глаз, и есть первый шаг в сторону верной интерпретации.

Можно менять подходы к сортировке, но если все время сортировать мусор и пользовать одни и те же инструментарии, изменение расположения кучек мусора, не добавить ничего к освобождению от замусоренности как таковой.

Выше я указал, что все факты указывают на позднее наследие дома Дампьер.
Что в принципе объяснимо тем, что к власти и богатству, Дом Дампьер, пришел в достаточно позднем времени. Хотя это нисколько не добавляет достоверности тому что есть, особенно если учесть, что семейств Дампьер было несколько.

С иной стороны, отрешась от собственно личностного прочтения данной истории, как кажется, эти имена и истории, есть попытки инкорпорировать, особенно в Галлии, с ее специфической культурой и языком, некий прошлый пласт культуры и цивилизации, чьи мифы жизни были отличны от эпохи, которая мыслила этими мифами.

Примерно тоже отмечала Сюзан Рейнольдс, в своей "Fiefs and Vassals" - мы мыслим прошлое через призму интерпретаторов, зачастую даже не понимая этого.




Картинка кликабельна

Архитектура, Франция, Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up