Оригинал взят у
mkdir1 Исполнительная функция относится к набору когнитивных процессов, координирующихся в лобной доли мозга. Она включает в себя способность сдерживать неприемлемые речь или поведение, соотносить прошлый опыт с текущими действиями, управлять временем и вниманием, планировать и организовывать, запоминать детали, переключать фокус.
Исполнительную функцию можно разделить на две категории:
1) Регулирование, включающее учёт окружающей среды и подстройку поведения в ответ на её изменения;
2) Организация, включающая сбор информации и её структурирование с целью оценки.
Следующие виды исполнительных функций:
- АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: способность понимать образную речь (сарказм, шутки, метафоры) и невербальное общение (то, что мы используем помимо слов для передачи информации - тон голоса, язык тела, выражения лица).
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: способность управлять эмоциями, чтобы выполнить задачу, и поддерживать эмоции на уместном уровне.
- СДЕРЖИВАНИЕ: способность сдерживать желание отвлечься на что-либо при выполнении задачи (сохранять сосредоточенность до завершения задачи, размышления о способах решения задачи, рассказ строго в рамках темы без ухода в незначительные детали и смежные области).
- ИНИЦИИРОВАНИЕ: умение приступить к работе (знать, с чего начать, представлять последовательность действий).
- МНОГОЗАДАЧНОСТЬ: способность выполнять более одного когнитивного процесса за один раз (решать задачи во время разговора).
- ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ: умение эффективно планировать и организовывать время, информацию и последовательность действий (точно следовать инструкции, своевременно и правильно выполнять задания).
- САМОКОНТРОЛЬ: быть внимательным, распознавать, когда необходимы изменения, замечать ошибки (не отклоняться от темы разговора, замечать изменения тем в группах, точно отвечать на вопросы, замечать свои ошибки, относительно точно точно судить о своём собственном и чужом поведении).
- СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА: способность переключать внимание (умение сделать что-либо по-другому, если попросят, умение видеть несколько возможных решений проблемы).
- РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ: способность удерживать информацию в памяти с целью её обработки (умение вычленить главное, принять во внимание всю информацию, сжато и логично рассказать о теме, осмысливать прочитанное, соблюдать порядок действий).
Тревожные признаки того, что у вас возможны трудности с исполнительной функцией, включают:
1) проблемы с оценкой времени, требующегося для выполнения проекта;
2) инициирование действий или задач;
3) запоминание информации;
4) планирование проектов;
5) сохранение информации при действиях с ней (запоминание номера телефона при его наборе);
6) изложение информации (устно или письменно).
Взрослые с синдромом Аспергера и ВФА часто демонстрируют нарушения в трёх основных областях исполнительного функционирования:
1) Гибкость - недостаточная гибкость мышления характеризуется стереотипно устойчивым поведением и нарушением как регулирования, так и изменения моторики. Некоторые исследования показали, что люди с опытом Аспергера - своего рода "интеллектуально-моторная персеверация", которая специфична именно для этого расстройства. Эти нарушения обнаружены в межкультурных образцах и сохраняются на протяжении жизни.
2) Владение языком - способность создавать новые идеи и ответы. Хотя взрослые люди в спектре аутизма недостаточно представлены в этой области исследований, есть данные, что дети в спектре аутизма образовывают меньше новых слов и идей, дают менее сложные ответы, чем их сверстники из контрольных групп.
3) Планирование - сложный динамический процесс, в рамках которого необходимо разрабатывать, контролировать, пересматривать и обновлять последовательность запланированных действий. Взрослые люди в спектре аутизма хуже справляются с задачами, требующими наличия навыка планирования, по сравнению с нормально функционирующей контрольной группой, и это нарушение сохраняется на протяжении жизни.
/Источник/
Картинка кликабельна