Оригинал взят у
cicerone2007 в
Царская охота или звери и нелюди Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э.
Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь - не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4702/27701632.4b/0_6987e_90f430ef_XL.jpg)
Итоговая сцена цикла: могучий царь в сопровождении оруженосца разит мечом разъяренного льва. Кстати, человек здесь одного размера со львом, и даже кажется несколько больше зверя. Ашшурбанипал выглядит как ожившая статуя: бесстрастный, словно вросший в землю, с железной хваткой рук.
В другой сцене Ашшурбанипал изображен на колеснице. Завершающий удар опять наносит царь и выполняет эту "работу" с привычной точностью и уверенностью.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4606/27701632.4b/0_6987f_7dc987d6_XL.jpg)
Его стрела, несомненно, достигнет цели:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5603/27701632.4b/0_69880_11685951_XL.jpg)
Его нарядный конь спокоен и бесстрашен:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/27701632.4b/0_69881_ae54286d_XL.jpg)
А слуги царя вообще больше похожи на роботов, чем на людей. Они поменьше царя, но так же твердокаменны и крепко сбиты:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4511/27701632.4b/0_69882_ada81668_XL.jpg)
Лев в бессильной злобе грызет колесо:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/27701632.4b/0_69883_9c6600a6_XL.jpg)
Пустое пространство, где сходятся люди и звери, рассекают стрелы:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5602/27701632.4b/0_6988b_6006bbb6_XL.jpg)
Самое потрясающее в рельефах из Ниневии - изображение жертв. Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/27701632.4b/0_69894_8f3fd2c3_XL.jpg)
Погибающая на наших глазах львица, судорожно поджимает в последний раз лапу:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5000/27701632.4b/0_69895_82168b26_XL.jpg)
На земле лежит обессиленный лев, над которым несется царская колесница. В этом фрагменте рельефа опять нарушается реальный масштаб, чтобы подчеркнуть торжество человека:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/27701632.4b/0_69896_333c52a3_XL.jpg)
Насколько похожи друг на друга люди, настолько по-разному умирают звери. И от этого тема страданий становится, во всяком случае, для нас важнее темы торжества сильного царя.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/27701632.4b/0_69897_17246864_XL.jpg)
Не всегда понятно как располагаются фигуры львов в пространстве. Иногда кажется, что они одновременно и стоят и лежат.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/27701632.4b/0_69898_96afc605_XL.jpg)
Мы видим страдания, но царь и его приближенные, глядя как гибнут львы, как хлещет кровь из пасти грозного зверя, испытывали не жалость, а торжество.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4511/27701632.4b/0_69899_680bb64_XL.jpg)
Отдельные изображения животных из этих рельефов воспроизводят часто. Но какие-то части цикла известны гораздо меньше. Разглядывая весь комплекс в зале музея, делаешь жуткое открытие: это не охота, а добивание зверей-пленников. Их выпускают из тесных клеток, чтобы стрела или меч царя достигли жертвы наверняка.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/27701632.4b/0_6989a_f5e18d0a_XL.jpg)
Рядом слуги с громадными псами:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5602/27701632.4b/0_6989b_ed6d3190_XL.jpg)
Так организуется триумф победителя: изловить, помучить, добить и торжественно продемонстрировать добычу:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4702/27701632.4b/0_6989c_42a12fa_XL.jpg)
Слуги-близнецы легко и дружно несут убитого льва:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4702/27701632.4b/0_6989d_3a2b079f_XL.jpg)
Ни царь, ни его подданные-автоматы не воспринимаются нами сейчас как люди, поскольку напрочь лишены страха или сострадания. Около этих рельефов гораздо отчетливее, чем в залах древнегреческого или древнеримского искусства, проступает непроходимая грань между нами и древними цивилизациями. Хотя особой разницы между ритуальным закланием львов и жертвоприношениями на Акрополе или кровавыми представлениями на арене Колизея в общем-то немного. Жестокость в том мире не нуждалась в прикрытии, ее демонстрировали. Но если Греция и Рим - это все-таки человеческий мир, в котором в той или иной мере развивалась демократия, то в ассирийских рельефах «во всей красе» предстает восточная деспотия. Кстати, женщине здесь совсем нет места. Так же, как и Сократу. Страдают в этом мире не люди, а звери. Поэтому именно им мы сочувствуем. И не Ашшурбанипал, а раненная львица стала для нас главной героиней этих рельефов. Именно это изображение сейчас кочует из одной книги в другую.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4700/27701632.4b/0_6989e_bd2fd97_XL.jpg)