ШАХМАТЫ:

Apr 03, 2015 08:57

Оригинал взят у prong777
Оригинал взят у lovelyman111
Оригинал взят у theallexbekk
Оригинал взят у skyruk



Сегодня я расскажу вам о нескольких шахматных вариантах, которые ещё совсем недавно были популярны. Так что, слушайте и не говорите, что вы не слышали.



ЧЕТВЕРНЫЕ ШАХМАТЫ (CHESS-4, 4-WAY CHESS, QUATRO CHESS, FOUR-HANDED CHESS)
Четверные шахматы или шахматы для четырёх игроков - разновидность шахматной игры, распространённая в некоторых странах Европы в недалёком прошлом. Несмотря на то, что по-видимому, такие шахматы косвенно восходят к индийской чатуранге (а точнее чатурадже), в которую тоже играли вчетвером, распространены они были, в основном, в Европе. Изобретение современных правил четырёхсторонних шахмат приписывается капитану Джорджу Верни (George Verney); эта версия с модифицированными правилами М.И.Хьюза-Хьюза (M.E.Hughes-Hughes) на протяжении многих лет является самой популярной в Европе. Эти правила часто публиковались в различных книгах и сборниках игр, поэтому они не являются чем-то экзотическим и гораздо более известны, нежели любой другой вариант четверных шахмат.

.
Доски для четверных шахмат бытовали разные (известны «классические» варианты на 64, 100, 120 и 192 клетки, хотя в последние десятилетия появились несколько новых систем), однако основой почти всегда была стандартная шахматная доска 8х8, к которой с каждой стороны были добавлены базовые «лагеря», где расставлялись фигуры перед началом игры: два, три, реже четыре ряда клеток.
.
Обычно игра велась двумя парами союзников, сидевших напротив друг друга, иногда - двумя шахматистами, каждый из которых управлял фигурами - своими и партнёра. Помимо чёрных и белых, в игре участвовали также красные и зелёные. Расположение цветов таково (против часовой стрелки): белые, зелёные (или синие), чёрные, красные (в ином варианте: белые, красные, жёлтые, чёрные, возможны и другие сочетания). Расстановка фигур, в основном, соответствует классической, однако ферзь у всех четырёх игроков либо располагается справа от короля, либо стоит на белой клетке. Короли союзников во время игры могут находиться на соседних клетках, в то время как короли соперников не могут встать рядом, даже если один соперник заматован. Очередь хода переходит против часовой стрелки: белые - синие - чёрные - красные. Игроки, сидящие друг напротив друга, являются союзниками.

.
Все фигуры ходят так же, как в классических шахматах. Исключение составляют пешки: поскольку союзные пешки движутся навстречу друг другу, они не могут друг друга рубить. Эта проблема в четверных шахматах решена довольно занятно: при встрече таких пешек на вертикалях любой из союзников имеет право сделать скачок непосредственно через пешку, при условии, если клетка за встречной пешкой свободна. Превращение пешки в фигуру того же цвета происходит на последней линии, где она заканчивает движение, то есть в любой из 14 прямых и фланговых клетках.
.


Цель игры - поставить мат обоим королям соперников. По принятым в Западной Европе правилам заматованный король и вся его армия остаётся на доске. Более того, его можно освободить, взяв или заставив уйти фигуру соперника, которая поставила мат, после чего союзник снова вступает в борьбу. Тем не менее, игрок, королю которого поставлен мат, перестаёт участвовать в игре - или до конца, или до того момента, как его король освободится.

.
Четверные шахматы были довольно широко распространены в России и за рубежом в XVIII веке (в Лондоне в 1885 году даже существовал клуб любителей четверных шахмат). Весьма интересовались в своё время этой игрой шахматный чемпион мира Хосе Капабланка и известный русский гроссмейстер Михаил Чигорин. Однако ныне четверные шахматы окончательно ушли в область курьёзов, стали игровым «динозавром», диковинкой и почти исчезли из практики. Специфическая ниша, которую они сегодня занимают, не спортивная и даже не игровая, а скорее, символическая, культурная и артистическая: изображение шашечного «креста» можно встретить в живописи, фотографии, элементах дизайна..

К примеру, словенские авангардисты Laibach (на снимке), представляя публике в 2003 году свой новый альбом «WAT», на концертах играли на сцене под музыку в четверные шахматы, а камера транслировала всё происходящее на доске на большой экран. При этом словенские музыканты использовали самую большую доску из возможных (192 поля).
.
Любопытен, однако, тот факт, что для немногочисленных любителей спортивной игры в четверные шахматы сегодня выпускаются специальные шахматные часы в виде тетраэдра с циферблатами на каждой стороне. Переключают их, переворачивая эту пирамидку на специальной подставке.
.
ЧЕТВЕРНЫЕ ШАХМАТЫ С КРЕПОСТЯМИ, РУССКИЕ ЧЕТВЕРНЫЕ ШАХМАТЫ (FORTRESS CHESS, RUSSIAN FOUR-HANDED CHESS)
С четверными шахматами Россию познакомил первый русский шахматный «гроссмейстер» А.Д.Петров - его статья появилась в «Шахматном листке» (№ 44, август 1862 года). Однако «русские» четверные шахматы или четверные шахматы с крепостями (англ: «Fortress chess») имеют существенные отличия от европейской версии. К доске 8х8 добавлены не три, а только два ряда с каждой стороны, при этом по углам к доске пристыкованы ещё четыре «четверти» доски в каждом (4х4=16); всего получается 192 клетки. Такие углы на 16 клеток и назывались «крепостями». Они располагаются справа от игрока и отделяются от соседа глухой стеной - чертой, «непроницаемой» для вторжения; входить и выходить из крепостей можно только через «ворота». В каждой крепости игрок в произвольном порядке располагает три дополнительные фигуры - слона, коня и ладью.


В отличие от европейских правил, ферзь всегда стоит слева от короля, а очередь хода в русских четверных шахматах переходит по часовой стрелке. Ещё одно отличие от европейских четверных шахмат заключается в том, что в русских четверных все фигуры заматованной стороны тотчас же снимаются с доски, и дальнейшую борьбу второй союзник продолжает в одиночку.
.
Естественно, стратегически такая игра чуть более предсказуема, чем обычная (к примеру, в таких условиях преимущество неизбежно отдаётся короткой рокировке), однако и заматовать короля, сбежавшего в крепость, становится весьма непростой задачей. Помимо прочего, такие шахматы являются в некоторой степени полифигурными - резерв может сильно повлиять на ход партии, хотя по некоторым правилам резервным фигурам запрещается выходить на основное поле.
.
В 70-х годах XX века в СССР наблюдалось некоторое оживление интереса к четверной игре. В Москве прошло три официальных первенства по четверным шахматам, около 70 шахматистов получили парные разряды. Сейчас эта игра прочно забыта. Ни разу не видел в реале ни наборов для четверных шахмат с крепостями, ни играющих в них шахматистов.
.
ШАХМАТЫ ЧЕТЫРЁХ СЕЗОНОВ (FOUR SEASONS CHESS) - игра для четырёх игроков на стандартной доске 8х8, известная, по крайней мере, с 1283 года, когда правила её были упомянуты в «Книге игр» Альфонса Мудрого под названием «Acedrex de Los Quatros Tiempos». Игра явно преобразована из средневекового шатранджа, однако заметно влияние и индийской чатураджи.


По замыслу их неизвестных создателей, четыре играющие стороны здесь олицетворяли 4 времени года, 4 стихии, а также 4 типа характера, которые в средние века учёные связывали с преобладанием в человеческом организме тех или иных телесных жидкостей или соков, т.н. «гуморов» (от лат. humor - влага). Последние, согласно античным и средневековым представлениям, представляют собой некие элементарные жидкие субстанции, которые влияют на психическое и физическое функционирование организма. В традиционной медицинской астрологии огонь именуется «жёлтой желчью», земля - «чёрной желчью», вода - «флегмой» или «слизью», воздух - «кровью». Пятым «принципом» был эфир, который мог перерождаться во все гуморы и регулировать их пропорции в теле человека. Эфир древние эскулапы и астрологи связывали с психикой и внутренней энергией человека (вообще, логично, ибо не всё в жизни человека решает один лишь характер).
.
Эта «теория гуморов», изложенная в трудах Гиппократа и Галена, лежала в основании традиционной западной медицины на протяжении многих столетий. Отголосками этой традиции, сохранившимися до наших дней, являются Клятва Гиппократа, астрологические и оккультные практики, и вот эти самые шахматы. Сами же по себе эти ранние и умозрительные представления ныне рассматриваются как предшественники нейрогуморальной теории регуляции физиологических функций). «Книга игр» описывает эти явления следующим затейливым образом:


«Существуют ещё одни шахматы, кои древние мудрецы создали после <открытия> четырёх времён года, установленные следующим образом: первый сезон - это весна, которая наступает в середине марта и длится до середины июня, второй сезон - лето, которое наступает в середине июня и продолжается до середины сентября, третий сезон - осень, которая наступает в середине сентября и проходит через середину декабря, четвёртый сезон - зима, которая наступает в середине декабря и продолжается до середины марта, и эти четыре сезона соотносятся как четыре элемента: весна - воздух, лето - огонь, осень - земля, зима же является водою. И поскольку, как мы говорили выше, в первом сезоне, весной, всё растёт и цветёт, а деревья и растения зеленеют, посему и воздух его элементом является более, чем для любого другого времени года, поэтому они сделали этот сезон зелёным. А лето, которое жарче и суше, нежели другие сезоны, они уподобили огню, который сходную природу имеет. И поэтому они придали этому времени года красноту, которая является его свойством. Осень суха и холодна, ибо её элементом является земля; она более умеренна, нежели лето, поелику она, как правило, в большей степени холодна, нежели тепла. То, что пышет летом, родит и обновляется в этом сезоне. И потому, что его элементом является земля, а её природа - холодность и сухость, поэтому они сделали цветом этого сезона чёрный. Зиму они отдали водной стихии, которая холодна и мокра, поелику в этом сезоне обильны холод, лёд, снега и дожди. И потому, что его элементом является вода, они сделали его цвет белым. И подобное сходство они сделали в соответствии с четырьмя соками, которые произрастают в организме человека, как то: кровь, которую они отнесли к весне; и желчь для лета; и меланхолия для осени; и слизь для зимы. Из этих четырёх сезонов, которые мы описали выше, первый весна. И кровь растёт в нем больше, нежели во всех остальных. А летом желчь; а осенью меланхолия; а в зимнее время флегма. Времена года делятся таким манером: весна умеренна, поелику она меж зимой, которая очень холодна, и летом, которое весьма жарко. Согласно древним мудрецам, она стремится более к теплу, нежели к холоду, поелику движется к лету, которое принимает, а не  к зиме, которая передаёт. Лето жарко и сухо от теплоты предыдущей весны и теплоты же подступающей осени. Осень умеренна и, как правило, в большей степени холодна, чем тепла, поелику она находится между летом, которое является очень жарким, и зимой, которая очень холодна, забирая больше от грядущего сезона, чем от минувшего. Зима, которая приходит меж осенью и весною, вельми студёна, поелику принимает стылость и от прошлой осени, и от предстоящей весны. И таким образом, все времена года берут друг от друга. И, как четыре времени года и четыре гумора, они разделили фигуры этих шахмат на четыре части, каждая со своим собственным цветом, как вы слышали выше, который подходит каждый <своему> сезону».
.
Таким образом, фигуры четырёх цветов олицетворяли собой (последовательно):
Зелёные - весна, воздух, кровь, сангвиник;
Красные - лето, огонь, жёлтая (в оригинале - красная) желчь, холерик;
Чёрные - осень, земля, чёрная желчь, меланхолик;
Белые - зима, вода, лимфа, флегматик.
.
Игра ведется на квадратной доске 8x8. Из иллюстраций и рисунков видно, что на доске с обычной «европейской» шашечной разметкой были дополнительно отмечены две больших диагонали, пересекающие восемь центральных клеток (одна - c3, d4, e5, и f6; другая - c6, d5, e4, и f3), однако назначение их неясно - скорее всего, они визуально помогали игрокам регулировать движение пешек, которые шли в разные стороны.
Крайне любопытно, что в этих шахматах изначально на доске отсутствуют ферзи, и это притом, что пешки превращаются именно в ферзей. Количество фигур у каждого игрока аналогичное (король, ладья, слон, конь и четыре пешки), однако расстановка иная: король ставился в углу доски, на соседние поля ставились ладья и конь, впереди, на первой диагональной клетке - слон, а четыре пешки обрамляли это боевое построение с двух сторон. При этом зелёный и чёрный кони стоят справа от своих королей, в то время как белый и красный - слева от них.


Красные: Крa1; Лb1; Кa2; Сb2; п: a3, b3, c1, c2.
Чёрные: Крh1; ЛG1; Конь h2; Сg2; п: g3, h3, f1, f2.
Белые: Крh8; Лg8; Кh7; Сg7; п: h6, g6, f8, f7.
Зелёные: Кра8; Лb8; Ка7; Сb7; п: a6, b6, c8, c7.
.
Начальная расстановка (против часовой стрелки): зелёные, красные, чёрные, белые. Король, ладья и конь ходят как в классических шахматах. Слон повторяет ход шатранджа - по диагонали через одну клетку, и может перепрыгивать через другие фигуры. Пешка ходит как в классических шахматах, однако не имеет двойного первого хода. Бьёт на одну клетку по диагонали вперёд по направлению движения. Сами направления движения пешек различались. Скажем, пешки a3 и b3 могли ходить «вверх», а красные пешки c1 и c2 - «вправо». Когда пешка достигает последнего ряда, она превращается в ферзя - медлительную фигуру из шатранджа, которая может ходить и бить только на одну клетку по диагонали в любую сторону.
.
Зелёные ходят первыми, очередь хода переходит против часовой стрелки (зелёные - красные - чёрные - белые). И мат, и пат являются проигрышем. Заматованный король удаляется с доски, а все его фигуры переходят под управление игрока, который этот мат объявил. Если все фигуры игрока заблокированы, они также удаляются с поля.
.
Хотя обычно играли без костей, в правилах упомянуто, что игру можно вести с кубиком, который бросают перед каждым ходом, как в чатурадже: «6» - ход короля, «5» - ферзя, «4» -  ладья, «3» - конь, «4» - слон, и «1» - пешка. Последнее правило не совсем понятно, поскольку никаких ферзей изначально на доске нет.
.
В комментариях в «Книге игр» очень мало говорится о стратегии шахмат четырёх сезонов, и вообще, возникает такое ощущение, что игра была чисто умозрительной алхимической моделью, а не развлечением. Всю игру пронизывает сильнейший символизм, слабо связанный с играбельностью системы. Так, книга требует от игроков делать первые ходы в направлении противника справа, защищаясь от соперника слева, но оправдывает это исключительно сменой времён года, а не какими-то стратегическими соображениями. Выглядит это буквально так:
.
«Игрок с зелёными фигурами ходит первым, и он должен пойти в направлении направо от него, в сторону другого игрока, у коего красные фигуры. Это направление движения  к лету. Тот, кто имеет красные фигуры, должен такоже идти ко другому игроку, у коего белые фигуры, в то же время защищать себя от зелёных. Играющий чёрными такоже будет выступать вправо, супротив игрока, коий имеет белые, всегда бережася от нападения игрока с красными фигурами. Тот, кто имеет белые фигуры, делает сходным образом, остерегаясь атаки чёрных. После <первого хода> каждый игрок может двигаться по своей воле. Таким образом, в игре эти четыре игрока принимают очередь друг от друга, как времена года, которые такоже сменяются друг за другом. И каждый из этих четырёх игроков должен сделать ставку на игру. После этого он должен выплачивать оную ставку с кажной фигуры, которую теряет, а такоже и после каждого шаха, его королю объявляемого. И когда игроку поставлен мат, он выплачивает победителю сумму <ставок> за столько фигур, сколько у него <осталось> на доске, а затем снимает их. Тот же из трёх игроков, которые остаются после того, как выбыл первый, и который будет побеждён, оставляет на доске <фигуры> так, как победили, и <выплачивает> ставку за каждую из его фигур, которые остаются, когда ему нанесли поражение. Из двух оставшихся игроков, тот, кто выиграет, берёт себе все деньги <за фигуры> на доске, плюс проигравший платит ему ставки за каждую из оставшихся у него фигур».
.
Гарольд Мюррей пишет, что хотя игроки друг напротив друга не являются партнерами, косвенным образом их интересы совпадают (по крайней мере, в начале игры). Следуя принципу «Враг моего врага - мой друг», соседи справа и слева являются общими противниками для игроков, сидящих напротив. Однако, как только один игрок победил другого, более полезно заключение другого временного альянса двух слабых сторон против сильной. Последний оставшийся игрок выигрывает игру.
.
ЕНОХИАНСКИЕ ШАХМАТЫ (ENOCHIAN CHESS) представляют собой ещё одну удивительную модификацию четверной игры. Однако они не имеют отношения к шахматному сообществу - игра здесь окончательно предстаёт как мистическая, сакральная практика, популярная в кругах викторианских оккультистов конца XIX - начала XX века, Ордена Золотой Зари.


Первоначально этот шахматный вариант называли «шахматами Розенкрейцера», в честь Ордена Розы и Креста, континентального мистического братства, от которого якобы и произошёл Орден Золотой Зари. Енохианскими же шахматы были названы в честь библейского патриарха Еноха, отца Мафусаила. В оккультной традиции прошлого (по крайней мере, во времена правления королевы Елизаветы I) Еноха считали носителем скрытого знания, ибо в Библии о нём сказано, что «…ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Бытие 5:24), а также: «Верою Енох был переселён так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евреям 11:5).
.
Енохианские шахматы впервые упоминаются членами оккультного Ордена Золотой Зари, которые использовали их как для предсказаний, так и для игры, однако в документах нет описания полных правил игры. Поэт У.Б.Йейтс (1865-1939), сам состоявший в Ордене, писал в своих мемуарах, что в 1894 году он познакомился с «любопытной формой игры в шахматы для четверых игроков». Одним из его партнёров был Макгрегор Мазерс (1854-1918), отец-основатель Ордена, другим - видный оккультист Израэль Регарди (1907-1985). Последний в своей книге «Золотая Заря» даёт описание доски и фигур, приводит два варианта расстановки фигур и излагает методики, посредством которых могут быть получены другие расстановки. Регарди приписывает происхождение этой информации, включая движение фигур, «Официальному Ритуалу», написанному Мазерсом.
.
Члены Ордена Золотой Зари полагали Енохианские шахматы тайной дисциплиной, поэтому указать, кому принадлежит их авторство, невозможно. Официально изобретателем игры считается основатель Ордена доктор Уинн Уэсткотт (1848-1925), но некоторые (в том числе и сам Уэсткотт) утверждали, будто документы с описанием правил Енохианских шахмат были унаследованы Орденом от некоей неназванной оккультной группы из Германии. Полные правила Енохианских шахмат основаны на поздних исследованиях оккультистки Крис Залевски.


Енохианские шахматы были игрой четырёх сторон, но не четырёх игроков - обычно играли двое, и каждый играл за одну сторону, но при этом делал ходы и за своего «союзника», в качестве которого выступал вызванный им «дух», а сам он выступал в роли медиума. Собственно, в умении призвать «духа», общаться с ним, «принимать» транслируемые им ходы и заключалась оккультная практика Енохианских шахмат.
.
Расположение и движение фигур по доске толковалось адептами отдельно. Магические практики Ордена Золотой Зари не представляют особого интереса для шахматного сообщества, с игровой же точки зрения Енохианские шахматы являют собой любопытный гибрид шахмат Четырёх Сезонов, индийской чатураджи и больших шахмат Тамерлана, хотя отличия от всех трёх систем довольно значительны.
.
Члены Ордена Золотой Зари использовали особые четырёхцветные доски, каковых было четыре типа и каждая олицетворяла свою стихию.

.
Каждая клетка была разделена на четыре треугольника, окрашенные в один из четырёх цветов; эти треугольники сами по себе не имели отдельного игрового значения, а были только составными частями игровых полей; каждый из четырёх элементов квадранта помечается: геомантическим символом, буквой еврейского алфавита, словесным наименованием карты Таро и астрологическим знаком Зодиака. Сочетание мистических символов и шахматных фигур давали магу знание будущих событий.
.
Полностью скопировать расстановку индийской чатураджи на классической доске 8х8 невозможно (в современных шахматах пять типов фигур, а не четыре). Однако, несмотря на кажущуюся внешнюю сложность, в Енохианские шахматы можно играть и на классической доске 8x8 с дополненными полями. Эти четыре угловых поля (a1, a8, h1, h8 по классической шахматной нотации) являются «престолами» и имеют особые свойства, связанные с четырьмя королями. Эти клетки делают большего размера, так, чтобы на них уместилось две фигуры.

.
У каждого игрока в начале партии пять фигур - король, ферзь (королева), ладья, конь и слон, и четыре особые пешки. Играют две «команды», всегда синие и чёрные против красных и жёлтых. Правила Енохианских шахмат допускают восемь различных начальных расстановок, обозначаемых сочетанием четырёх стихий - огня, земли, воды и воздуха. Все восемь вариантов равноценны, ни одному не отдаётся предпочтение. Регарди упоминает о существовании 16 возможных начальных положений, но Залевски вполне резонно заключает, что расстановок только восемь, потому как остальные восемь попарно идентичны им (например, комбинации «Воздух Огня» и «Воздух Земли» выглядят одинаково, поэтому эти две расстановки объединены под общим названием «Воздух Огня и Земли»).
Во всех восьми вариантах расстановки «престол» занимают две фигуры: король и ещё одна. Такое допускается только в начале игры - после того, как король или вторая фигура уведена с «престола», на нём больше не могут одновременно находиться две фигуры на всём протяжении игры. Если же фигура противника перемещается на «престол», всё ещё занятый двумя фигурами, обе они считаются взятыми.

.
В качестве фигур члены Ордена использовали статуэтки из жёсткой бумаги, похожие на бумажных кукол или игрушечных солдатиков тех времён. У каждой были уникальное имя и облик, взятые из египетского пантеона (так например, роль коня играла фигурка бога Гора), и все фигуры были раскрашены в четырёхцветной гамме. Каждая фигура была установлена на красной, жёлтой, синей или чёрной подставке в зависимости от её «масти». С обратной стороны фигура была окрашена в зависимости от типа: короли - в белый цвет, кони - в красный, королевы - в синий, слоны - в жёлтый, и ладьи - в чёрный.
.
Ходы фигур.
Король перемещается на одно поле в любом направлении, как в классических шахматах.
Королева (ферзь) ходит на два поля в любом направлении, как «алибаба» - фигура сказочных шахмат, сочетающая в свойства слона из шатранджа (альфиль) и катапульты (даббеба) из шахмат Тамерлана. Королева также может взять других королев особым способом - «пересечением королев».
Ладья ходит так же, как в классических шахматах. Рокировки в Енохианских шахматах нет (что, в общем, естественно, поскольку король и так изначально находится в угловой «крепости»).
Слон ходит по диагонали на любое количество клеток, как в классических шахматах. Кроме того, слон, подобно королеве, может брать других слонов особым способом - «пересечением слонов».
Конь ходит так же, как в классических шахматах.

Четыре разных пешки (пешка-королева, пешка-ладья, пешка-слон и пешка-конь) ходят на одну клетку вперёд и бьют на одно поле вперёд по диагонали, как в классических шахматах; длинный первый ход на две клетки не разрешён. По достижении противоположной стороны доски пешка может превратиться только в фигуру своего типа, причём, происходит это, только если игрок уже потерял хотя бы одну пешку; превращение откладывается, если ни одна из пешек игрока ещё не взята. Правила умалчивают, что делать, если союзные пешки встречаются лоб в лоб, но, скорее всего, здесь применяется тот же прыжок, что и в обычных четверных шахматах. Регарди и Мазерс подтверждают описания ходов королевы и слона, которые приводит Залевски, однако ни в оригинальных текстах Золотой Зари, ни в переводе Залевски не используется термин «тип пешки» (всю номенклатуру автор эссе заимствовал из шахмат Тамерлана для разъяснения правил превращения).
.
Перед началом партии игроки должны выбрать, какую из восьми расстановок и на какой доске они будут использовать, и определиться, кто каким цветом будет играть. Выбор «стихийной» доски определял, кто ходит первым (на доске воздуха начинают игру жёлтые фигуры, на доске огня - красные, воды - синие, а земли - чёрные). Далее игроки согласовывают расстановку. На доске огня или земли могут быть использованы только расстановки огня и земли, на доске воздуха или воды, соответственно, воздуха или воды и т.д. Затем игроки бросают кость. По сумме очков, от наибольшей до наименьшей, определяется очерёдность, согласно которой игроки выбирают цвет фигур, которым будут играть, и тем самым определяют союзников и противников в данной партии. Автор эссе, Джефф Риентс, находит подобный метод странным, ибо в этом случае состав «команд» определяют игроки со вторым и третьим результатом. Игрок с наибольшим количеством очков получает привилегии в выборе цвета (и в выборе очерёдности хода), но вместе с тем «победитель» находится в зависимости от других в вопросе выбора союзника.
.
Очередь хода передаётся по часовой стрелке. В Енохианских шахматах нет победившего игрока - выигрывает или проигрывает только «команда» (например, если синие вышли из игры, но чёрные продолжают играть и побеждают красных и жёлтых, выигрывает «команда» синих и чёрных). Участникам «команды», как правило, запрещено взятие союзных фигур, если иное не оговорено. Фигуры одной «команды» не могут угрожать друг другу, поэтому синие и чёрные (соответственно, также красные и жёлтые) короли могут находиться на смежных полях, не создавая шаховой ситуации.
.
Целью игры является взятие (именно взятие!) обеих королей противников. Мат не объявляется, однако игроки обязаны предупреждать противников, объявляя шах. Атакованный король должен совершить ход, даже если при этом идёт под новый шах. Походить другой фигурой в этом случае можно, только если король блокирован своими или дружественными фигурами так, что не может быть уведён из-под шаха. Когда король взят, все фигуры этого цвета становятся «замороженными»: они остаются на доске, но неспособны двигаться и угрожать другим фигурам. Их также нельзя взять, они просто остаются на своих местах, блокируя занятые клетки.
Захват «престола».
.
Проведение короля на союзный «престол» передаёт игроку и контроль над союзными фигурами (то есть, союзные армии всё ещё ходят порознь, но находятся под контролем одного игрока). «Замороженные» фигуры могут быть таким образом возвращены в игру. Этот игрок сохраняет контроль над обеими армиями, даже если король, захвативший «престол», ушёл с него. Если же король-узурпатор взят, контроль над союзной армией возвращается к первоначальному игроку (при условии, что его король всё ещё находится на доске). В противном случае обе армии лишаются королей и «команда» считается проигравшей. Захват «престола» соперника не играет никакой роли.
.
Обмен пленных королей. Игроки обеих «команд», захватившие вражеских королей, могут договориться об «обмене пленными». Обмен может быть произведён, только если оба игрока согласны и ни один не потерял собственного короля. В случае обмена короли возвращаются на свои «престолы» или на самые близкие к ним поля, если «престол» занят. Залевски не указывает, как разместить короля, если «престол» занят и есть несколько свободных полей, равноудалённых от него - по-видимому, каждый игрок решает это сам. «Замороженные» фигуры возвращаются в игру сразу после обмена королями.
.
Привилегированная пешка. Если игрок остается с королём, королевой и пешкой, или с королём, слоном и пешкой, а также с королём и пешкой, эта последняя пешка объявляется «привилегированной». По достижении края доски она может превратиться в королеву, ладью, слона или коня по выбору игрока; по сути, привилегированная пешка является обычной классической пешкой. Однако если привилегированная пешка повышается до фигуры, которая всё ещё находится в игре, эта фигура «понижается» до пешки своего типа.

.
Пересечение («парад») слонов. При любой из восьми расстановок слоны каждой «команды» привязаны к одному цвету, т.е. красный и жёлтый слоны перемещаются по чёрным полям, а их противники, чёрный и синий, - по белым. Особый случай, известный как «пересечение слонов», позволяет союзным слонам захватить вражеских. Пересечение подобно «параду (триумфу) ладей» в индийской чатурадже. При образовании квадратной позиции 2x2, вовлекающей всех четырёх слонов, слон, ходивший последним, берёт остальных трёх. Пересечение - особый случай, когда разрешено брать союзную фигуру. Однако, в отличие от «триумфа ладьи», пересечение слонов разрешено только при пяти вариантах размещения слонов. Пересечение может случиться на c4, c5, d4, и d5, как показано на иллюстрации, и в комбинациях: (b2, b3, c2, c3), или (b6, b7, c6, c7), или (f6, f7, g6, g7), или (f2, f3, g2, g3). Другие четыре варианта пересечения не дают.
.
Пересечение королев. Королевы «команд» противников также привязаны к разным цветам. Их пересечение происходит точно таким же образом, что и пересечение слонов. При этом слоны и королевы не могут образовать общее пересечение: все вовлечённые в пересечение фигуры должны быть либо слонами, либо королевами.
.
Оголение короля. Когда оба игрока одной «команды» остаются только с голыми королями, игра заканчивается вничью.
.
Игрок может выйти из игры в любое время, передав свои фигуры в распоряжение товарища по «команде» (вероятно, это было необходимо в оккультной практике на случай внезапного разрыва спиритического контакта и ухода вызванного «союзника» обратно в царство духов). Если у выходящего из игры остался только король, его союзник получает право ходить и этим голым королём, и собственными фигурами как во время своего хода, так и во время хода союзника. Если же у вышедшего игрока остаются какие-либо другие фигуры, то армии могут ходить только в свою очередь.
.
Пат. Если любой ход игрока ставит его короля под шах, но в данный момент под шахом он не находится, объявляется пат. Игра продолжается, но игрок не имеет права ходить, пока другой игрок не разрушит патовую ситуацию. Может быть объявлена ничья, если игрок находится в патовой ситуации, а его союзник также вне игры (то есть: также в пате, или его король взят, или он вышел из игры, или его король под патом занимает «престол» союзника).
.

Поскольку в Енохианские шахматы часто играли меньше чем четыре человека, игроки ходили фигурами двух цветов и не имели права нарушать эту очерёдность (например, если игрок играет и красными, и жёлтыми, красные фигуры не могут ходить во время хода жёлтых, за исключением случая, когда жёлтые взяли под контроль красных). Играющий двумя цветами не может выйти из игры, как было описано выше.
.
В целом видно, как четверные шахматы постепенно мутировали из игры и научной модели в артистическую, мистическую и даже оккультную практику, чего с обычными шахматами не случалось за всю их историю.
*
Дмитрий Скирюк

Интересное

Previous post Next post
Up