Цивилизация. Машины. Специалисты. Часть №2

Sep 18, 2017 23:58

Оригинал взят у ms1970


Цивилизация. Машины. Специалисты Часть №1

Машины

Машина - это специальное для чего-то средство.
Обычно для выполнения работы вместо человека.
Традиционно принято, что машина не обладает самосознанием. И общим человеческим мышлением тоже не обладает. Не обладает способностью к сознательной рефлексии, т.е. способностью обращаться к собственному сознанию. Дополнительно и вследствие отсутствия рефлексии, машина не способна к состраданию.


Машина механистична - это похоже на тавтологию, но человек тоже может оказаться и механистичным, и неспособным к состраданию.
А вообще большая часть человека - это машина.
И большую часть своего времени человек - это машина.

Механицизм - это бездумное функционирование.
Механицизм - свойство машины.
И машинной части человека - при ходьбе, например, человек не думает, как ему сгибать и перемещать ноги. Машина характеризуется и через механицизм своей работы.

Программа

Машина - это система для решения технической задачи.
Система - это совокупность взаимодействующих элементов.

В машину в свое время, при создании, закладывались ее задачи. Машина - это множество, совокупность инерционных моментов, происходящих и тянущихся от этих задач, иногда давно забытых. Это продолжение чего-то, причем продолжение предопределенное, можно сказать запрограммированное. Машина развивается из чего-то и для чего-то, и это развитие не самостоятельно.

Обычное представление машины - это станок. Еще одно популярное - автомобиль или что-то на него похожее. Паровоз тоже похож. В окружающей реальности разных машин можно вычислить больше, чем кажется. Например, поле - это ведь машина, у которой человек - оператор. В машину кидаются зерна, а машина умножает их количество: машина-умножитель, машина-репликатор. И скотина - это тоже машина.
И из человека можно сделать машину.
И из группы людей.

Программа - это инструкция для машины.
Для некоторых природных машин инструкция дается от природы.
Например, инстинкты - это тоже программы.
Цикл поля - это программа, поле работает по природной инструкции - умножает урожай; но эта инструкция должна строго соблюдаться. Получается, что программе подчиняются и поле, и человек-оператор, который на поле работает. Тогда собственно поле оказывается машиной-системой, состоящей из деталей - земли и человека.

Машина действует по программе.
Человек обычно тоже - ведь он содержит множество деталей, работающих по принципу машины, можно сказать, что он на 99% машина, но человек может действовать не по программе.

Самое главное отличие человека от машины: машина действует только по программе.
Даже её поломка предусмотрена программой.
Человек может действовать исходя из своей воли.
Если человек действует исходя из своей воли - он действует как человек.
Если он действует по программе - он машина.
Люди часто говорят: «Ой, я сделал это автоматически, я не хотел».
Программа может иметь форму приказа или объективной необходимости.
Программа выполняется человеком по умолчанию; чтобы ее преодолеть, нужна воля.
Главное: человек может не следовать программе.
Он может делать свой субъективный выбор в рамках свободы воли. И это не будет поломкой.
В этом его главное отличие от машины.

Самосознание, мышление, рефлексия, сострадание - все эти термины могут плыть. В главном отличии - следовании программе - разница прописана максимально жестко.
Не главное, но важное: машина не выражает себя через свою деятельность. Машина вообще себя не выражает, самовыражение - это слишком человеческое. Хотя выражение можно свести к развитию, к продолжению работы человеческих инстинктов, к сублимации.

У машины три состояния: работа, простой и поломка.
Смену этих состояний можно ошибочно принять за чью-то волю.
Программы - это софт.
Соответственно врожденные биологические параметры людей - это хард. Как и делах компьютерных, программы могут прошиваться намертво, или устанавливаться так, что только отдельные специалисты в состоянии их перезаписать или стереть, а для прочих случаев получится то же самое намертво.
Программы могут выглядеть как традиции, законы, мораль, институты, привычки, инстинкты. Почти любой культурной код может стать программным кодом.

Животные

Животные - это машины, «известно» со времен Декарта.
Потому что они исполняют свои программы-инстинкты.
Животному можно задать новую программу, которая подавит инстинкт - но это тоже будет только программой.
Животное предсказуемо, за исключением случаев поломки. На самом деле оно предсказуемо и в случае поломки, просто еще не научились это практически предсказывать, хотя теоретически вопрос решен.

Выбор животного - не свободный.
При наблюдении окружающей среды в животном переключаются инстинкты; у какого в данный момент больший приоритет - тот и исполняется. Приоритеты записаны в отдельной программе заранее, и эта программа является заменителем свободы воли. А еще - имитатором свободы воли.

Скотина и насекомые проявляют свою волю, но не имеют свободы воли. В отсутствие рефлексирующего сознания их воля просто интегральный результат работы программ и инстинктов.

Нужно признать, что Декарт со своим «животные - это машины» не совсем прав. Все сравнения хромают. Данное хромает хотя бы потому, что скотина страдает; машина страдать не может. Скотина хочет убежать и реализовывать свои скотские желания. Но, увы, не может, потому что ограничена своим собственным машинным началом.
Скотина - это машина, но скотина не хочет быть машиной.
Что интересно, как и человек.
Живое сопротивляется, и чем больше живого - тем сильнее сопротивление. Но это сопротивление живого животного - оно ведь машинное.

Машинное живое оказывается против машинного мертвого.
Машина может быть живой и может страдать - поскольку она машина только в видении человека-наблюдателя.
Сначала скотина - живая.
Потом она - машина.
Этот момент важен, поскольку к категории скотины часто относят рабов и крестьян.
Животное - это и зверь, и скотина.
Что вносит путаницу.
Скотина - это дикий зверь, подвергшийся специализации.
И скотина, и зверь - это машины.
Когда говорится об их универсальности, всегда имеется в виду относительная универсальность. Зверь универсальнее скотины, но как зверь он, естественно, специализирован на своем образе жизни и своем ареале.

Дикий зверь - это универсал.
Скотина - это специалист.

Еще раз, всё относительно.
Это может звучать странно: свинья - это специалист. Свинья - это специалист по производству мяса. Но это верно. А корова может быть или специалистом по мясу, или специалистом по молоку.

Есть универсальный кабан и специализированная человеком свинья. Это разные породы. В кабане содержатся специальные свойства свиньи. А в свинье универсальные свойства кабана не содержатся. Свинья не выживет без человека. Свинья - это количественный набор отдельных признаков кабана, сопровождающийся утратой других, не нужных признаков.
Свинья - это сокращенный качественно кабан.
И раса, и порода - это наборы устойчивых видимых признаков, передающихся по наследству. Естественным, природным образом получившаяся порода называется расой, а искусственно выведенная раса называется породой.

Скотина - это первая биомашина, созданная человеком.

Есть некоторая путаница: машина не может чего-то хотеть.
Машины ничего не хотят, только имеют точку притяжения - аттрактор.
Но скотина, бывает, чего-то хочет.
Но скотина - это машина, а машина не может чего-то хотеть.

Здесь проблема, скорее, со словом "хотеть": у него слишком широкое переносное значение. Просто на примере скотины с этим словом еще можно разобраться. А на уровне таких абстракций, как «власть» и «государство», что тоже машины, разобраться гораздо сложнее. Поэтому когда речь идет о хотении власти, желательно вспоминать, что её технический уровень между скотиной и машиной.

В муравейнике есть только специалисты.
Мир инсектоидов обычно не рассматривается людьми как мир положительный. Потому что инсектоиды ограничены. Что интересно, ограничены они той же самой специализацией - именно тем, что дает им преимущества при выживании и достижении успеха.
Специализация ограничивает.
И потому специалисты ограничены - своей специальностью для всего прочего.

Через специализацию проводится аналогия с насекомыми. Уже многократно современный мир, современная цивилизация называлась человейником. Не потому, что людей много; а потому, что все выполняют свои функции и при этом ограничены во всем прочем.

Что удел людей?
По принципу противоположности будет универсализация, но ведь это только средство для чего-то. Поскольку у людей есть только одна идея - быть, а далее - поддерживать качество и количество, то набор качеств и количество этих качеств должен поддерживаться.
В этом и есть и «быть», и бытие, и удел людей.

У животных есть оценка, на базе которой выбирается действие и запускается механизм воли.
Но выбор животного - это именно машинный расчет.
Он может оказаться ошибочным, но только в результате получения ошибочных данных или ошибочного расчета, который делается на уровне инстинкта. Животное не может сделать выбор исходя из своих внутренних ценностей, поскольку таких ценностей у животного нет, и механизма выбора этих ценностей у животного тоже нет, и механизма формирования.
Только человек может создать ценностную иерархию, и выводить одни ценности из других.
Эти ценности можно назвать моральными.
Мораль есть подмножество культуры.
У людей есть всё то же, что и у животных.
Но еще есть морально-ценностная надстройка. Через морально-ценностную надстройку происходит процесс воспитания. Если такой надстройки нет, то возможен только процесс дрессировки. Вообще процесс дрессировки возможен всегда - это процесс машинный. Примерная разница в том, что при воспитании человек понимает и выполняет, а при дрессировке не понимает, но выполняет.

Воспитание - только человеческое.
Дрессировка - для всех.
Человек - многомерен, животное - одномерно.

Цивилизация есть процесс инерционно-механистический, антикультурный и античеловеческий.
Механистическое победит, выдавит человеческое.
Человек будет функционален ради рациональности и рационален ради функциональности. Реально это почти произошло, человеческое - это ничтожные доли процента реальности.

Мир не человечен, этот мир - машинный.

Человек механистический - этот подвариант был в большинстве всегда, просто не всегда он определял бытие всех людей. Кстати, и то, что он бытие определяет, и вызывает у людей некоторое раздражение.

Человек цивилизованный - это человек адаптированный, переработанный под запросы цивилизации.
В цивилизованности нет никакого позитивного момента.
Быть цивилизованным - это просто судьба.
Которая, к тому же, идет к завершению.
Чем дальше в цивилизацию - тем больше скотины и насекомого.
Потому что уровень адаптации к ней постоянно повышается.



Цели и средства

Машина - это средство для выполнения технической операции при производстве товара или услуги.

Есть диалектическая противоположность, дихотомия «цель - средство».
Машина - это средство; специальное для чего-то средство.
А человек - универсальная цель.
Тогда вторая дихотомия - «универсальное - специальное».
Дихотомия не четкая, поскольку цели одного процесса могут служить средствами другого процесса; когда процессов много и есть обратные связи, в них легко заблудиться.

Машина служит человеку.
Машина, выполняя машинную работу, освобождает человека от этой машинной работы, предоставляя ему время для свободы: чтобы человек реализовывал свою свободу воли.
Машина может быть и живой.
Животные - это машины, точнее, биомашины. Лошадь используется как машина - и это машина, но она живая.
Насекомые - это биологические машины.
Многие особи настолько машины, что специализированы настолько, что даже не размножаются, являясь полностью средством. Животных тоже стерилизуют для повышения уровня специализации. И людей тоже - особенно практиковали это китайцы.

Когда человек используется как средство, то он используется как машина. Цель обычно - или другой человек, или программа. Чтобы человека было удобнее использовать как средство, этот человек расчеловечивается, он лишается тех или иных человеческих свойств, люди отказывают ему в признании этих свойств. Для создания скотины из зверя технология применяется примерно та же.

В машины превращаются не только люди, но и коллективы. Социумы, нации, государства, министерства - все эти общности могут работать в режиме машины, по программе.
Обычно - ради высшей цели, которая есть человек.
Конкретный человек.

Машина - в человекоцентрических координатах - это средство (обычно сложная система) для выполнения какой-либо работы.

Но это если есть цель - человек.
Бывает так, что человек куда-то исчезает, а машина по-прежнему выполняет заказанную ей работу, следуя заложенной программе.
Например, человек ушел, а телевизор остался работать. Или в больших социальных величинах - люди ушли, а ливневая канализация продолжает работать. Или еще больше - люди построили государственную бюрократическую машину, вымерли, а машина продолжает работать, и другие, пришедшие на это место люди, ей подчиняются, но не знают, зачем происходит такой порядок вещей. С программами происходит та же ситуация: они переживают системы, для которых были написаны.

Машина служит... должна случить человеку.
Машина и человек существуют только в отношениях цели и средства. Если цели и средства - человек и машина - меняются местами, то это уже выход за рамки дискурса, это уже не человек и не машина, это уже иной мир, антимир.

Но этот антимир постоянно присутствует в реальности.

/Сергей Морозов/



Картинка кликабельна.

Человеческий мир, Мнение, Цивилизация

Previous post Next post
Up