Оригинал взят у
bohemicus
Джироламо Франческо Мария Маццола, известный как Пармиджанино, "Мадонна с длинной шеей"
Помню, в детстве, когда я только открывал для себя удивительный мир маньеристской живописи, помимо составленных из овощей и фруктов портретов Арчимбольдo на меня произвела особое впечатление "Мадонна с длинной шеей" Пармиджанино.
Тогда я ещё ничего не понимал в алхимической символике; не чувствовал в глубоком сне младенца Иисуса намёка на его будущую смерть; не слышал о спорах искусствоведов, одни из которых считают колонну на заднем плане недописанной, а другие утверждают, что она подпирает пустоту по замыслу автора; не знал, что у мадонны лицо графини Паолы Фонтанеллато, урождённой маркизы Гонзага; не обращал внимания на её выходящую за пределы двухмерного изображения и оказывающуюся на нашей стороне холста правую ступню (волшебный живописный приём)...
Я просто видел женщину с лебединой шеей и не мог оторвать от неё глаз.
Рафаэль Санти, "Сикстинская мадонна"
Пармиджанино боготворил Рафаэля, но сам работал в совершенно иной манере. "Сикстинская мадонна" написана в 1514, "Мадонна с розой" - в 1530 году, и в промежутке между этими датами успел смениться цвет времени.
В момент, когда во Флоренции сошлись Рафаэль, Леонардо и Микеланджело, Высокое Возрождение пережило свой апогей. Эти мастера достигли такого совершенства, что превзойти их было невозможно. Как это обычно бывает в подобных случаях, начался поиск новых путей (в 20-х годах XVI века Пармиджанино оказался одним из первых искателей).
"Мадонной с розой" - это очень необычная богородица. Вероятно, самая эротичная в истории христианского искусства. Её полупрозрачная одежда, её руки, расположенные так, словно это не мадонна, а прикрывающая наготу Афродита, её чувственное лицо - всё это породило легенду, что Пармиджанино сначала написал Венеру с Амуром, а потом замаскировал их под Деву Марию с младенцем Иисусом. Однако у этой версии нет подтверждений. Напротив, сохранившиеся наброски свидетельствуют, что Пармиджанино с самого начала задумывал изобразить мадонну.
Впрочем, у маньеристов не бывает простых сюжетов. Роза, считающаяся в христианстве символом непорочного зачатия, в античной традиции была атрибутом Венеры, так что эта "Мадонна" Пармиджанино вполне вписывается в длинный ряд изображений Девы Марии, прозрачно намекающих на древних богинь.
Джироламо Франческо Мария Маццола, известный как Пармиджанино, "Мадонна с розой"
В 1527 году солдаты Карла V разгромили Рим, завершив эпоху Ренессанса.
Гармония мира была нарушена, прекрасные иллюзии и высокие идеалы - утрачены. Люди, которым довелось посетить наш мир в его поздние, умудрённые, искушённые, всё познавшие и во всём разочаровавшиеся эпохи (такие как маньеризм или постмодернизм), мыслят, верят и творят совсем не так, как те, кому выпало родиться в классические периоды.
Но они не перестают ни мылить, ни верить, ни творить.
А главное, они не перестают любить.
Ибо Бог есть любовь.
/Источник/