"Истина - это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях" /У. Джемс/
Истина - это цель, к которой устремлено познание.
Истина есть знание.
Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Свойства истинности: 1. Объективность - независимость от познающего субъекта. 2. Относительность - неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3. Абсолютность - знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4. Конкретность.
Концепции:
Концепцию истины, которая впоследствии стала называться классической, сформулировал Аристотель.
Истина - есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, т. е. соответствие наших знаний действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко:
Классической концепции присущи следующие принципы:
Во-первых, действительность не зависит от знаний; Во-вторых, между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; В-третьих, существует критерий для проверки соответствия мыслей действительности; В-четвертых, теория соответствия логически непротиворечива.
[Трудности концепции:] Однако, классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями.
Первая трудность связана с понятием действительности. Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены в ее подлинности. А уверенности как раз нет, потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с нашим восприятием ее. Наши восприятия, сформированные образы не могут быть независимы от наших познавательных способностей. Круг замкнулся.
Вторая трудность связана с необходимостью уточнения самого понятия «соответствие». Ведь отношения между мыслями и действительностью не являются простым соответствием. Мысль, образ - не копия действительности, а сложное идеальное образование, которое имеет многоуровневую структуру. Реально мы сравниваем знания с фактами, но сами факты так же выражаются в утверждениях. Следовательно, мы устанавливаем лишь соответствие одних утверждений другим.
Третья трудность вызвана проблемами соответствия как такового. Как быть с утверждениями типа «все имеет причину», «энергия не уничтожается»? С какого рода конкретными объектами или фактами можно соотнести эти утверждения, если они относятся ко всему на свете?
Четвертая трудность связана с наличием плюрализма истин. К примеру, человек изучает науки: биологию, медицину, антропологию, социологию, экономику, этику и т. д.. Каждая из них дает свое знание о человеке, которое невозможно объединить в одно целое или предпочесть одно другому.
Трудности классической концепции еще более очевидны на фоне обнаруженных в ней логических парадоксов.
К примеру, парадокс лжеца. Если лжец утверждает о самом себе: «Я лгу», то он описывает факт своего неискреннего поведения. Вместе с этим его высказывание достоверно, поэтому истинно. Следовательно, лжец - достопорядочный человек, потому что он говорит истину. Существование этих трудностей привели к возникновению других концепций.
Когерентная концепция истинности (coherence theory of truth) в буквальном переводе означает «связочная концепция», «согласовочная концепция» (от coherence - связь; согласованность). Буквальный смысл, несмотря на свою странность, достаточно точно отражает смысл этой концепции. Когерентная концепция заключается, коротко говоря, в том, что истинной считается высказывание, которое находится в согласии с другими высказываниями, полагаемыми истинными. Истина, таким образом, - это согласованность утверждений в рамках одной единой системы высказываний.
Сторонники этой теории утверждают, что мир - единое целое.
Существуют два основных варианта когерентной теории истины: - Один из них вводит новое понятие истины как когерентности знаний, которое предлагается вместо прежнего понятия истины как соответствия знаний действительности. - Другой вариант, хотя и сохраняет классическую трактовку истины, вместе с тем утверждает, что соответствие знаний действительности может быть установлено только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины.
В нем все, даже самые мельчайшие явления связаны между собой. Поэтому знания об отдельных вещах или явлениях должны соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Следовательно, истина о мире - одна, а частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей истины. Однако, жизнь подтверждает, что самосогласованности знания явно недостаточно для признания его истинным.
Концепция прагматической истины (от гр. pragma - действие) - истинным признается такое знание, которое:
Во-первых, имеет благие последствия для человечества; Во-вторых, успешно применяется на практике.
Сторонники прагматизма подчеркивали роль практической активности в познании, которая, как они полагали, исключает возможность достижения истины в классическом смысле. Они считали, что реальность внешнего мира недоступна для человека, ибо человек непосредственно имеет дело со своей деятельностью. Поэтому единственное, что он может установить, - это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которая достойна именоваться истиной.
Конечно, практика является важным критерием истинности наших знаний (строятся самолеты, которые летают, мосты, по которым ездят и т. д.). Однако, истина, таким образом, соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека.
Согласно конвенциональной (от лат. conventio - договор, соглашение) концепции истина есть результат конвенции, соглашения в рамках некоего сообщества. Ее основная идея заключается в том, что в основе научных теорий лежат соглашения между людьми и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты - критериями, не связанными непосредственно с их истинностью.
Например вопрос с теориями геометрии. Поскольку различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского и Римана согласовывались с опытом, то возник вопрос о том, какая из них соответствует действительности, является истинной. Ответ Пуанкаре классически прост: "Геометрические аксиомы... суть конвенции, наш выбор осуществляется из всех возможных соглашений... Геометрические аксиомы есть не что иное, как замаскированные определения. Так что же следует ответить на вопрос об истинности Евклидовой геометрии? Вопрос лишен смысла... Одна геометрия не может быть более истинной, чем другая; более удобной - да, может"
Анализ концепций истины показывает, что ни одна из них не может претендовать на полноту понимания истины.
Классическая и неклассические концепции истины несопоставимы, они лишь "наши" способы познания исключительно сложной и многоаспектной категории как "истина".
В разных познавательных, общественных ситуациях на первый план при оценке и потреблении знаний выходит та или иная из перечисленных черт истины.