Структура Магии. ВВЕДЕНИЕ Структура Магии. Часть №1 Структура Магии. Часть №2 Структура Магии. Часть №3 Структура Магии. Часть №4 Структура Магии. Часть №5 УПРАЖНЕНИЕ А
Одним из наиболее полезных навыков, в приобретении которого вы можете упражняться, - это навык, позволяющий различать то, что с помощью Поверхностной Структуры сообщают пациенты, от того, какой смысл эти Поверхностные Структуры имеют для вас самих.
Вопрос о проекции собственного понимания на пациента далеко не нов.
Однако, даже если полагаясь на собственный опыт, психотерапевт способен понять в высказывании пациента больше, чем способен осознать сейчас пациент, способность производить названные различия оказывается жизненно важной. Если пациент не репрезентирует что-либо, чем, согласно пониманию психотерапевта, он располагает, то это, возможно, именно та часть информации, которую пациент оставил за пределами репрезентации, то есть такая часть информации, которая может подтолкнуть психотерапевта к использованию той или иной техники вмешательства. В любом случае, способность отличить то, что дано, от того, что привносите вы сами, чрезвычайно важна.
Различие между тем, что находите вы в качестве психотерапевта, и тем, что эта Поверхностная Структура репрезентирует, в буквальном смысле - идет от вас. Привносимые вами элементы могут вписываться в модель пациента, но могут и не вписываться в нее.
Определить, согласуется ли то, что вносите вы сами, с моделью пациента, можно несколькими способами.
А теперь мы бы хотели, чтобы вы прочитали следующее предложение, затем закрыли глаза и создали зрительный образ того, что именно представлено этим предложением.
Пациент: I'm afraid! Я боюсь!
Рассмотрите внимательно свой образ. В него будет входить определенная визуальная репрезентация испуганности пациента. Любая подробность, не входящая в эти два образа, привнесена в них вами. Если, например, вы привнесли какую-либо репрезентацию того, что именно пациент боится, эта репрезентация идет от вас и может оказаться точной или неточной. Теперь прочитайте вторую Поверхностную Структуру и представьте себе зрительный образ:
Пациент: Mary hurt me. Мэри обижает меня.
Рассмотрите свой образ. Он будет включать визуальные репрезентации какого-либо лица (Мэри) и визуальную репрезентацию пациента. Присмотритесь внимательно к тому, как вы репрезентировали процесс нанесения обиды. Глагол «обижать» очень расплывчат и неконкретен. Если вы представили себе процесс обиды, внимательно изучите свой образ. Возможно, вы представили себе, что Мэри ударила вашего пациента, или сказала ему что-нибудь гадкое. Возможно, вы представили себе, как Мэри прошла через комнату, в которой сидел ваш пациент, и не обратила на него внимания. Все это возможные репрезентации Поверхностной Структуры пациента. В каждой из них к репрезентации, задаваемой глаголом, вы, конструируя собственный образ сказанного, прибавили что-нибудь от себя. У вас имеется несколько способов определения того, какая именно из этих репрезентаций подходит пациенту, если какая-либо из них вообще ему подходит. Вы можете попросить пациента более полно конкретизировать глагол «обижать»; представить в лицах ситуацию, когда Мэри обидела его и т.д.
Итак, важна ваша способность различать то, что привносите вы сами и то, что репрезентировано в Поверхностной Структуре пациента.
ОПУЩЕНИЕ
Узнавать опущение необходимо для того, чтобы суметь помочь пациенту восстановить более полную репрезентацию собственного опыта.
Опущение - это процесс, в результате которого удаляются части первоначального опыта (мира) или полной языковой репрезентации (Глубинной Структуры).
Языковый процесс опущения - это трансформационный процесс - результат трансформации опущения и частный случай общего моделирующего явления.
Опущение, в котором создаваемая нами модель уменьшена по сравнению с моделируемой вещью. Глубинная Структура представляет собой полную языковую репрезентацию. Поверхностная Структура - это репрезентация этой репрезентации - предложение, которое пациент произносит на самом деле, стремясь сообщить свою полную языковую модель или Глубинную Структуру. Будучи носителями языка, психотерапевты обладают интуициями, которые позволяют им определить, представляет ли Поверхностная Структура полную Глубинную Структуру или нет. Сравнивая Поверхностные и Глубинные структуры, психотерапевт может определить, что именно отсутствует.
Пример:
(1) I'm confused. Я стесняюсь.
Основным процессуальным словом здесь является глагол «стесняться». Глагол «стесняться» может встречаться в предложениях с двумя аргументами или именными словосочетаниями - например,
(2) I'm confused by people. Я стесняюсь людей.
Так как глагол «стесняться» встречается в предложении (2) с двумя именами (Я и люди), психотерапевт может сделать вывод, что Поверхностная Структура (1) не является полной репрезентацией Глубинной Структуры, из которой она выведена. Данную процедуру можно описать поэтапно следующим образом:
Этап 1: Выслушайте предъявленную пациентом поверхностную структуру;
Этап 2: Идентифицируйте глаголы, содержащиеся в этой Поверхностной Структуре;
Этап 3: Определите, могут ли глаголы встречаться в более полном предложении - то есть предложении, в котором аргументов или именных словосочетаний больше, чем в исходном предложении.
Если во втором предложении именных аргументов больше, чем в первоначальной Поверхностной Структуре, произнесенной пациентом, это значит, что первоначальная Поверхностная Структура неполна - часть Глубинной Структуры опущена.
Первый этап в приобретении навыка узнавать опущения, состоит в приобретении умения выявлять предложения, в которых опущения имели место.
Например, полная репрезентация соответствующей Глубинной Структуры:
(3) George broke the chair. Джордж сломал стул.
(4) The chair was broken. Стул был сломан. - неполная репрезентация его Глубинной Структуры.
В предлагаемых ниже предложениях есть несколько полных Поверхностных Структур - без опущений - и несколько неполных - с опущениями. Ваше задание состоит в том, чтобы определить, какие из Поверхностных Структур - полные, а какие - с опущениями. Помните, что задание состоит в обнаружении опущений - некоторые из психотерапевтически неправильных предложений могут быть таковыми по другим причинам, не связанным с опущениями.
(5) I feel happy. Я радуюсь. (неполная)
(6) I'm interested in continuing this. Я заинтересован в том, чтобы продолжать это. (полная)
(7) My father was angry. Отец рассердился. (неполная)
(8) This exercise is boring. Это упражнение скучное. (неполная)
(9) I'm irritated about that. Меня это раздражает. (полная)
Задание состоит в том, чтобы для каждого из них отыскать другое предложение, в котором применялось бы то же процессуальное слово или глагол, но которое было бы полнее, то есть в нем имелось бы больше именных словосочетаний или аргументов. После каждого из неполных предложений мы приводим для примера более полный вариант с использованием того же глагола.
Например, в случае Поверхностной Структуры:
(10) I'm scared. Я боюсь.
Один из наиболее полных вариантов мог бы выглядеть как:
(11) I'm scared by people. Я боюсь людей.
а другой: I'm scared of spiders. Я боюсь пауков.
Суть, разумеется, не в том, чтобы угадать, какой именно более полный вариант мы вам предложим, а в том, чтобы приобрести навык в нахождении для неполных Поверхностных Структур их более полных вариантов.
(13) I have a problem. I have a problem with people. У меня имеются разные. У меня имеются разные сложности с людьми.
(14) You're excited. You arc excited about being here. Вы оживлены. Вы оживлены свиданием с другом.
(15) I'm sad. I'm about my mother. Я опечален. Я опечален полученным известием.
(16) I'm fed up. I'm fed up with you. Я сыт по горло. Я сыт по горло вашими обещаниями.
(17) You are disturbing. You are disturbing me. Вы мешаете. Вы мешаете мне.
Следующая группа предложений состоит из Поверхностных структур, в которых имеется по два глагола; в некоторых предложениях может быть одно или два опущения, в других опущения вовсе нет. Ваша задача состоит в определении того, имеется ли в данном предложении опущение и, если имеется, то сколько. Не забывайте проверять каждый глагол отдельно, так как опущение может быть связано с каждым из них.
Например:
(18) I don't know what to say. Я не знаю, что сказать.
Имеется одно опущение/связанное с глаголом «сказать» (сказать кому).
(19) I said that I would try. Я сказал, что постараюсь.
Имеется два опущения, одно из которых связано с глаголом «сказал» (сказал кому), а другое с глаголом «стараться» (стараться сделать что).
(20) I talked to man who was bored. Я говорил с человеком, который грустил.
Два опущения: первое опущение «говорил», второе - «грустил».
(21) I hoped to see my parents. Я надеялся повидаться со своими родителями.
Опущение отсутствует.
(22) I want to hear. Я хочу послушать.
Одно опущение: «послушать».
(23) My husband clamed he was frightened. Муж мой заявил, что он напуган.
Два опущения: первое опущение «заявил», второе - «напуган».
(24) I laughed and then I left home. Я посмеялся, а затем вышел из дому.
Одно опущение: «посмеялся».
В каждой из нижеследующих поверхностных структур имеется, по крайней мере, одно опущение, найдите для каждой из них более полный вариант.
(25) You always talk as though Вы всегда разговариваете так, будто сердитесь.
You always talk to me as you are mad at someone. Вы всегда разговариваете со мной, будто сердитесь на кого-нибудь.
(26) My brother swears that my parents cope. Мой брат уверяет, что родители не могут справиться.
My brother swears to me my parents can't cope with him. Мой брат уверяет меня, что родители не могут с ним справиться.
(27) Everybody knows that you can't win. Каждый знает, что вы не можете выиграть.
Everybody knows that you can't win what win what you need. Каждый знает, что вы не можете вы выиграть то, что вам нужно.
(28) Communicating is hard for My communicating to you me. Мне трудно рассказывать.
About changing myself is hard for me. Мне трудно рассказывать вам о своих надеждах измениться.
(29) Running away doesn't help. Побег не помог.
My running away from my home doesn't help me. Мой побег никак не помог мне.
Один из способов проявления процессуальных слов, содержащихся в Глубинной Структуре, состоит в появлении прилагательного, выступающего в качестве определения имени.
Это необходимым образом связано с опущениями.
Например:
(30) I don't like unclear people. Я не люблю непонятных людей.
Другая Поверхностная Структура, тесно связанная с этим последним предложением:
(31) I don't like people who are unclear. Я не люблю людей, которые непонятны.
В обеих этих поверхностных структурах имеется опущение, связанное со словом «непонятных» (непонятных кому, в чем).
Так, один из более полных вариантов может быть:
(32) I don't like people who are unclear to me about what they want. Я не люблю людей, которые непонятны мне в своих желаниях.
В следующей группе Поверхностных Структур укажите случаи опущений и приведите более полный вариант каждого из приведенных предложении.
(33) I laughed at the irritating. Я рассмеялся над.
I laughed at the man who man. irritated me. Я рассмеялся над надоедливым человеком, человеком, который надоедал мне.
(34) You always present stupid You always present examples, examples to me which stupid to me.
Ты все время приводишь. Ты все время приводишь глупые примеры, мне примеры, которые кажутся мне глупыми.
(35) Self-righteous people burn People who are self me up. righteous about drugs. burn me up.
Распущенные люди просто Люди, распушенные в то бесят меня. своих словах, просто бесят меня.
(36) The unhappy letter The letter which made me surprised me. unhappy surprised me. Это печальное письмо Письмо, которое меня меня удивило, опечалило, удивило меня.
(37) The overwhelming of food The price of food which disturbs me. overhclms me disturbs.
Меня беспокоят Цены на продукты, сумашедшие цены на продукты, которые сводят меня с ума, меня беспокоят.
Смысл упражнений на узнавание опущений в Поверхностных Структурах заключается в том, чтобы подтолкнуть вас к осознанию интуиции, которыми вы уже располагаете в качестве людей в том, чтобы суметь замечать случаи, когда опущение имеет место.
После того, как психотерапевт обнаружил, что поверхностные структуры пациента неполны, его задача заключается в том, чтобы помочь ему восстановить опущенный материал. Самый прямой из известных нам подходов - это взять и задать конкретный вопрос о том, чего недостает.
Например, пациент заявляет:
(38) I'm upset. Я расстроен.
Психотерапевт видит, что данная поверхностная структура - это неполная репрезентация Глубинной Структуры, из которой она выведена. Конкретно, она представляет собой редуцированный вариант Глубинной Структуры, более полная Поверхностная Структура которой имеет форму:
(39) I'm upset about someone/something. Я расстроен кем-то/чем-то.
Поэтому, чтобы восстановить опущенный материал, психотерапевт ставит вопрос:
(40) Whom what are you about? Чем/кем вы расстроены?
(41) About whom/what? Кем/чем?
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ОПУЩЕНИЯ
Мы выделили три особых случая опущения.
Особыми они являются в том смысле, что мы часто сталкиваемся с ними в практике психотерапии и что Поверхностные Структуры, ими образованные доступны непосредственному наблюдению.
Класс 1: Действительный по сравнению с чем?
Первый особый класс опущений, на которые мы хотим вам указать, связан со сравнительными и превосходными степенями. Конкретно говоря, опущенная часть Глубинной структуры представляет собой один из терминов сравнительной или превосходной грамматической конструкции.
Сравнительная и превосходная степень выражается в английском языке двумя способами:
(A) Прилагательное плюс окончание -er.
Например, в словах: faster (быстрее) better (лучше) smarter (сообразительнее) и прилагательное плюс окончание -est, как, например, в словах: fastest (быстрейший) best (лучший) smartest (самый сообразительный).
(B) more/less (более/менее) плюс прилагательное.
Например: more interesting (более интересный) more important (более важный) less intelligent (менее умный) и most/least (наименее/наиболее).
Плюс прилагательное, например:
most interesting (наиболее/самый интересный) most important (наиболее/самый важный).
Прилагательное в сравнительной степени предполагает, как следует из самого названия, сравнение, по крайней мере, двух отличающихся друг от друга вещей. Например, в Поверхностной Структуре
(62) She is better for me even my mother. Для меня она дороже матери.
указаны обе сравнительные вещи (она и мать).
В класс Поверхностных Структур, связанных, согласно нашему подходу, с опущением одного из терминов сравнительной конструкции, входит предложение
(63) She is better for me. Для меня она дороже.
В котором один из терминов сравнения опущен. Такой же вид опущения имеет место в Поверхностных Структурах вида:
(64) She is better woman to me. Она лучшая женщина для меня.
Где прилагательное в сравнительной степени стоит перед именем, к которому оно относится.
Прилагательное в сравнительной степени, образованное с помощью слова more (более) встречается в двух примерах:
(65) She is more interesting to mе. Для меня она более интересна.
(66) She is a more interesting woman to me. Для меня эта женщина более интересна.
В этих примерах один из терминов сравнительной конструкции опущен. В случае превосходной степени один из членов какого-либо множества выбирается и оценивается в качестве наиболее характерного члена этого множества, либо обладающей ценностью.
Например:
(67) She is the best. Она лучшая.
(68) She is the most interesting. Она самая интересная множество, в котором «она» выбрана, не названо.
Следующее множество Поверхностных структур состоит из примеров опущения либо одного из терминов сравнения, либо референтного множества, либо прилагательного в превосходной степени.
Эти примеры предлагаются вам, чтобы вы могли развить в себе умение обнаруживать опущения данного класса.
(69) She is most difficult. Она самая трудная.
(70) Не chose the best. Он выбрал лучшую.
(71) That is least difficult. Это наименование трудное.
(72) She always leaves harder job for me, Более трудную работу она всегда оставляет мне.
(73) I resent happier people. Я завидую более счастливым людям.
(74) More aggressive men get what they want. Более агрессивные люди получают то, чего они котят.
(75) The best answer is more difficult to find. Лучший ответ отыскать всегда труднее.
(76) I've never seen a funnier man. Никогда не видел человека смешнее.
Работая с опущениями данного класса, психотерапевт может восстановить опушенный материал с помощью двух вопросов. В случае прилагательных в сравнительной степени: Прилагательные в сравнительной степени плюс по сравнению с чем? (compared to what), например: более агрессивный по сравнению с кем? смешнее, чем кто?
В поэтапном описании эта процедура выглядит следующим образом:
Этап 1: Выслушайте пациента, обращая в его Поверхностной Структуре внимание на маркеры сравнительной и превосходной конструкции, то ccib прилагательное + сг. тон;/ li;-. + прилагательное: прилагательное + csl. mosi/lcasi + прилагательное.
Этап 2: В случае, если в Поверхностной Структуре пациента встречается прилагательное в сравнительной степени, установить, даны ли оба сравниваемых термина; в случае прилагательного превосходной степени определите, присутствует ли референтное множество.
Этап 3: Применяя указанные выше вопросы, восстановите отсутствующий материал каждой части.
Класс 2: Ясно и очевидно
Второй особый класс опущении можно выявить по наличию наречий на -1у, встречающихся в Поверхностных Структурах пациента. (В русском языке такие наречия в большинстве случаев соответствуют наречиям на -но: ясно, очевидно).
Пример:
(77) Obviously, my parents dislike me. Очевидно, мои родители недолюбливают меня.
(78) My parents obviously dislike me. Мои родители, очевидно, недолюбливают меня.
Заметьте, что эти Поверхностные Структуры можно парафразировать с помощью предложения:
(79) it is that my parents dislike me. Очевидно, что мои родители недолюбливают меня.
Имея эту форму, психотерапевт может проще определить, какая часть Глубинной Структуры опущена. Конкретно, в нашем примере психотерапевт спрашивает:
(80) То. whom is obvious? Кому это очевидно?
Наречия L окончанием -tу в Поверхностной Структуре часто появляются в итоге опущения в Глубинной Структуре именные аргументов, процессуального слова или глагола. В работе по развитию своих навыков психотерапевт может обратиться к проверке парафразированием. Суть предлагаемой нами проверки состоит в том, чтобы, встретившись в предложении с наречием на -1у, вы попытались парафразировать это предложение:
а) Опустить в наречии Поверхностной Структуры окончание -iv и поставить его в начало новой, создаваемой вами Поверхностной структуры б) Перед бывшим наречием поставить словосочетание -tу
в) Убедиться, что полученная в результате новая Поверхностная Структура значит то же, что исходная Поверхностная Структура пациента.
Если новое предложение синонимично предложению пациента, это значит, что наречие на -1у получено из глагола Глубинной Структуры, а следовательно, восстановления отсутствующего материала, можно восстановить репрезентацию полной Глубинной Структуры.
В следующем множестве Поверхностных Структур укажите те из них, в которых содержатся наречия, производимые от глагола Глубинной Структуры.
(81) Unfortunately, you forgot this unfortunately that you to call me on my birthday, forgot to call me on my birthday. К сожалению, вы забыли навестить меня в день рождения, Вызывает сожаление, что вы забыли навестить меня в день рождения.
(82) I quickly left the argument. It is quick that I left the argument. Я быстро прекратил спор. Быстро то, что я прекратил спор.
Surprisingly, my father It is surprising for my lied about his drinking, father to lie about his drinking. Удивительно, отец лгал мне о своих выпивках Удивительно то, что отец лгал мне о своих выпивках.
(84) She slowly started to cry. It is how that she started to cry. Она медленно начала плакать. Медленно то, что, начала она плакать.
(85) They painfully avoided my If is painful that they questions, avoided my questions.
Они мучительно избегали моих вопросов. Мучаясь, они избегали моих вопросов.
После того, как с помощью парафразы исходной Поверхностной структуры пациента психотерапевт выявил наречия, выведенные из глаголов Глубинной Структуры, он может применить по отношению к парафразе Поверхностной Структуры методы восстановления опущенного материала.
С данным классом опущений работают, применяя следующую поэтапную процедуру:
Этап 1: Выслушайте Поверхностную Структуру пациента, обращая внимание на то, имеются ли в ней наречия на -tу.
Этап 2: Примените к каждому наречию на -tу проверку парафразой.
Этап 3: Если проверка парафразой работает, внимательно рассмотрите новую Поверхностную Структуру.
Этап 4: Для восстановления опущенного материала используйте обычные методы.
Класс 3: Модальные операторы
Третий особый класс опущений особенно важен при восстановлении материала, опущенного при переходе от опыта пациента к его полной языковой репрезентации - Глубинной Структуре. Тогда в Поверхностных Структурах часто находят отражение правила или обобщения, выработанные пациентами в их моделях.
Например, пациент заявляет:
(86) I have to lake other people's feelings into account. Я должен считаться с чувствами других людей.
(87) One must take other people's feelings into account. Следует считаться с чувствами других людей.
(88) It is necessary to take other people's feelings into account. Необходимо считаться с мнением других людей…
Основываясь на принципах и упражнениях, представленных нами выше, вы сможете указать в каждой из этик Поверхностных Структур ряд опущений (например, с чувствами о ком/чем, по отношению к кому/чему). Однако опущения, к которым мы бы хотели привлечь ваше внимание в данном случае - это опущение более значительного масштаба. В этих Поверхностных Структурах заявляется, TO что-то должно произойти - одни прямо подталкивают вас к вопросу: «если нет, то что?» Другими словами, в качестве психотерапевтов, стремящихся придти к ясному пониманию модели пациента, мы должны знать, какие следствия для пациента вытекают из его неудачи сделать то, что согласно его Поверхностной Структуре сделать необходимо.
Поверхностные Структуры этого класса обладают следующей логической формой: Необходимо, чтобы Si, иначе S;,
где Si - Это то, что необходимо, согласно Поверхностной Структуре пациента, a S; - это то, что случается, если S, не будет выполнено - следствие или результат неудачи (неумения, неспособности) сделать Si - в таком случае и S; - это опущенный материал.
Так, психотерапевт может спросить:
(89) Or what will happen? А иначе случится что?
(90) What would happen if you failed to…? Что бы случилось, если бы вы не смогли…?
где вместо многоточия вы подставляете подходящую часть первоначальной Поверхностной Структуры пациента. Рассмотрим это конкретно на вышеописанном примере; пациент говорит:
(91) One must lake other people's feelings into account. Надо считаться с чувствами других людей.
Психотерапевт может ответить на это:
(92) Or what will happen? Иначе произойдет что?
или в более полном варианте:
(93) What would happen if you failed to take other people's feelings into account? Что бы произошло, не сумей вы считаться с чувствами других людей?
Эти Поверхностные Структуры можно отличить по наличию так называемых модальных операторов необходимости. В английском языке они представлены поверхностными формами: have to 1)You have to (Я обязан/должен, Вы обязаны/должны…) как, например, в конструкции (быть обязанным) One has to (следует). It is necessary -necessary (Необходимо, чтобы…) как, например, в конструкции (необходимо) Necessary (Необходимым образом…) should I/you/one should как, например, в конструкции (следует) (Я, вы, некто должен).
Психотерапевт может узнавать Поверхностные Структуры этого особого класса, обращая внимание на эти слова-подсказки. Сформулируйте для предложений следующего множества вопрос о том, какое следствие или результат будет иметь неосуществленно того, что необходимо согласно Поверхностной Структуре. Мы применяем в этом упражнении две уже описанные формы вопроса. Заметим, что эти формы вопроса - не единственные возможные формы, что на самом деле подходит любой вопрос, позволяющий восстановить опущенный материал:
(94) It is necessary to behave properly in public. На людях надо вести себя прилично.
(95) One should always lake people seriously. К людям всегда следует относиться серьезно. What would happen if you failed to behave properly in public? А что случилось бы? не сумей вы вести себя на людях прилично? What would happen if you failed to like people seriously? А что случится? если вы НЕ СМОЖЕТЕ ОТНЕСТИСЬ К ним серьезно.
(96) I must no get involved too deeply. He следует влезать в эти дела слишком сильно.
(97) People have to avoid conflict. Люди должны научиться избегать конфликта. What would happen if you got involved too deeply? А что случится, если вы влезете в них слишком сильно? What would happen if you failed to learn to avoid conflict? А что случится, если вам не удастся избегать конфликта?
Имеется еще множество слов-подсказок, которые называются в логике модальными операторами возможности. Эти операторы также указывают на правило или обобщение модели пациента.
Пусть, например, пациент утверждает:
(98) It ia not possible lo iovc more than one person at a time. Невозможно любить одновременно более одного человека, или
(99) No one love more than one person at a time.
(100) One can't love then one person at a time. Hикто не может любить одновременно более одного человека.
(101) One may not love more then one person at a time. Нельзя любить одновременно более одного человека.
(102) No one may be able to love more then one person al a lime. Никто не способен любить одновременно более одного человека.
В этом случае, также основываясь на собственной практике определения опущении, вы обнаружите в этих поверхностных структурах опущение компонентов репрезентации Глубинной Структуры. Но мы хотим обнаружить в этих примерах опущения, происходящие при переходе от опыта практики к репрезентации Глубинной Структуры.
Говоря конкретно, мы хотим, услышав Поверхностные Структуры данного класса, спросить пациента, что обусловливает невозможность того, что невозможно согласно его Поверхностной Структуре. Иначе говоря, мы считаем, что общую логическую форму этих Поверхностных структур можно представить следующим образом: Si препятствует возможности Sa,
где Sa - это то, что является невозможным, согласно поверхностной структуре пациента, a Si - недостающий материал.
Например:
(103) What makes … impossible? Что делает невозможным …?
(104) What prevents you from …? Что мешает вам …?
(105) What blocks you from…? Что не лает вам …?
(106) What stops you from …? Что останавливает вас перед этим, чтобы …?
где … - это то, что Поверхностная Структура содержит в качестве невозможного.
Конкретно обращаясь к вышеуказанному примеру, психотерапевт может спросить:
(107) What makes your loving more then one person impossible?
Что делает невозможной для вас одновременную любовь к более, чем одному человеку?
(108) What blocks you from more then one person at a time? Что не позволяет вам любить одновременно более одного человека?
(109) What blocks you from loving more then one person al a lime?
(110) What stops you from loving more than one person at a time?
Что останавливает вас перед тем, чтобы полюбить одновременно более одного человека?
Поверхностные Структуры данного класса легко определить по следующим словам и словосочетаниям: not possible it's not possible как, например, в (невозможно) (невозможно, чтобы…) can no one can (nobody can) как например, в (может, могут, можем) may как, например, в (может, позволено) (никто не МОЖЕТ…) no one may (nobody may) (никто не может никому не позволено) can't I/you/one/people can't как, например, в (не может) (я не могу, вы не можете, ты не можешь, никто не может) no one is able nobody is able как, например, в (может, способен) (никто не может, не способен)
impossible it's impossible как, например, в (невозможно) (невозможно, чтобы…) unable I/you/one people are unable как, например, в (не может не способен), (я не способен/никто не способен).
Эти слова, встречающиеся в Поверхностных Структурах, указывают на правила и обобщения, составляющие границы модели пациента. Эти границы часто испытываются пациентами как ограниченность выбора, или наличие неудовлетворительного ограниченного набора альтернатив.
Для каждой из предлагаемых ниже Поверхностных Структур сформулируйте вопрос, какой бы (при ответе на него) приводил к восстановлению опущенного материала.
(111) It's impossible to find What prevents you from someone who's really finding someone who's sensitive, really sensitive? Невозможно отыскать Что мешает вам отыскать действительно понимающего человека? действительно понимающего человека.
(112) I can't understand my wife. What prevents you from understanding your wife? Я не могу понять своей жены. Что мешает вам понять свою жену?
(113) I am unable to express What prevents you from myself, expressing yourself? Я не способен выразить себя. Что мешает вам самого выразить самого себя?
(114) No one is able to What prevents them from understand me. understanding you? Никто не способен понять меня. Что мешает им понять вас?
Трудно переоценить значимость выявления и восстановления опущении такого масштаба, так как они прямо касаются тех частей модели пациента, в которых он испытывает ограниченность выбора реальных возможностей. В поэтапном описании:
Этап 1: Выслушайте пациента; исследуйте Поверхностную Структуру пациента на наличие наводящих слов и словосочетаний, указанных в данном разделе.
Этап 2:
а) В случае модальных операторов необходимости задайте вопрос, в котором спрашивается о следствии или результате, который имел бы место, не сумей пациент сделать то. что его Поверхностной Структуре сделать необходимо.
б) В случае модальных операторов возможности обратитесь к пациенту с вопросом, ответ на который связан с восстановлением опущенного материала, из которого ясно, почему невозможно то, что заявлено невозможным в Поверхностной Структуре пациента.
/Бендлер Ричард и Гриндер Джон | Структура Магии/