Моделирование транспортной связности цивилизации

Nov 05, 2014 04:42

Оригинал взят у apxiv в Моделирование транспортной связности цивилизации



Любая государственность и само существование городов прямо зависят от уровня транспортной связности. Только благодаря транспорту и путям сообщения цивилизация может собирать с больших территорий разнообразные полезные ресурсы - вещества, энергию, информацию, - аккумулировать и концентрировать их для решения больших задач.



Фактические (а не нарисованные на карте) границы государств определялись пределом реальной доступности. Ведь если нет нормальных путей сообщения, по которым могут массово перемещаться товары и войска, то нет и транспортной связности, без которой никакой государственности быть не может. Курьеры с указами могут доехать, но без экономической и силовой компоненты грош цена этим указам; богатые источники ресурсов будут известны, но вывезти их нерентабельно: "овчинка выделки не стоит", "за морем телушка полушка, да рубль перевоз", "дороги дороги, но бездорожье дороже" и т.п.
 С глубокой древности и вплоть до первой половины 19 века, когда появились железные дороги, не было никаких рентабельных альтернатив водным путям сообщения (морским и речным), которые дополнялись короткими сухопутными участками - "волоками" между речными путями.
 Логистический анализ и моделирование коммуникаций цивилизации вызывают сложности по двум причинам.
 Во-первых, это непривычный для большинства подход к изучению истории и приходится оперировать информацией из широкого спектра областей знания, но при желании и настойчивости навыки приобретаются относительно быстро, поскольку всё наглядно и интуитивно понятно.
 Во-вторых, и это главная проблема, очень сложно найти ту самую нужную детальную информацию, в том числе и картографическую.
  Разберём на примере древней греко-римской цивилизации, которая породила современную "западную" цивилизацию.
 Сначала Великая греческая колонизация решила проблему перенаселенности греческих поселений путем отправки лишнего населения подальше для образования новых колоний, которые должны были кормить метрополию:



В результате обозначенные красным цветом греческие полисы распространились на большой территории (схема весьма тыкабельна):



 Желтым обозначены колонии финикийцев, серым - прочие.
 Обращаю особое внимание на то, что греки не удалялись далеко от береговой линии, то есть категорически доминировал именно морской транспорт.
 Поток ресурсов из древнегреческих колоний в метрополию:


Все остальные найденные карты и схемы по древней Греции посвящены многочисленным войнам.
 По древнему Риму, который принял эстафету у древней Греции, даже такие простенькие схемы долго не удавалось обнаружить.
Одного взгляда на следующие схемы Римской империи достаточно, чтобы убедиться в принципиальной невозможности существования этого государства без морского транспорта, который обеспечивает связность территорий :






Для логистического анализа коммуникаций Римской империи потребуется совместить рельеф местности



с судоходными реками Европы с поправкой на древние реалии,


а также добавить к ним сухопутные дороги Римской империи и, главное - морские пути сообщения, которые к сожалению видны здесь очень плохо:


Если теперь добавить информацию о характеристиках конкретных маршрутов, характере и интенсивности товаропотоков, то можно будет сделать обоснованные гипотезы и выводы по истории отдельных городов и регионов в общей системе коммуникаций.  Прямо скажу, непростая задача, зато обоснованность и проверяемость выводов будут на должном уровне в отличие от бла-бла гуманитариев.
 На наше счастье существует замечательный проект Стенфордского университета (США) по моделированию коммуникаций Римской империи, на этом скриншоте хорошо видна единая транспортная сеть:


Интерактивный проект Стенфордского университета ORBIS http://orbis.stanford.edu/ предоставляет возможность моделировать пути сообщения Римской империи между любыми городами, выбирая различные опции с учетом сезонных особенностей,  широкий спектр режимов и транспортных средств и ещё много чего интересного.
  Кроме длины выбранного маршрута в километрах и времени в днях пути даются очень важные характеристики стоимости перевозки 1 кг груза и 1 пассажира в серебряных денариях, которые позволяют сравнить рентабельность разных маршрутов.
 ORBIS дает возможность убедиться в том, что вовсе не расстояния, а время и стоимость/энергозатраты являются основными факторами, определяющими выбор коммуникаций и интенсивность их использования, почему "время-деньги", почему именно так размещаются на местности пути сообщения и обслуживающие их города и т.п.
 

Человеческий мир

Previous post Next post
Up