Мы живем в поворотный момент человеческой истории. Революционные технологии цифровой эры расширяют возможности человека, «электронное» мироощущение постепенно вытесняет традиционные и формулирует новые смыслы и потребности. Появление киберпространства как особой среды обитания человека приводит к изменению сложившихся в социуме архетипов, ритмов функционирования, эстетических образов, экономических моделей.
Поэтому и организация городской среды не может игнорировать новые слои информации, пласты из цифр и функций, которые мало того, что выстроились в определенный рельеф, так еще и подвергаются постоянным изменениям. Так к пространству реальному добавляется многослойное виртуальное, создаваемый веками образ города меняется на футуристичный пейзаж.
Утопия Диснея
Проекты строительства городов с нуля стали появляться еще несколько столетий назад. Особую популярность идея городов-утопий получила в XX веке, когда за дело взялись Ле Корбюзье, Бакминстер Фуллер и многие другие видные архитекторы и инженеры.
Миллионер-мультипликатор Уолт Дисней в последние годы жизни активно разрабатывал проект EPCOT (Experimental Prototype Community of Tomorrow) - экспериментальный суперсовременный город.
«Это будет город, который угождает людям, обслуживает их», - говорил Дисней о своем проекте.
Город Диснея изолировался от внешнего мира стеклянным куполом с климат-контролем, позволяющим полностью контролировать погоду и даже смену сезонов. По плану город представлял собой круг, где в центре были расположены 30-этажная гостиница, магазины, театры, рестораны, ночные клубы и офисные здания. Во все стороны, как лучи, расходились улицы и жилые сектора.
Дисней предполагал, что EPCOT будет полностью ориентирован на пешеходов и оснащен самыми современными на тот момент видами транспорта: монорельсовыми дорогами и лентами-транспортерами. В нем планировалось реализовать лучшие идеи по развитию промышленности, управления и образования, собранные со всего мира.
Но осуществить свой замысел Дисней не успел. Город был построен уже после его смерти и превратился в парк развлечений. Однако курс на инновационные эксперименты компания сохранила. Disney Research - исследовательское подразделение компании - разрабатывает множество перспективных технологий, многие из которых вообще не связаны с мультипликацией, а направлены на модификацию общественных пространств. Это сенсоры, превращающие живые цветы в контроллеры для игр или музыкальные инструменты, системы передачи звука при помощи человеческого тела, интерфейсы, способные давать физическую отдачу от нажатия на тачскрин на манер механических кнопок.
Город-компьютер
Современные визионеры оперируют уже более сложными материями: нейронными сетями, потоковой информацией, - и сейчас прототипы городской среды будущего строятся совсем по иным принципам.
Самый новаторский и масштабный проект такого рода - корейский Сондо, или U-City (от ubiquitous - вездесущий), который строится в 64 км от Сеула, на берегу моря. Правительство Южной Кореи выделило на строительство $25 млрд. Часть нового города будет находиться в воде, его уже называют азиатской Венецией XXI века. Южнокорейские политики и бизнесмены намерены превратить его в один из самых мощных деловых центров Азии, подобно тому, как несколько веков назад Венеция была одним из главных торговых центров Европы.
Сондо уникален не только своей экологичностью и прогрессивной параметрической архитектурой: он будет представлять собой огромный компьютер - единый организм, созданный из сенсоров, чипов и контроллеров. Сети и базы данных объединят все здания, учреждения и жилые дома, информация от них будет поступать в центральный компьютер. Жителей города и туристов снабдят индивидуальными смарт-картами, которыми можно будет открывать дверь квартиры, оплачивать парковку, билет в кино или поездку на транспорте.
Город будет настроен на максимальный комфорт и безопасность: чувствительные к давлению полы в домах престарелых, подающие сигнал при обнаружении упавшего человека, ковры с системой самоочистки, гаджеты, накапливающие информацию о здоровье владельца. Это один из полигонов ближайшего будущего, где будут тестироваться не только новые транспортные или строительные технологии, но и новая среда обитания, новое видение развития городской цивилизации на нашей планете.
Но что делать с уже существующими городами? Как изменить среду обитания на базе уже сформировавшегося за века городского пространства?
В разных странах и в разных городах своя проблематика: в Европе зачастую не хватает места, и его приходится изобретать или отбирать у моря, в Латинской Америке серьезные транспортные проблемы, а в китайских мегаполисах практически нет чистого воздуха. Именно поэтому сейчас самое время подумать о том, как технологии помогут оптимизировать пространство, сделать мегаполисы «умнее» и лучше.
Город-инсталляция
В поисках новых путей и новых языков проектирования городской среды сегодня часто обращаются к медиаискусству. Ведь оно обладает обширным набором средств воздействия на человека: синхронизация музыки, проекций, света, цветов, движения воздействует на рецепторы зрителя, вызывает сильные эстетические и психологические ощущения, дает ощущение сопричастности за счет интерактивной составляющей.
Приемы, которые художники применяют в современном медиаискусстве, универсальны и могут использоваться для создания городской среды для жизни. В некоторых случаях за счет особой комбинации визуального и звукового ряда современное искусство может обладать ярко выраженным терапевтическим действием и может быть использовано в общественных пространствах специального назначения - местах отдыха, больницах и поликлиниках.
Мультимедийные и световые проекции, медиафасады, интерактивные инсталляции, кинетические объекты органично интегрируются в традиционное пространство. Новые интерфейсы, учитывающие городскую географию, с помощью дополненной реальности раскрасят городской ландшафт. Город наполнится визуализациями разнообразной информации. Мобильные гаджеты, взаимодействуя с объектами реального мира, будут показывать время прибытия и пункт назначения транспорта, меню и отзывы в ресторанах, информацию о скидках и акциях в магазинах. Контроллеры обратной связи, точно имитирующие текстуру и рельеф изображения на поверхности экрана, подающие струи сжатого воздуха разной силы и концентрации, вмонтированные в одежду и обувь, сделают возможным физический контакт с виртуальными объектами.
На роль новой Мекки претендует MIT - Массачусетский технологический институт. Проекты, выходящие из его лабораторий, поражают воображение не только технологическими новшествами, но и ироничностью подхода. Центр искусства, науки и технологии MIT исследует пересечения искусства с другими областями человеческой деятельности и постоянно демонстрирует гибридные прототипы, связанные с архитектурой, наукой и технологией. Уже сейчас их арсенала достаточно для реализации очень смелых проектов, способных обогатить визуальную составляющую города.
Среди таких изобретений - устройство, превращающее любую поверхность в тачскрин; системы компьютерного зрения; экраны, физически меняющие свою форму в зависимости от того, что показывают; технология производства солнечных батарей путем прямой печати на бумагу или ткань; датчики, которые вырабатывают энергию за счет разницы температур.
Паутина сенсоров
Большие данные (Big Data) - главная тенденция нового времени. Ежегодно объемы информации в мире увеличиваются вдвое. К городскому пространству добавляются невидимые инфопотоки, многослойное виртуальное пространство. В городской среде анализ больших данных находит немало практических применений: карты пробок, перемещения людей, анализ воздуха и воды, сбор данных, поступающих от всех систем жизнеобеспечения города, значительно упрощают жизнь горожан, могут сделать ее более комфортной, помогут ограниченному в средствах правительству сохранить деньги и принимать более эффективные решения.
На протяжении большей части своей истории человечество работало с относительно небольшими объемами данных, инструменты их сбора, организации, хранения и анализа были несовершенны. Люди сводили информацию к минимуму, чтобы ее было проще исследовать. Теперь данных становится во много раз больше с каждым годом, и новые технологии расширят этот поток.
Нательные датчики, следящие за здоровьем владельца и постоянно передающие все его физические показатели в компьютер, помогут сделать медицину превентивной, массивы расшифрованных ДНК горожан значительно улучшат здравоохранение в целом. Мобильная система оповещения и кризисного реагирования, получающая информацию со множества сенсоров, значительно повысит безопасность горожан. «Умные» автомобили будут подчиняться электронному центру управления движения, реклама станет менее назойливой и персонифицированной.
Город, который построил робот
Цифровая архитектура - новая философия проектирования, оперирующая идеями совмещения реальной и виртуальной действительности и отказывающаяся от традиционной метрики пространства. Параметризм - новый крупный стиль глобальной цифровой архитектуры, берущий за основу компьютерное моделирование и программирование. Он приводит к появлению новых причудливых архитектурных форм, основанных на сложных вычислительных системах. Среди принципов параметризма - отказ от жестких архитектурных элементов (квадрат, круг, треугольник, куб, шар, призма) в пользу изменяемых и гибких. При таком подходе пространство, состоящее из элементов различного функционального назначения, выглядит единым.
Функциональность таких проектов гораздо выше традиционных: параметрические системы поддаются регулированию и оптимизации под текущие условия, быстро трансформируются, чувствительны к внешним факторам. В этом случае технология влияет на форму объекта, а в дальнейшем и на то, как будет функционировать объект. Такие архитекторы, как Заха Хадид, Бьярк Ингельс, Патрик Шумахер, получили всемирное признание, и благодаря им уже сделаны первые шаги в этом направлении.
Click to view
Click to view
Однако проблемная область таких проектов - реальное строительство. Сейчас фазы проектирования и реализации далеки друг от друга. Новые строительные и прочие технологии позволят навести между ними мосты.
В последние годы активно ведется разработка строительных роботов, которые позволили бы минимизировать участие человека в строительстве. Несмотря на дороговизну технологий создания самих роботов, их массовое внедрение позволит в разы сократить себестоимость строительства. Пока речь идет в основном о замене ручного труда, об увеличении скорости строительства и точности возводимых конструкций, но уже начали появляться прототипы, способные изменить и сам подход к строительству в целом.
Промышленные роботы, подобные тем, которые используются в автомобилестроении, могут выполнять процесс сварки, сборки или покраски. Появляются гибриды, совмещающие в строительстве принципы 3D-печати и работу промышленных роботов. Кстати говоря, 3D-печать, которая развивается невероятными темпами, в ближайшем будущем можно будет использовать для изготовления больших объектов, в частности блоков быстровозводимых домов.
Новые приемы строительства требуют новых строительных материалов. Ответом становятся стремительно развивающиеся нанотехнологии с немыслимыми ранее свойствами. Это сталь с повышенной прочностью, срок службы которой увеличен до 1000 лет; бетон, гасящий вибрацию и способный самовосстанавливаться за счет полимерных наночастиц в его составе; ограждающие конструкции и кровли, аккумулирующие энергию солнца; гибкие и паропроницаемые стекла, самоочищающиеся и водонепронецаемые фасадные краски; теплоизоляционные панели на основе нановолокон, позволяющие стенам дышать и выводить вредные вещества наружу. Здания, построенные с использованием таких материалов, будут энергоэффективными, экологичными и безопасными.
Технологии жизнеобеспечения в городе также будут сильно меняться в связи с развитием электроники, робототехники и нанотехнологий. Вот некоторые из таких технологических новинок, появление которых в ближайшее время уже совсем не кажется фантастикой:
- Летающие дроны-курьеры, доставляющие товары из интернет-магазинов, дроны-полицейские, патрулирующие город и фиксирующие преступления.
- Система вторичного использования воды, основанная на ее тщательной очистке.
- Доступные солнечные панели, сводящие энергопотребление к минимуму.
- Компьютеризированные фермы гидропонного орошения, гарантирующие городам будущего продовольственную автономию за счет размещения растениеводческих и животноводческих комплексов в городской черте.
- Система индивидуального и общественного электротранспорта, решающая проблему перенасыщения города автомобилями.
- Система автоматического распознавания лиц.
- Озеленение за счет возведения садов на крышах домов.
- Комплексы эффективной переработки отходов, очищающие и снабжающие город дополнительной энергией.
Кусочки утопии
Сегодня проработано множество фантастических проектов городов:
Города-небоскребы
Click to view
Город без машин
Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.
Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка - жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания - вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.
Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.
Город без выбросов углерода
Если китайский Great City - это город без машин, то Масдар в ОАЭ - город без машин и без небоскребов.
Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.
В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.
Зеленый город в пустыне
Дубай - еще один город из ОАЭ, который сможет стать «зеленым» городом будущего. Специалисты компании Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.
Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.
Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.
«Зеленый» город с плотной застройкой
В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка - одна из визитных карточек города будущего.
Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.
Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.
Вертикальный город
В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.
Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.
Город пешеходов
Пуэрториканский город Сан-Хуан - это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.
Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.
Город с центром комфорта
Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.
Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.
Город-лужайка
Шан-Суи - еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.
Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.
Авторы проекта считают, что будущее - за высокой плотностью заселения, ведь это позволит без труда добираться в любую точку пешком, на велосипеде или общественном транспорте.
3D-город
Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть - в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.
Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.
Город из камешков
Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для китайского города Шэнчьженя.
Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях.
Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.
Плавучий город
Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.
Click to view
Город, свободный от страха
Каково это - жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.
Заключение:
Большая часть из этих проектов - лишь приблизительное видение будущего. Они способны обогатить реальность городской среды отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопиями. Ведь наша современность не очень похожа на то, как ее представляли в прошлом. Но при всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни они создают поле идей, часть которых могут оказаться вполне жизнеспособными и сегодня. Новые технологии могут включаться в разном масштабе, от частичного или полного изменения генерального плана до точечных интерьерных решений. Городская среда мутирует, взаимопроникновение различных ее частей друг в друга порой невозможно отследить и предугадать.
Разработка концепций городов будущего прежде всего важна тем, что ставит высокую планку и задает нужный тон. Новое понимание пространства становится более глубоким и многоуровневым, что позволяет проектировать гармоничную среду и для нынешних городов, учитывая эмоциональное психологическое состояние человека и его потребности. Технологии, помимо комфорта и новых сервисов, должны принести людям ощущение сопричастности процессам жизни и развития города.