Моделирование эмоций

Sep 13, 2018 12:15




Какого цвета эмоции?
Про совесть и EQ.
О танцах.
Базис нашего сознания…
Карты субъективных чувств.

Природа деятельности живых организмов определяется их потребностями, связанными с необходимостью выживать, питаться, размножаться и сохранять энергию.
Ни одно живое существо не действует вне внутренних мотивов формируемых потребностями.
И невозможно представить разум лишенный внутренних мотивов и целей. Каждое движение наших глаз, произнесение слов, формирование мыслей есть результат работы механизмов ответственных за удовлетворение наших потребностей.


Наш окружающий мир очень сложен и многообразен и создание рефлексов на все случаи жизни, которые бы позволили организму быть в этом мире успешным, не предоставляется возможным. Поэтому природа создала механизм, который позволяет формировать и отбирать рефлексы, которые приводят к желаемому результату - это эмоции, или эмоциональные механизмы.

Характер всех эмоций подобен.

В нашем мозге существует множество различных областей и отделов, и можно сказать, что между этими отделами существуют определенные взаимосвязи, эти связи как бы более высокого уровня, нежели те которые присутствуют между нейронами. Эти отделы влияют друг на друга посредством химических сигналов, это более медленный тип информационного канала. К примеру, под действием норадреналина, нейроны коры становятся более пластичными, норадреналин возникает в коре благодаря активации голубого пятна. Или пример с чувством страха, которое может повысить чувствительность моторных нейронов, тем самым сделав нас более сильными и быстрыми.
Каждая эмоция обусловлена своей областью в мозге, или группой областей, причинами возникновения, а также действиями, которые она оказывает на другие области и как следствие на поведение организма.

Для большинства эмоций можно выделить два состояния: голод и насыщение. Жажда и утоление жажды, длительное напряжение мышц и расслабление, страх и чувство избегания опасности, боль и отступление боли, скука и эмоция новизны, отсутствие объекта привязанности и радость контакта с объектом привязанности - все это две части эмоциональных механизмов.

✔️ Что такое голод?

Представьте некую область нейронов в нервной системе, в которой с увеличением потребности будет увеличиваться активность, чем выше потребность, тем чаше возникает активация этих клеток и тем большее количество их вовлекается в активность. И соответственно, при отсутствии потребность активности у этих клеток не будет. Можно назвать эти клетки - клетками требования, они как будто требуют выполнения действий необходимых для их успокоения.



Попробуйте задержать дыхание, и Вы почувствуете действие клеток требования дыхательного центра. С течением времени при задержке дыхания, сигналы от внутренних органов об увеличении углекислого газа будут приходить в нервный центр ответственный за дыхание, увеличивая в нем активность. Активность увеличивается настолько, что сдерживать дыхание посредством тормозящего действия коры вскоре будет невозможно. И этот нервный центр своей активностью вызовет необходимый рефлекс для вдоха. Для каждой потребности существуют свои нейроны требования, хотя в некоторых случаях работа групп этих клеток взаимосвязана.

У живого организма может быть множество потребностей и между этими потребностями существуют приоритеты, потребность самозащите всегда выше, чем потребность удовлетворения пищевого голода. И эти приоритеты природа расставила посредством максимального уровня активности для соответствующих клеток требования и взаимного подавления.
Организм будет выполнять те рефлексы, которые связанны с удовлетворением клеток требования имеющие главенство в данный момент в его нервной системе.

Рассматриваемая взаимосвязь между эмоциями и удовлетворением потребностей возможна только при наличии некоторых предварительно сконфигурированных рефлексов и учителя, которые в подходящий момент приведут к выполнению необходимых действий.

Но как насчет ситуации, когда организм пытается самостоятельно изучить окружающую среду?



✔️ Необходимость новизны.

Действия, которые приводили к насыщению потребности в новизне, будут повторяться, даже если они не будут приносить удовлетворение, но в данном случае возможно подавление действия влиянием других потребностей, к примеру, потребностью в сохранении энергии, или возникновению привыкания.

При каждом насыщении будет происходить снижение действия привыкания в области ответственной за эмоцию новизны, что будет приводить к возникновению активности ранее заученных рефлексов. В процессе обучения старые рефлексы будут вытесняться новыми.

Дети часто задают вопросы типа: «Почему?» лишь потому, что центр их эмоции новизны связан с совершением данного действия, их опыт подсказывает им, что задав этот вопрос, есть вероятность получения новой информации и соответственно удовлетворению потребности новизны.

Потребность новизны очень важна для научения в овладении артикуляционным аппаратом и моторными навыками. Эти системы имеют обратную связь, действия моторики, двигательной активности немедленно отражаются в рецепторах органов зрения, осязания, вестибулярного аппарата, а действие артикуляционного аппарата отражается на рецепторах органа слуха. На первых этапах развития животного сочетание действия и восприятие результатов этого действия формирует новые рефлекторные дуги, что с учётом эмоционального механизма потребности в новизне приводит к желанию повторять эти действия, а так же комбинации сходных действий.

Примером может быть детский лепет, который активно начинается примерно с шестимесячного возраста младенца. Запускается эта стадия развития ребёнка посредством активации безусловных рефлексов провоцирующих произнесение звуков, но поддерживается за счёт эмоции новизны, заставляя ребёнка произносить одни и те же звуки или играть ими.

Стремление к активным играм, взаимодействию с предметами и т.д. позволяет животному и человеку не только удовлетворять потребность в новизне, но и учит управлять своим телом и сформировать его образ.

✔️ Любовь и привязанность.

Механизмы удовлетворения потребностей универсальны, достаточно выделить внутренние критерии голода и насыщения.
Например, рассмотрите эмоции привязанности.
Существуют различные виды привязанностей: взаимная привязанность матери и ребёнка, привязанность к супругу, родственнику и т.д. Данная эмоция выражается в стремлении быть рядом с объектом привязанности или иметь его в поле зрения. В случае утраты объекта привязанности может возникнуть тревожное или стрессовое состояние, а если объект привязанности возвращается, то проявляется радость и другие признаки получения удовольствия.



Например, исследуя поведение утят, Лоренц установил, что первое, что делает недавно вылупившийся цыпленок - это поиск «образа матери».
Единственное, что должен был делать претендент на роль матери - это двигаться. Если перед только вылупившимся утятами появляется двигающийся объект, утята начинают следовать за ним. Процесс записи в памяти образа объекта привязанности называется импринтингом. По прошествии одного дня с небольшим, после рождения импринт матери у утят завершается. После этого они уже полностью игнорируют даже свою настоящую мать. И охотней следуют за «суррогатной матерью».

В определенные ключевые моменты жизнедеятельности организма происходит маркирование клеток активных образов и предположительно это происходит с помощью медиатора окситоцина. Окситоцин называют гормоном доверия и привязанности, он выделяется при успешных социальных контактов и взаимодействиях, при кормлении грудью, взаимном груминге и занятии сексом. Нервная система запоминает те нейроны, которые активны в момент повышения уровня окситоцина.

Критерием голода для эмоции привязанности может быть низкий уровень активности «помеченных» нейронов, а критерий насыщения - это активность данных нейронов. По описанной схеме удовлетворения потребностей нервной системой будут запоминаться, и выполняться те действия, которые приводят к состоянию насыщения потребности. Желание любоваться лицом возлюбленных, плачь ребенка и хватание при расставании с матерью, проявление материнской нежности и заботы, скорбь по утрате родственной связи или потери домашнего питомца - все это результат работы центров мозга ответственных за эмоции привязанности.

Представленная модель эмоционального механизма позволяет говорить об качественных характеристиках отдельных эмоций. Изменяя скорость или меру насыщения, скорость наступления голода, общий максимальный уровень активности клеток требования по отношению к другим эмоциональным центрам можно формировать характер смоделированной нервной системы.

Уровень любопытства, сила привязанностей, смелость, жадность, исполнительность, лень, жизнерадостность эти и многие другие качества характера обусловлены изначальными настройками центров удовлетворения потребностей.

/Источник/

Эмоции, Сознание

Previous post Next post
Up