В продолжение темы:
Возникающая причинность. Согласно Теории Интегральной Информации, сознание системы определяется ее причинными свойствами и следовательно, является неотъемлемым, фундаментальным свойством любой физической системы.
- Внутреннее существование: то, что мой опыт существует здесь и сейчас (он реален) является единственным фактом, в котором я могу быть уверен сразу и абсолютно. Более того, мой опыт существует с собственной внутренней точки зрения, независим от внешних наблюдателей.
- Состав: Сознание структурировано: каждый опыт состоит из множества феноменологических различий, элементарных или высших порядков. Например, в одном опыте я могу различить книгу, синий цвет, синюю книгу, левую сторону, синюю книгу слева и так далее.
- Информация: сознание является специфическим: каждый опыт - это определенным образом сущности, состоящие из определенного набора конкретных феноменальных различий, в отличие от других возможных опытов (дифференциация). Например, опыт может включать в себя феноменальные различия большего числа пространственных локаций, несколько понятий, таких как спальня (в отличие от не спальня), кровать (вместо кровати), книги (в отличие от книги), синий цвет (в отличие от синего), более того, "привязка" первого порядка различий, таких как "синяя книга" (в отличие от не "синяя книга"), а также многие негативные понятия, например, ни одна птица (в отличие от птиц), ни велосипед (в отличие от велосипеда), ни куста (в отличие от Буша), и так далее. Аналогичным образом, переживание чистой темноты и тишины - имеет особое качество (ни спальня, ни кровать, ни книги, ни синий, ни какой другой предмет, цвет, звук, мысль, и т. д.). И таким образом, оно обязательно отличается от большого количества альтернативных опытов того, как я мог бы ощущать.
- Интеграция: Сознание унифицировано: каждый опыт неразделим от всех независимых, несвязанных подмножеств феноменальных различий. Так, я ощущаю цельную визуальную сцену, а не левую сторону визуального поля независимо от правой стороны (и наоборот). Например, ощущать слово "потому что" написано в середине пустой страницы неотвратим к опыту видеть "быть" на левом плюс опыт видеть "причину" на правом. Точно так же, видя синюю книгу невозможно увидеть книгу без цвета синий, плюс цвет синий без книги.
- Исключение: Сознание однозначно по содержанию и пространственно-временной структуре: у каждого опыта есть множество феноменальных различий, которые он имеет, и он течет со скоростью, которую он течет, ни быстрее, ни медленнее. Например, опыт "я вижу тело на кровать в спальне", "книжный шкаф с книгами, одна из которых является голубой книгой", но я не имею опыта с меньшим содержанием компонентов или с большим содержанием - скажем, только наделенное дополнительным феноменальным различием высокое/низкое артериальное давление. Более того, мой опыт течет с определенной скоростью - каждый опыт охватывает, скажем, сто миллисекунд или около того, но у меня нет опыта, который охватывает всего несколько миллисекунд или вместо минут или часов.
Система, демонстрирующая сознание, должна обладать двумя основными свойствами:
1. Информационность: система должна иметь большой набор доступных состояний, то есть способность хранить большое количество информации. Также можно обобщить, что сознание по сути своей является феноменом информации.
2. Цельность (интегрированность): эта информация должна быть интегрирована в единое целое, то есть, чтобы было невозможно декомпозировать систему на почти независимые части. Данная особенность отражает тот вытекающий из нашего опыта факт, что каждое отдельное явление сознания - это единое целое, которое невозможно разложить на отдельные компоненты.
Теории Интегральной Информации основана на двух ключевых положениях:
- Во-первых, каждое сознательное состояние содержит огромный объем информации. Типичным примером этого является каждый кадр в кино. Увидев один кадр из фильма, вы мгновенно ассоциируете его со «специфическим объектом восприятия». То есть вы можете различить данный кадр в фильме от любого другого кадра. Следовательно, сознание способно хранить и различать огромное количество визуальных образов.
- Второе ключевое утверждение состоит в том, что вся информация, собранная в сознании плотно интегрирована между собой. Например, невозможно увидеть мир, не опираясь на всю информацию, имеющуюся в сознании. Когда мы смотрим на апельсин, мы не можем отделить восприятие цвета (оранжевый) от его формы (круглой). Даже в случае если обработка цвета и пространственной формы объекта локализованы в разных частях мозга, сознательный опыт не может быть распылен на отдельные части.
Предложение заключается в том, что сознание определяется интегрированной информацией, которую оно может обработать, и, как следствие, уровень сознания определяется объёмом интегрированной информации. Теория предполагает, что сознание возникает как особое свойство физической системы - её интегрированная информация, которая определяется таким образом, что она может быть измерена количественно с помощью математических уравнений.
Критика:
Информационный подход вообще не способен объяснить сознание, так как само понятие информации уже предполагает сознательного наблюдателя. Широкая же трактовка информации как основы сознания приводит к панпсихизму. Что касается панпсихизма, то при функционалистской трактовке информации он легко исключается, поскольку тут информация приписывается не всему физическому миру, как его атрибут, а лишь самоорганизующимся системам, начиная с биологических и выше.
... Попытки предложить подобие такой теории, неизбежно приводят к чрезмерным упрощениям предмета объяснения, к неизбежной тривиализации сложных проблем.
/Источник/
Картинка кликабельна