В поисках идеального города

Jan 06, 2015 18:59



"Никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу".

Платон "Государство"

Можно ли формой улицы или городской площади вдохновить человека на новую жизнь? Рождается ли мечта из окружения или только воплощается в нём? Попробуем разобраться.

Поиски идеального города, наверняка, начались задолго до известного диалога «Государство» Платона, где философ описывает справедливую и гармоничную модель общественной жизни в пределах городской единицы. Прообразом идеального города по принципу организации можно назвать древнегреческий полис - самостоятельное объединение с чёткой иерархией и логично выстроенной структурой. В полисах проживало обычно не более 10 тыс. чел., он состоял из центра (агоры, торговой площади) и окружения (сначала - дома знати, затем - кварталы бедняков). Человек внутри такого полиса был винтиком, свободно заменяемой частичкой.


Возрождение. Начало поисков

Первые проекты идеальных городов в литературе и на бумаге мы находим в эпохе Возрождения. Леонардо да Винчи предлагает организовать двухуровневый город с применением множества механизмов и инженерных сооружений (нижний уровень - для складов и грузов, верхний - для пешеходов). Томаззо Кампанелла видит город концентрической формы, где идея социального равенства подержана и планировкой (все сектора совершенно одинаковы) и идеологией, которая описана им в труде «Город Солнца».



Все первоначальные утопии, типа платоновской, «явились разновидностью позднейшего истолкования древнего образа «города» как «космоса»… Разумение города как социальной матрицы, наметившееся у Леонардо и Дюрера, Кампанелла довел до логического конца, вернув ему космическое измерение. Истинный источник этих сил скрывается не в атомной, а в духовной структуре реальности - это воплощение «центрального порядка» в образе Солнечной системы.



Кампанелла. Идеальный «Город Солнца».
Морелли. Город, основанный на принципах «Кодекса природы».
Фурье. Концентрический город III.

Идеальный город эпохи Возрождения - это протест против средневековья. В центре каждого проекта - городская площадь. Отсутствие на ней храма или же здания суда красноречиво говорит о том, что во главе идеи стоит Человек, устремлённый к знаниям о внешнем мире. Звезда, круг, лабиринт - своей симметричной формой города, конечно, напоминают средневековые крепости. Мыслители Возрождения находились в поиске не человеческого, но божественного замысла и видели смысл именно в таких простых геометрических символах.



Воплощение. Город Шо

Немногие проекты идеальных городов были реализованы. Один из таких редких примеров - город Шо, спроектированный Клодом Никола Леду при соляных приисках в провинции Франш Конте. В 1773 году началось строительство города, но полностью завершено не было.

Леду отбрасывает традиции феодального ансамбля - город не подчинён дворцам и резиденциям, а продолжает развитие идеи о главной городской площади, появившейся в эпоху Возрождения. Архитектор также предчувствует кризис жанра архитектурного ансамбля и потому создаёт уникальные сооружения на основе лишь творческой интуиции, осуществляя свой принцип «свободного союза самостоятельных блоков». Идеальный промышленный город представляет собой эффективный транспортный узел, полукруглый в плане. Перспективы улиц наполняются воздухом, замкнутость средневекового города побеждается новыми демократическими принципами и чётко выстроенной логикой чередования пространств и функций.



Леду верит в возможность переустройства мира эстетическими средствами. Потому он использует столь масштабные идеи, героические образы. Однако в 1739 году строительство города прекращается - Французская революция видит в зодчем лишь представителя старого режима. Прогрессивность его идей оценят много позже.



Директива сверху. Чандигарх

Архитектор Ле Корбюзье работал над проектом идеального города в Индии в течение 10 лет (1950 - 1960 гг.). Чандигарх состоит из 47 секторов (блоки кварталов размером 800×1200 м), каждый из которых предполагалось наделить самостоятельностью - внутри квартала находились школа, храм, учреждения досуга, предоставлялись рабочие места. Вдоль главной оси размещались Дворец правительства и Верховный суд. От разрастания и нарушения метрической сетки город был защищён зелёным поясом 16-километровой ширины, который окружал территорию Чандигарха.



Можно сказать, что Чандигарх - это город-брэнд. Он обладает собственной символикой, выполнен с невероятно амбициозным архитектурным масштабом и утверждает новый порядок жизни в синтезе творческого метода и идеологии. Однако проект выдерживает немало критики. В Чандигархе архитектор говорит, а Индия безмолвствует. Житель бесправен и безголос - традиционная яркая индийская жизнь, всё, что ассоциируется с этой культурой, заглушается монолитными бетонными формами, обширной пустотой. С этической точки зрения этот идеальный город выглядит очень тоталитарно. Как приказ, не исполнить который нельзя.





Можно ли формой улицы или городской площади вдохновить человека на новую жизнь? Рождается ли мечта из окружения или только воплощается в нём? Попробуем разобраться.

Рассвет. Ауровиль

Название Ауровиль переводится как «город утренней зари». Своим созданием он обязан Мирре Альфассе, которая стремится воплотить идею о сосуществовании людей вне конфессий и национальностей. Город был заложен 28 февраля 1969 года, сейчас число жителей колеблется около отметки 2000 тыс. человек.

В основу ритмической организации Ауровиля положена структура галактики. Кроме метафорического значения такая структура имеет и практическую пользу - есть перспектива для разрастания города, возможно преодоление проблемы перегруженности центра.





Город разделён на сектора: промышленный, культурный, жилой и международный. Инициатива строительства была поддержана ЮНЕСКО, и в составе города сразу появились различные мелкие предприятия, где жители Ауровиля могли трудиться для обеспечения города финансами. Кроме деления на сектора в Ауровиле прослеживается также 80 индифферентных коммьюнити, каждое из которых обладает своим архитектурным языком и наделено уникальной функцией.

В центре Ауровиля расположено главное сооружение - храм Матримандир. Это место для медитаций интересно своим архитектурным устройством - храм разделён на 12 секторов, в каждом из которых находится сферический зал. Конечно, в основе опять философии и идеология города.



Критерий идеальности

Многие идеи так и остались в виде рисунков и чертежей, но стоит о них упомянуть, прежде чем сделать выводы о значении идеального города в мировом сознании.

Так в начале 20 века высокие темпы урбанизации сильно встревожили горожан, и впервые возник образ города-сада (Э.Говард, 1902 г.), свободного от промышленности - в таких проектах кольцо производственных объектов вынесено за границы жилой зоны.



В центре большого круга основной город, который соединяется с шестью маленькими городами, окружёнными кольцами озеленения и каналами. Радиальная железная дорога служила способом сообщения между маленькими городами.

В противовес ему развивается идея «линейного города» - транзитно-ориентированного промышленного конвейера. В 1883 году эту мысль высказал испанский инженер Артуро Сориа-и-Мата. Он считал, что все проблемы градостроительства вытекают из транспортных и потому предлагал лишь одну улицу шириной 500 м. Вдоль нее были бы расположены все необходимые городские объекты, образовывая полный дневной цикл жизни человека в городе.



Линия могла соединять Санкт-Петербург и Токио - любые расстояния, по мнению инженера, были подвластны разумной организации. В 1894 году было завершено строительство первого километра «Линейного пригорода» по проекту Сориа-и-Маты. Вновь не хватило финансирования.



Для целостной системы расселения Говард предложил создание "третьего магнита", в противоположность городу и деревне, - экономически автономные города-сады, которые должны были "рассосать большие мыльные пузыри" - города-гиганты:



а элементарной схемой Патрика Геддеса скрывался принципиальный выбор пути развития городов - попытка увидеть регион как целостную систему, функционирование которой искажается влиянием города-метрополии. В 1915 г. Геддес опубликовал книгу «Эволюцию города», где идеалистические устремления приобрели форму «города-региона», или «конурбации».



Справедливость

Осталось сказать о том, что стало со всеми реализованными идеальными городами. Чандигарх по сей день остаётся самым чистым и удобным городом Индии, но число его жителей не становится больше. Ауровиль из свободной общины постепенно превращается в коммерческую структуру. Ну а город Шо, как было сказано выше, так и не был достроен. Некоторые здания частично разрушены или сгорели.

Каждый раз перемены в политике или технологиях побуждали архитекторов задаваться вопросом: «Каким теперь станет город?». Ответы перед нами.

Здесь ясно видна граница между сильнейшими утопическими идеями о совершенном обществе и реализацией таких идей. Похоже, идеальный город с трудом выдерживает существование в неидеальном мире. И всё же каждый проект - это концентрированный смысл, который в той или иной мере был реализован. А значит, нет ничего невозможного - поиски идеального города продолжаются!

Текст: Нина Белая http://architector.ua/

Идеальные города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы прошлого. Возможно, что-то подобное архитекторы будущего будут создавать в реальном мире. По крайней мере, идеальный город Ромолонтино, который построил на бумаге Леонардо да Винчи, сейчас на полном серьезе считают городом будущего.

Планы идеальных городов причудливы, обладают некоей странной красотой, и иногда являются фракталами.

Кроме того, идеальные города чем-то напоминают графическую поэзию или графические музыкальные партитуры. И там, и здесь - фигуры, лабиринты, звезды… Но в случае с городами, вместо нот или букв внутри каждой фигуры - улицы и дома. Можно представить, как эти дивные графические объекты должны бы выглядеть с воздуха, с неба... Если б они были построены, вид на нашу планету стал бы поистине фантастическим!



1)Идеальный город - Витрувий, 1 в. н.э.
2) Четырехугольные и 12-угольные формы городов Пьетро Катанео, 16 век.
3) Укрепления морского порта и крепость - Пьетро Катанео, 1554 г.
4) Пальманова - идеальный город барокко, 1593-95
5) Идеальный город-крепость - аноним, около 1600 г.
6) Маннгейм, план 1622 г









Архитектура

Previous post Next post
Up