Оригинал взят у
beskarss217891 Суть:
Цивилизация построена на фиксации мышления через книги.
Мышление разбивается на три формы:
- разум, как видовое свойство, способ решения задач, сохраняет вид;
- мышление - стремится к идеальному, не утилитарно, мышление коллективно;
- думанье - индивидуально, стремится с успеху, деятельно, искусно.
Другой способ разбить мышление: интеллект, харизма, мудрость.
- Интеллект - корректное решение алгоритмических задач. Естественный интеллект уже уступил искусственному (машина лучше решает ограниченные задачи, в том скоро появятся и литературные программы). Интеллект роботической системы не обладает самосознанием.
- Мудрость - умение отличать важное от неважного, добро от зла. Задачи для неё могут быть в принципе не алгоритмизированы. Мудрость понимает. Мудрая человеко-машинная система - это потенциально круто.
- Харизма - умение поддерживать связь с целым. Умение восстанавливать разрушенные постмодерном иерархии. Работа с трансцендентным. С качественным ростом. Харизма так же способна к разрыву существующих связей. У компьютеров её нет.
Когда-то книга формировала интеллект. Уже все - сеть лучше. Но книга формирует мудрость. А иногда - харизму. Есть кризис восприятия текстов. Но есть прототип его решения.
Берется схема Щедровицкого:
- рефлексия - переход от деятельности к мышлению,
- понимание - переход от мышления к деятельности,
- смещение - перемена и того, и другого (осознание реальной инновации).
ИИ отлично работает с комбинаторикой, сможет с развитием - но есть и творчество, создание принципиально новых идей. Медиа - дает рефлексию. Но только книга дает смещение, умение искать иное.
- лишь последние 5 тыс лет мы работаем со знаками. До того была цивилизация памяти. Изустное предание - это институциональное решение. Важны эмоциональные проявления и музыкальность. Цивилизация книги - текст. Нужна связность через грамматики. Письмо задает логическую связность, школу, библиотеку.
- сейчас: кризис разрушает первичное окультуривание, в сети и так можно получить школьные знания.Идет "сериальная революция"^ научились работать с клиповым мышлением для рассказывания очень длинных историй. Связка - образ-мышление. Решение - виртуальная реальность. Но с образами в итоге невозможно работать без книги и без памяти - предыдущих этапов развития.
- а вот теперь возвращаемся к книге: она исчезает как источник знаний, как объект авторского права и теряет смысл одиночная книга. Функцию задания новой онтологии (для мудрости, харизмы и прочего) может поддерживать только библиотека, потому что она поддерживает множество онтологий (картин мира). Переслегин рассказывает на своём примере - какие книги сформировали онтологии, с которыми он работает. Описывает общую модель, как несколько книг, прочтенных в разное время, могут сформировать одну онтологию, а несколько других - другую.
Итог: библиотека восстанавливает свой статус - это будет величайшее сокровище.
Click to view
Комментарий:
Сама идея разделения проекций, специализаций разума - и на основе этого деления собственно прогноз новой роли книги: очень красива. Чем-то это напоминает идеи Платона: три качества души, три основных страты в идеальном государстве. Но к ней есть вопросы:
а) в описании "сериальной революции" идёт незаметный такой перескок от зрелища к виртуальной реальности. А виртуальность - это ИГРА. Игрок сам может что-то сделать, а не просто написать фанфик или нарисовать карикатуру. И тут вдруг выясняется, что игра в среднесрочном будущем сможет задавать онтологию для пользователя ничуть не хуже книги. Простейший пример: мир, где царствует несправедливость, потому что на 23-м уровне вас всегда убивает синий гоблин. И нет вариантов пройти дальше. Объединение нескольких игр на одной платформе, с возможность перевода персонажа с потерей/приобретением каких-то качеств - вот вам и "Анафем" для самых маленьких. Не читали "Солярис"? А сыграть в него не хотите? (нейросеть обшарит все ваши записи в социальных сетях, всю вашу биографию поднимет. Такие "гости" будут - закачаетесь!) Не говоря уже о всяческих биомеханических мирах или магических вселенных;
б) но для абстрагирования и работы с абстракциями - книга всё равно нужна. Мы видели в цивилизации книги тандем текста и памяти (личностное знание мастера и ученого!), текста и картины, библиотеки и театра - и можем увидеть что-то подобное и в цивилизации образов. То есть: игра в "Солярис" будет состоять из общения с персонально созданными "гостями", но чтобы понять тупик соляристики, потребуется работать с текстами.