Воля случая

Mar 25, 2018 04:23



Конкретные правила шахмат (что назвать конём и как он должен ходить) - следствие случайных актов мышления (столь же случайных, как падение шарика на доске Гальтона), в то время как возникновение самой интеллектуальной игры вроде шахмат - закономерное следствие отражения мира в сознании (аналогично форме распределения на той же доске).


Чем руководствовался изобретатель (и вообще, один ли он был, в один приём изобретал и т.д. и т.п.). Может быть, в похожие игры начали одновременно играть в разных местах, но этот раджа по каким-то причинам лучше сохранился в истории вместе с понравившейся ему игрой.

Однако рациональных предпосылок для именно такого хода коня нет!!!

Положим, изобретатель рассуждал: вот конники. Они быстры, непредсказуемы и могут нанести удар "из-за угла". И изобразил это самое "из-за угла", как в голову пришло. Однако если бы у него с утра болел живот, он мог бы и 2 клетки придумать, и 3+1, или вообще про конницу забыть, а ввести каких-нибудь леопардов.

Вот это то самое, что в быту называется "свободой воли", а по-научному характеризуется как "случайность" (несмотря на то, что, возможно, глубинная причина есть, но её в 99% случаев не осознаёт сам человек).

Цепочка взаимодействий в данном случае настолько длинна, что неискушённый исследователь, теряя её в веках, сваливается в агностицизм и начинает оправдываться выдуманными понятиями трансцендентности и т.д. и т.п., возвеличивать "идеальное" и т.д. и т.п., в тысячах вариаций.

/Источник/

Сознание, Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up