Оригинал взят у
magpie73 Потребности определяют как избирательную зависимость нашего организма, в первую очередь нашего мозга, от каких-то факторов внешней или внутренней среды: температуры, содержания различных химических веществ в крови и так далее.
Проблемой потребностей занимаются и философы, и психологи, и биологи, физиологи. И биологов, конечно, прежде всего интересуют так называемые биологические потребности, то есть потребности, которые исходно вставлены в наш мозг, являются врожденно заданными конструкциями, лежащими в основе безусловных рефлексов.
Специфика биологических потребностей действительно состоит в том, что они врожденно заданы.
Это значит, что в мозге есть генетически определенные группы нервных клеток, которые опять же работают по неким генетически определенным принципам и отвечают за генерацию той или иной потребности.
А дальше эта потребность, если она оказывается достаточно сильной, может подталкивать поведение любого живого организма, у которого есть мозг с такими центрами, в том числе поведение человека, в сторону удовлетворения этой самой потребности.
И соответственно, у нас в мозге есть центры голода, центры агрессии, центры, связанные с половым поведением, любопытством и так далее.
Биологические потребности можно разделить на три группы: потребности витальные, зоосоциальные и саморазвитие.
Витальные программы.
Витальный - от слова vita (‘жизнь’).
Эти потребности относятся к группе жизненно необходимых.
То есть если мы не будем время от времени их удовлетворять, то просто погибнем.
Такие очевидные витальные потребности - это потребности в еде и воде. То есть питьевая потребность и пищевая потребность ― то, что мы называем голод и жажда. Соответственно, центры этих потребностей располагаются в гипоталамусе ― это нижняя часть промежуточного мозга. Центры голода и жажды расположены в средней части гипоталамуса, которая называется серый бугор.
Здесь находятся нервные клетки, чувствительные прежде всего к концентрации глюкозы в крови, и когда эта концентрация падает, то у нас возникает чувство голода; также эти клетки чувствительны к концентрации натрия и хлора в крови, и когда эта концентрация растет, то у нас возникает чувство жажды.
Скажем, центр голода занимает латеральные ядра гипоталамуса, и нейроны, которые там расположены, реагируют не только на концентрацию глюкозы в крови, но и на концентрацию инсулина или на сигналы от пустого желудка.
Еще есть группа программ ― это программы гомеостатические.
Термин «гомеостаз» обозначает постоянство внутренней среды нашего организма.
Для того, чтобы наши органы и ткани нормально работали, нужно, чтобы многие параметры оставались достаточно неизменными. Это и температура крови, и концентрация различных химических веществ, кровяное давление и так далее. И за этим следят специальные нейронные контуры, которые очень широко рассеяны по нашему мозгу. Их очень много внутри продолговатого мозга, моста.
Там находится дыхательный центр.
Дыхание ― это тоже гомеостатическая программа.
Там находятся сосудодвигательные центры, которые отвечают за тонус сосудов и интенсивность сердечных сокращений. Очевидно, насколько эти программы жизненно важные. К этой же группе программ, кстати, относятся и те нейронные контуры, которые отвечают за наш сон и бодрствование.
Действительно, нарушения сна очень опасны, и очевидно, что данная группа программ относится к витальным.
Зоосоциальные программы.
Зоосоциальные программы - программы, которые регламентируют внутривидовое взаимодействие особей.
Это программы полового поведения, родительского поведения, это программы, направленные от детеныша к матери, и еще целый ряд более тонких программ, связанных в основном со стайным образом жизни, например стремление к лидерству в неком сообществе, а еще программы территориального поведения, программы, направленные на занятие и защиту некой территории.
Наиболее изучены центры полового и родительского поведения.
Они находятся в переднем гипоталамусе и очень чувствительны к гормональному статусу нашего организма. Программы полового поведения активируются тогда, когда высока концентрация половых гормонов, андрогенов, эстрогенов.
Активная реализация программ родительского поведения связана с содержанием в крови и мозге таких веществ, как пролактин и окситоцин.
К зоосоциальным программам можно отнести, так называемые реакции сопереживания, когда животное и человек переносит на себя эмоции, испытываемые, скажем, соседом по стае или другой особью.
За подобного рода реакции отвечают так называемые
зеркальные нейроны..
Открытие зеркальных нейронов - одно из самых интересных открытий современной физиологии.
Программы саморазвития.
Программы саморазвития ― это программы направленные в будущее.
То есть в тот момент, когда они реализуются, не очень понятно, зачем они вообще сделаны и зачем возникают такие реакции.
Но если мы наберемся терпения, мы увидим: вот, оказывается, зачем мозг это осуществляет. К программам саморазвития мы относим исследовательское поведение, направленное на сбор новой информации, программы, связанные с двигательным подражанием, рефлексы свободы и игровое поведение.
В каждый момент времени только одна потребность может повести за собой поведение, реакции нашего мозга.
Такую потребность называют доминирующей, а состояние реализации этой потребности, превращение ее в поведение называют доминантой.
И в тот момент, когда потребность запускает некие реакции, организм начинает шевелить руками, ногами, двигаться к выбранной цели и в конце концов этой цели либо достигает, либо не достигает.
И если все получилось хорошо и мы удовлетворили, скажем, пищевую потребность и поели, то центры голода начинают работать менее активно, а на уровне психических процессов мы ощущаем положительные эмоции.
Значение этого состояния нейросетей, этих положительных эмоций состоит в том, что на фоне этого состояния кора больших полушарий запоминает те программы, которые привели к успеху.
А если мы, например, бегали-бегали, но так и не поели, то потребность продолжает нарастать, субъективно мы ощущаем это как отрицательные эмоции, и на фоне этих отрицательных эмоций кора больших полушарий подтормаживает те программы, которые оказались неудачными.
В итоге получается, что сфера потребностей и эмоций очень тесно связана с процессами обучения и формирования памяти.
Картинка кликабельна