"Культурный авианосец для культурных людей." Часть №2

Feb 14, 2015 16:44

Источник: alexandrov_g


"Культурный авианосец для культурных людей." Часть №1

Что интересного в культуре? В культуре интересна культура. Чем интересен человек? Тем, что он человек, понятное дело. А человек считает культурой то, что нравится ему и отказывает в праве называться культурой тому, что не соответствует его высоким личным запросам. Если же свести культуру и человека лицом к лицу, то самым интересным результатом такого противостояния будет та очевидность, что культура плевать хотела на мнение о ней одной отдельно взятой критически мыслящей личности, поскольку культура наполняет собою пространство, измеряемое внутренним миром не человека, а человечества.

И то, что думает о культуре один человек, имеет исчезающе малое значение в сравнении с мнением о культуре миллиардов людей, а они своё мнение выражают в виде потребления не культуры в чистом виде, а продуктов культуры, которые мы можем классифицировать так же, как классифицируют люди живые организмы - царство, тип, класс, отряд и так далее. И иногда культура запускает свои невидимые щупальца в наши головы так, что мы её присутствия не замечаем, а иногда гулкое культурное пространство в семь миллиардов человеческих голов отзывается не только звуком, но и образом, обретающим зримые черты. Зримые всем человечеством.


Ну вот, например, архитектура городов. Что такое downtown сегодня знает любой житель Земли, на каком бы языке он ни говорил, а skyline Шанхая если чем и отличается от зубчатой панорамы любого портового города Северной Америки, то разве что масштабом, что понятно, так как в Шанхае китайцев живёт больше, чем живёт американцев в Портлэнде или канадцев в Ванкувере. А между тем ничего подобного не наблюдалось в момент "первого американского пришествия", случившегося после Второй Мировой, когда запечатлённые на открытках виды американских городов поражали своим футуризмом воображение европейцев так, как если бы открытки присылались с другой планеты.

То же самое касается одежды. В весёлые пятидесятые американца можно было за километр опознать по стрижке и белым носкам. Сегодня не так, сегодня весь мир одевается одинаково и одинаковость эта имеет источником образцы, увиденные на экране, а экран забит визуальной продукцией, сходящей с конвейера калифорнийской индустрии развлечений. И нравится вам или нет, но то, как вы одеваетесь это культура. А одеваетесь вы согласно канонам не высокой моды, а поп- или глобальной- культуры, которая только из скромности называется попкультурой, а на самом деле культура эта безошибочно американская. И не только вы так одеваетесь, в Китае тоже так одеваются и никто там не бреет лоб, не заплетает кос и не носит шёлковых халатов, расшитых драконами, хотя всё перечисленное является неотъемлемой частью культуры китайской. А ей, как известно, пять тысяч лет. И, говорят, благодаря своей культурности китайцы изобрели порох и бумагу. Не знаю, так ли это, но спорить не буду, поскольку культура у китайцев безусловно имеется, зря, что ли, они культурную революцию совершали, да и навыки изобретательства они отнюдь не утратили, пару недель назад Южная Корея объявила на весь мир, что в результате проведённой её таможенниками операции были арестованы двадцать девять контрабандистов, пытавшихся провезти в Корею из Китая 11000 таблеток, в состав которых входила человеческая плоть. Оказывается, китайцы высушивают человеческие эмбрионы и мертворождённых младенцев, потом перетирают в порошок и контрабандой переправляют в сопредельные страны, рекламируя средство как безотказное лекарство, излечивающее от всего на свете. И Конфуций в гробу наверняка не переворачивается, а лежит себе спокойненько, потому что сегодня можно только догадываться что при его жизни в Китае ели и чем там лечились. История эта поучительна тем, что очень многие русские считают Китай страной не только очень культурной, но ещё и коммунистической. Русское простодушие сродни космосу, и то, и другое границ не имеет.

Но вернёмся от культуры производства медикаментов к предметам одежды. Нам всем известны джинсы, так же как известно и где они появились. Так вот джинсы это безусловный феномен культуры и влияние этого феномена на человечество переоценить трудно, джинсы оказали на человечество влияние гораздо большее, чем итальянский неореализм вкупе с неореализмом индийским. А превратились джинсы в феномен потому, что их носили ковбои, а ковбои были героями вестернов, а вестерны это жанр кино, а снималось это кино в Голливуде. А дальше всё понятно, повторяться не буду.

Что такое fast food business? Сегодня это знают все. И началось это сегодня не сегодня и не вчера. В 1994 году на экраны вышел фильм неизвестного тогда режиссёра Тарантино под названием Pulp Fiction. Ныне фильм растащен на цитаты вроде следющей:

Vincent: And you know what they call a... a... a Quarter Pounder with Cheese in Paris?
Jules: They don't call it a Quarter Pounder with cheese?
Vincent: No man, they got the metric system. They wouldn't know what the fuck a Quarter Pounder is.
Jules: Then what do they call it?
Vincent: They call it a Royale with cheese.
Jules: A Royale with cheese. What do they call a Big Mac?
Vincent: Well, a Big Mac's a Big Mac, but they call it le Big-Mac.
Jules: Le Big-Mac. Ha ha ha ha. What do they call a Whopper?
Vincent: I dunno, I didn't go into Burger King.

Посмеёмся вместе с Жюлем - ха-ха-ха. Почему бы не посмеяться, если рассмеялось всё цивилизованное человечество.

Выяснилось, что шутливый диалог, написанный в расчёте на американскую аудиторию, понятен "миру". Про слезинку ребёнка понятно не всему человечеству, а вот про Макдональдс и про Бургер Кинг - всему. Подозреваю, что и для самих американцев это оказалось неожиданностью. Ведь это 1994, нет ещё Интернета и нет "социальных сетей", посредством которых вы можете обменяться мнением и сделать тот или иной факт событием в масштабе Земного Шара. (Между прочим, вам понятно, что такое Интернет как феномен культуры? Глобальной культуры? Вам понятен масштаб этого явления? Впрочем, прошу прощения, наверняка понятен, я зря спросил. Попрошу вас только не забывать, где, чьими стараниями и чьими усилиями Интернет появился.) Так вот в 1994 году американцы не растерялись и принялись ковать железо пока оно было горячо. Предприятия американского общепита полезли из под земли как грибы по всему миру. В фильме Винсент рассказывает Жюлю о Макдональдсе в Париже. В Париже?! Макдональдс?! "Вах!" - как принято нынче выражаться в Северной Пальмире, где Макдональдс есть тоже.

Помните Талейрана с его "тридцать две религии и всего один кулинарный рецепт"? Вот уж кто-кто, а Талейран в гробу вертится точно. Нынче во Франции Макдональсов много. 1200. Вдова Клико, лягушачьи лапки и тысяча двести Макдональсов. "Bon Appétit!" Смеётся тот, кто смеётся последним. А Талейран смеялся первым.

Сегодня все знают, что такое Pulp Fiction. Не только, что это означает, но знают ещё и как это переводится. Знают слова. Сегодня мир говорит по-английски. И не просто по-английски, а на американском диалекте английского, который от английского английского сильно отличается. When the World talks it talks American. Во всех смыслах. А их гораздо больше, чем смысл лингвистический. В пятидесятых никто не знал, что такое Halloween и что такое st. Valentine's Day. Сегодня это знают все. И если и не все, то очень многие "отмечают". А некоторые даже и празднуют. Даже и во Франции, где существует политика защиты всего посконно национального. И мир не только говорит, но и читает. И когда он читает, он читает тоже American.

Культурная ли страна Германия? Ещё бы! По мнению многих так даже чересчур. Ну и понятно, что в культурной стране пишутся книги. Так вот сегодня на одну немецкую книжку, переведённую с немецкого и изданную в США, в Германии издаётся девять переведённых с английского американских книжек. Счёт 9:1 в пользу США. "Какая боль!" Плохие книги? Вам они не нравятся? Немцы вас спросить забыли. Их никто не заставляет эти книги переводить и никто им к черепу кольт не приставляет, заставляя эти книги читать. "Сами всё, сами." Сами ещё и деньги платят.

А ведь есть ещё компьютер. Есть операционные системы. Есть компьютерные игры. Есть Айпад. Айпод. Есть Amazon и есть E-bay. "Мама роднаааааяяяяяяяяяяяяяяяяя." Вы, наверное, думаете, что министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин о глобальном доминировании американской культуры криком просто так прокричать попытался. От нечего делать. А он, между прочим, не прокричал, а просипел сквозь сдавленное железными пальцами горло.

В русскоязычном сегменте мира обо всём этом даже и не думают. Зачем?! По мнению дорогих россиян у американцев ничего не выйдет. Почему? Да потому! "Патамушто они бездуховные!"

Боже. Боже, Боже, Боже...

Ну хотите о духовности, давайте о духовности.

Несколько лет назад судьба подарила меня возможностью побывать на музыкальном фестивале. Называется он Blossom Festival. Это ежегодно проводимый фестиваль классической музыки. Проводится он в штате Огайо и проводится не в концертном зале, а "на природе" в специально выстроенном для этого Blossom Music Center. Расположен Blossom Music Center на границе национального парка и находится он примерно в пятидесяти километрах к югу от Кливленда. С высоты птичьего полёта выглядит он вот так:



Это Pavilion с местами на почти шесть тысяч человек:



Снаружи, на лужайке могут разместиться ещё более тринадцати тысяч, так что всего слушателей собирается около двадцати тысяч. Весь комплекс был задуман как летняя резиденция Кливлендского Симфонического Оркестра (The Cleveland Orchestra). Оркестр считается одним из лучших в мире (на мой любительский вкус он - лучший), оркестр старый, заслуженный, с "традициями", сменявшие друг друга дирижёры - все мировые величины, то же и с музыкантами, и вот после зимнего сезона, проведённого в собственном концертном зале Severance Hall, оркестр на протяжении шести летних недель даёт серию концертов в Blossom Music Center, построенном в конце шестидесятых прошлого уже столетия. Было найдено уникальное место с естественным акустическим эффектом, строил центр известный архитектор Питер ван Дийк, к строительству были привлечены специалисты по акустике и в результате получилось то, что можно назвать волшебством. С непривычки просто ошеломляет, сидишь и автоматически ждёшь того же звука, что и в зале, а стоит только оркестру начать, как хлынувшая музыка заливает всё вокруг, заполняя собой всю низину, в музыке в букальном смысле тонешь. Когда-нибудь, в лучшем будущем, музыку в мире, за исключением камерной, будут исполнять только так.

Концерт начинается в сумерках и заканчивается поздно, в темноте, но собираться люди начинают загодя:



Места в Pavilion стоят $40, на лужайке - двадцатку. Это для взрослых, детей и подростков до 18 пускают бесплатно. Вот люди собрались, ждут начала:



А вот дождались, слушают:



Официальное открытие летнего сезона происходит в День Независимости, зрители приходят в одежде цветов национального флага и оркестр строит репертуар из чего-нибудь патриотического с непременным исполнением вильямского Имперского Марша из Звёздных Войн:



Когда там был я, то исполняли четвёртую симфонию Брамса и его же Double Concerto. Описать впечатления я не берусь, когда сидишь в темноте, над тобою звёзды, вокруг дубрава шепчет и тут вдруг на тебя как паровоз накатывает Ваня Брамс, то словами этого не расскажешь.

А теперь я предложу высокодуховным россиянам ответить самим себе, но только ответить честно, соберёте ли вы двадцать тысяч человек, желающих послушать "Первый концерт для виолончели с оркестром" Шостаковича? А если придётся слушать не в зале, а ехать за пятьдесят километров в Подмосковье? И сидеть там в чистом поле? А если собирать не на один концерт, а на двенадцать-пятнадцать в течение лета? А через Блоссом за лето проходит до полумиллиона человек. А если лето не одно, а эти полмиллиона собираются год за годом уже почти полстолетия? Так как? Кто у нас духовным выходит?

И ещё - вся эта идея была кем-то придумана. Кто-то ездил по штату и искал "именно то местечко", кто-то искал подрядчика, кто-то объявлял архитектурный конкурс, кто-то проект финансировал, кто-то всё сводил вместе и осуществлял общее руководство. Вся эта задумка явным образом государственная, даже если государство и пряталось за "спонсорами". И означает это вот что - в государстве есть влиятельная прослойка людей, которых в нынешней РФ называют элитой, и эта элита, хоть себя и не забывает, но помнит и о народе, она воспринимает своё положение не как привилегию, а как долг. Долг народу. Долг, который отдавать надо. И отдавать не только "рабочими местами", но ещё и вот так - музыкой. Отдавать тем, что самой элите нравится. Отдавать высокой культурой, условным "Брамсом". И народ это очень хорошо понимает и уж наверняка чувствует. Народ ведь как ребёнок, причём ребёнок непритязательный, его только иногда надо похвалить, невзначай по голове погладить, и не сказать даже, а лицом показать - "какой ты у меня молодец, какая тебе, оказывается, хорошая музыка нравится!"

И Блоссом Фестиваль от какого-нибудь Зальцбургского Фестиваля отличается именно этим, это фестиваль музыки не для снобов, а для народа. Народный фестиваль, на котором народу дают музыку высочайшего качества, дают лучший оркестр, дают лучших музыкантов, дают лучшее звучание. И народ едет, народ слушает, народ детей с собой везёт, пусть и они послушают тоже.

Поскольку начали мы с интереса, то интересом и закончим. Посмотрите на фотографии, на них вы видите людей, слушающих музыку. Но на самом деле на фотографиях - война. Война Америки против остального мира. Война, которую Америка выигрывает.



Культура даёт нам многое, можно сказать, что культура даёт нам всё. Культура даёт нам пищу. Разным людям - разную. Кому-то пищу для ума, кому-то пищу для духа, кому-то пищу для желудка. Что из этого важнее? А это для кого как. Если вы любите думать, то культура даст что пожевать вашему уму, а если у вас засосало под ложечкой, то вы всегда можете культурно насытить бренное своё тело, и даже если вы не едите, не пьёте, а одним лишь Святым Духом питаетесь, то культура и здесь найдёт чем с вами поделиться.

Культура позволила человеку начать возделывать поля, культура научила человека следить за звёздами, класть камень на камень, придумать письменность, сочинить нотную грамоту и печатать книги. Тот, кто умеет делать всё перечисленное лучше всех, оказывается сильнее. Просто потому, что он всё делает лучше. А так как он всё делает лучше, то его солдаты сыты, его меч не гнётся и его книги хотят читать все. Ну и все хотят попробовать блюда, которыми он питается, интересно же. Да и потом гораздо легче выпить чашку кофе, чем прочесть книгу. Наверное поэтому Starbucks, имеющий в пятидесяти странах пять с половиной тысяч кофеен, открыл несколько фрэнчайзов в Вене. В Вене! Это гораздо круче, чем Макдональдс в Париже. И венцы идут и пьют старбаковский кофе. Почему? Наверняка не потому, что венский кофе намного хуже, дело в другом, заходя в Макдональдс или в Сабвэй, вы заходите в Америку. При этом неважно, где данное заведение общепита находится, на каком языке говорят подрабатывающие там студенты и где паслась коровка, чья плоть шкворчит на плите. Важен образ.

Важна открытка, в которую вы можете войти, всего лишь нажав на дверную ручку.

Понравится вам там или нет, будете ли вы уписывать за обе щеки и нахваливать или будете плеваться - совершенно неважно. Ваша реакция не играет ни малейшей роли. Важно одно - вам захотелось войти и вы вошли. После этого Макдональдс стал частью пережитого вами опыта, частью вашей реальности. "Вы-там-были." Открытка стала явью.

То же самое касается любого другого проявления культуры, в чём бы она ни была выражена. Смеяться над людьми нехорошо, но ничего кроме печальной усмешки не вызывают попытки дезавуировать образчики чужой культуры при помощи осмеяния или, как нынче выражаются дорогие россияне, стеба. Находятся люди, полагающие, что если назвать фильм "Матрица" "Шматрицей", то это каким-то образом скажется на реальности. В то время как стёб означает, что те, кто не пошёл на "Матрицу", захотят посмотреть "Шматрицу", а те, кто уже посмотрел "Шматрицу" захотят посмотреть оригинал и что найдутся желающие сравнить оба варианта, которые посмотрят и то, и другое, что всемерно усилит эффект воздействия фильма. И кто в результате окажется, по-вашему, в выигрыше?

После того, как вы впустили в себя дьявола, ему всё равно, смеётесь вы над ним или относитесь к нему серьёзно. (Замечу, что с Богом дело обстоит ровно тем же образом. И если вы, человек злой и чёрствый, вдруг обнаруживаете, что в вас "проснулась совесть", то что бы после этого вы ни делали, не будет иметь значения, вы можете над собою смеяться, можете пытаться глушить в себе "голос", можете на себя злиться, но уже поздно, какое бы зло вы теперь ни совершили и как бы вы себя при этом ни оправдывали, в глубине души вы будет знать, что ваш поступок - против совести, против Бога, который отныне в вас присутствует.)

Любой образчик культуры можно переназвать, можно исказить, можно обсмеять, но в наше время это всё равно, что поменять цвет обложки "Капитала" Маркса с чёрного на белый, а название с "Капитала" на "Прибавочная стоимость или сны бородатого еврея", после чего ожидать, что это как-то скажется на изложенных в труде идеях.

Бороться с культурой можно только другой культурой. И если ваша культура слаба, а чужая сильна, то дело плохо. Очень плохо. Так плохо, что дальше просто некуда. Не знаю, слышали ли вы про "Каджаки рейд". Так называется попытка американцев и англичан доставить части гидротурбины из Кандагара к дамбе Каджаки, где находится дышащая на ладан электростанция, построенная американцами ещё в 1975 году. Из трёх узлов там работал один на неполную мощность. И вот в 2008 году американцы решили доставить туда части третьей турбины и генераторы с тем, чтобы довести станцию до проектной мощности. Саму турбину и генераторы они отправили в Кандагар, а уже оттуда наземным транспортом к дамбе. Расстояние от Кандагара до дамбы примерно 160 километров, первый отрезок пути от Кандагара до Грешка конвой из более чем ста грузовиков с трансформаторами и генераторами общим весом около двухсот тонн сопровождали американцы, передавшие затем конвой примерно двум тысячам англичан, а уже те потащили груз по долинам и по взгорьям к конечному пункту назначения. Через пару лет Голливуд обязательно снимет фильм об этом событии. Конвой под постоянным обстрелом передвигался со скоростью полутора миль в час, то-есть медленнее пешехода, несколько раз попадал в засады, но англичане не только дотащили в целости и сохранности груз, но ещё и умудрились не потерять ни единого человека, в то время как Талибан потерял около двухсот человек и продолжает терять, так как дамба находится под его постоянным "прессингом". Сейчас там работают две турбины, третью собираются пустить в следующем году, до сих пор этого не удалось сделать потому, что из-за постоянных атак Талибана к дамбе не удаётся доставить требуемые около тысячи тонн цемента. Это присказка.

А вот суть событий - если называть вещи своими именами, то двести афганцев отдали и неопределённое количество продолжает чуть не каждый день отдавать свои жизни ради того, чтобы в Афганистане не было электричества. И делают они это потому, что того требует логика, а логика это беспощаднейшая штука на свете. Дело в том, что электричество означает компьютер и электричество означает телевизор.

И по-настоящему в районе дамбы Каджаки сошлись не талибы с одной стороны и американцы с англичанами с другой, а сошлись там две картины мира, каждая из которых отрицает другую, сошлись две идеологии, сошлись две культуры. Так вот одна из этих культур, культура Талибана, трезвейшим образом понимает, что она не выдержит прямого столкновения с культурой "компьютера". Талибан понимает, что разрешив школы, компьютер и телевизор, он потеряет контроль над содержимым голов собственных детей. А ещё он понимает, что даже и в том случае, если ему, смирившемуся, позволят сохранить себя, то будет это Талибан, нужный не Талибану, а будет это Талибан, нужный "компьютеру".

И вот поэтому они умирают, лишь бы по проводам не побежал ток. А на дворе - двадцать первый век. Хотя с другой стороны талибы научены горьким опытом. Все знают, что во время войны с СССР США талибов вооружали. Но очень мало кто знает, что помощь свою они обуславливали, они сделали талибам одно предложение, от которого те не могли отказаться. Американцы потребовали, чтобы талибы распространяли в Афганистане отпечатанные в США учебники. Много учебников, на сорок миллионов тех, тридцатилетней давности долларов. Талибам делать этого очень не хотелось, но у американцев не забалуешь и вместе со "Стингерами" поехали на спинах навьюченных ишаков по Афганистану и учебники. И сегодня американцы опираются в Афганистане на людей, которые когда-то эти учебники читали. А ведь то была маленькая культура учебников, а нынче по миру шагает культура компьютера. "Железная пята."



"Культурное Доминирование"

Культура это не то, что нравится лично вам, а культура это всё, что эманирует данное общество. Вообще всё. "Тотальная совокупность моделей поведения, искусств, убеждений, установлений и любых продуктов человеческой деятельности и мысли, распространяемых при помощи социальных институтов." Завод - культура, и то, как вы ведёте себя за рулём - культура, и подъезд вашего дома - культура, и Шишкин - культура, и Малевич - культура, и очередь, в которой вы стоите - культура, и то, как вы на природе культурно отдохнули - это тоже культура. Доступный вам изобразительный реализм это только одна чешуйка золотой рыбки и то, как вы с рыбкой поступите, уже сидит в ней же другой чешуйкой, кто-то пустит рыбку в пруд, кто-то посадит в аквариум, кто-то зажарит, а кто-то кошке скормит. И какими бы пошлыми ни казались вам те или иные предметы вашего быта, вы не можете выдернуть их нить из ткани культурного пространства. И когда на раскопках двух древних культур вы обнаруживаете, что представители одной из них обгладывали кости, держа их в руках, а другой была известна примитивная, сделанная из кости вилка, то всем понятно, какая из этих культур выше именно в культурном смысле. А уж если вы в раскопе наткнётесь на осколки фаянсового унитаза, то смело созывайте пресс-конференцию, вы нашли древнюю цивилизацию, которая в культурном отношении поднялась в заоблачные выси - она поняла, что гигиена в её же собственных интересах, так как позволяет меньше болеть и дольше жить.

И подменять всё вышеперечисленное некоей духовностью значит не делать предмет разговора более ясным, а наоборот, затуманивать его. Российская Империя завоевала Среднюю Азию и на штыках своих солдат принесла туда Бородина и Римского-Корсакова. Вы расцениваете это как экспансию духовности, как вы её понимаете, но ведь у среднеазиатов, которые вот уже добрую тысячу лет живут в своей то ли Средней, то ли Центральной Азии, уже давным давно есть их собственная духовность и они не хотят слушать Бородина, а хотят они слушать муэдзина. Почему вы считаете, что ваша духовность выше их духовности? Где критерий? А где-то у чёрта на куличках живут другие люди, считающие очень духовным врыть тотем, а потом духовно приносить ему человеческие жертвы, и живут эти духовные люди в своих не только очень духовных, но ещё и очень духовитых жилищах. А тут к ним на бездуховных кораблях приплывают совершенно бездуховные люди, бездуховно слушающие какого-то бездуховного Бетховена и начинают палить по людям духовным из бездуховных пушек, а потом заставляют их бездуховно работать на бездуховно вырытых бездуховных копях. И как венец бездуховных измывательств людям духовным запрещают приносить человеческие жертвы и сочиняют им бездуховную грамоту их собственного духовного языка и заставляют духовных людей эту грамоту учить. Заставляют духовных людей бездуховно писать и бездуховно читать бездуховно появившихся у духовных людей духовных писателей, без которых духовные люди духовнейше до того обходились.

Кто прав? Кто духовнее?

Совершенно очевидно, что для живущих в западной части Новой Гвинеи представителей народа Короваи их культура куда духовнее культуры "белого человека", даже и в том случае, если этим блондином выступает самый духовный из всех духовных дорогих россиян, для одного отдельно взятого короваина вопрос даже не стоит, и если пропеть ему детскую песенку "короваи, короваи, чего хочешь выбираи", то понятно, что он выберет, как понятно и то, что он ни при каких обстоятельствах не выберет не то, что Римского-Корсакова, но даже и Баскова. Но культурными предпочтениями жителей Новой Гвинеи озабочены только этнографы, а мир ими не озабочивается вообще никак. И происходит так потому, что мир существует в реальности, выстроенной не короваями. Короваи не смогли навязать миру свою коровайскую духовность потому, что оказалась слаба их коровайская культура, а их культура оказалась слаба потому, что слабы они сами.

Они не смогли культурно доминировать. И искреннейшая вера в собственную духовность им ни капельки не помогла. Это оттого, что вы несёте в мир не духовность, а себя. Вы себя вовне распространяете. Со всем, что в вас есть. А распространяя себя, вы распространяете свою культуру, потому что ваша культура это вы и есть, вы как "тотальная совокупность ваших моделей поведения, ваших искусств, ваших убеждений и любых продуктов вашей деятельности и вашей мысли." Вашей мысли, вашей. Не чьей-нибудь, а - вашей. При условии, конечно, что у вас пара мыслишек в запасе имеется.

Культура, Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up