Таджикистан у большинства россиян ассоциируется в основном с мигрантами и наркотиками, но уж явно не с путешествиями. Туристы редко посещают эту страну, разве что прокатиться по Памиру. Между тем, страна эта очень интересная в плане туризма, хоть и специфическая, а для ж/д любителей там есть несколько интересных объектов, и, как ни странно, за последний год их стало больше. Первый из серии must see- это чудом сохранившаяся до наших дней электрофицированная узкоколейная железная дорога из Таджикистана в Киргизию в Пролетарске, на севере страны. Второй - это как раз новая ветка, соединившая отрезанную узбеками линию Термез - Куляб с основной, ведущей в Душанбе. Отрезана она была в результате якобы подрыва якобы террористами на узбекской стороне, вследствие чего был разрушен мост и до сих пор он не восстановлен, поскольку «ведётся следствие». Таджики долго терпели, когда узбеки начнут восстанавливать разрушенный мост, но те не торопились, учитывая взаимную нелюбовь друг к другу. Через несколько лет терпение кончилось, и таджики позвали китайцев. Те, не будь дураками, дали Таджикистану кредит, с условием, что строительство будут вести китайские компании, и быстро построили новую соединительную ветку длиной несколько десятков километров. Деньги таким образом вернулись обратно в Китай, но зато у Таджикистана возник многомиллионный долг, ну и появилась железная дорога, не особо, кстати нужная, но довольно красивая. Возможно, конечно, в будущем узбеки окончательно отрежут Таджикистан от внешнего мира, тогда таджикам придётся строить линию в Туркмению через Афганистан (если, конечно, договорятся с Талибами), вот тогда новый участок и пригодится. В-общем, поживём - увидим. А пока грузы в Таджикистан возят так:
(шутка)
Почти сразу после постройки новой ветки по ней был пущен пассажирский поезд Душанбе - Куляб, соединивший столицу с блокированной Хатлонской областью Таджикистана, с периодичностью курсирования 2 раза в неделю.
Схематично всё это показано на карте.
Покрупнее:
Помельче:
Поскольку из Таджикистана довольно давно не было отчётов и железнодорожных фотографий, я решил туда наведаться в конце марта 2017 года.
Маршрут был следующий: прилететь в Худжанд, находящийся на севере страны, навестить УЖД в находящимся недалеко от аэропорта Пролетарске и далее доехать по красивой горной дороге до Душанбе, ну а затем по не менее красивой железной дороге до Куляба, откуда улететь обратно в Москву.
В плане авиасообщения Таджикистан совсем не дешевая страна. Билет из Москвы туда-обратно стоит 30 тысяч рублей, это если лететь Таджикскими авиалиниями или Вим-Авиа, с перспективой задержки рейсов от нескольких часов до нескольких суток. Что-то более приличное типа S7 или Somon air стоит ещё дороже. Поезд до Душанбе не вариант по двум причинам - идет долго, с ночными таможнями, да ещё и через недоступную и визовую даже при транзите Туркмению. В-общем, скрипя зубами, я купил билет на самолет и полетел.
Московский рейс прилетает в Худжанд в 4 часа утра, пару часов можно вздремнуть в аэропортовской гостинице рядом с терминалом, если, конечно, получится сомкнуть глаз, ибо уровень её - не выше ползвезды. Вообще все гостиницы в Таджикистане грязные, шумные и убогие, даже в столице. Убирать за постояльцами и менять белье великий гордый народ совершенно не приучен. Так что на особый комфорт не рассчитывайте.
При выборе места в самолете при регистрации важно занимать места в передней части и постараться быть в первых рядах на паспортном контроле, иначе запросто можно зависнуть в очереди по прилёту на час-другой. Хотя у таджиков нет как такового понятия очередь, это просто толпа, где все лезут локтями вперед. Войдя в здание аэровокзала в числе первых пассажиров, я все равно был оттеснен, и паспортный контроль прошел где-то среди третьего десятка.
Повалявшись пару часов в гостинице, но так и не заснув из-за постоянного шума и хлопанья дверей, я поехал в соседний Пролетарск на узкоколейку. Пролетарск (таджики называют его Пролетар) находится примерно в 20 километрах от аэропорта. Станция узкоколейки располагается на противоположной стороне от вокзала широкой колеи.
Учитывая сложные отношения таджиков со всеми соседями удивительно, что железная дорога дожила до наших дней, ибо ее основное предназначение - перевозка кварцевого песка с территории соседней Киргизии до ближайшей железнодорожной станции в Таджикистане, затем перегрузка в вагоны широкой колеи и отправка в Узбекистан на стекольные заводы. Впрочем, как и прежде, железная дорога переживает не лучшие дни: в 2016 году предприятие выполнило план по добыче и перевозке лишь на 30%, на 2017 год перспектива неясная.
Дойдя до станции, стало ясно, что движения нет несколько месяцев. Из работников там находился сторож. Он не сдал шпиона в милицию оказался неплохим парнем, позвонил машинисту и помощнику и вызвал их на работу. С ними удалось уже более обстоятельно пообщаться.
В строю сейчас 3 локомотива ПЭУ1.
Собраны они в Днепропетровске, запчастей на них не выпускается уже несколько десятков лет.
В качестве доноров используют нерабочие локомотивы, словом, кое-как ездят.
Перспективы восстановления движения были неясны, таджики всё ещё согласовывали с киргизами (карьер, как уже было сказано, находится в Киргизии) возможность работы с мая 2017 года, а с узбеками - возможность поставки песка.
Фотографировать и гулять по узкоколейной станции можно было абсолютно спокойно. Вдруг я услышал характерный громкий гудок. Спутать было не с чем - к станции широкой колеи приближался грузовой поезд с казахским ТЭ33А. Быстро побежав в сторону широкой колеи, успел кое-как сделать снимок.
Движение по северной линии Таджикистана теперь редкое - узбеки построили прямую ветку в Ферганскую долину, в объезд нелюбимых соседей, транзит, по словам железнодорожников, почти полностью сошел на нет, хотя они и надеются на его возобновление. Из пассажирских поездов в северном Таджикистане остался лишь один Московский, раз в неделю.
Набравшись наглости, я попросил бригаду прокатить меня. Переглянувшись, они согласились. Вот это да! Давно я не ездил в кабинах пассажиром. Небольшое приготовление, подача напряжения в сеть, и мы поехали. Это был их первый рейс в 2017 году. Уехать удалось недалеко, до первого переезда с автодорогой. Дальше необходимо было их чистить, для чего вызывать путейцев, да и у бригады не было большого желания ехать дальше. В отличие от моей прошлой поездки сюда в 2003 году на территорию Киргизии по узкоколейке теперь не проехать - пограничники проверяют всех пассажиров, разрешение есть только у машинистов с помощниками.
На обратном пути до депо разрешили управлять локомотивом. Где еще можно устроить себе такое развлечение - уж точно не в России. Тогда я ещё не знал, что это была не последняя моя поездка в кабине в том путешествии.
Поблагодарив бригаду за гостеприимство и пожелав им много работы, я вернулся в Худжанд, откуда поехал в столицу через Гиссарский хребет.
Дорога Худжанд - Душанбе пересекает довольно высокий горный хребет, весьма опасная, но очень живописная. Снег на перевалах лежит до августа. Таджики, наконец, силами китайцев доделали 2 самых длинных туннеля на трассе и положили асфальт на всём протяжении дороги. Теперь она проходима круглый год, за исключением нескольких дней обильных снегопадов.
К вечеру был в Душанбе. Душабе - красивый зеленый город. Более подробно про него можно прочитать у Варламова
тут или
тут:
Сразу же отправился на вокзал узнавать расписание поездов. Их тут совсем немного - 3 раза в неделю на Москву, ежедневно 1 пригородный на Пахтаабад (конечная станция на границе с Узбекистаном) и 2 раза в неделю, по вторникам и субботам, новый поезд на Куляб.
Поезда на Куляб пришлось ждать несколько дней. Но как оказалось впоследствии, ожидание того стоило. Вечером прокатился на пригородном до Пахтаабада.
Поезд представляет собой тепловоз ТЭ33А с несколько старых плацкартных вагонов со срезанными перегородками.
За техникой безопасности тут слава Богу никто не следит - как в старые добрые времена спокойно можно стоять в тамбуре хвостового вагона с открытой дверью - настоящая железнодорожная романтика.
Прямо слева от вокзала Душанбе есть недорогая гостиница, рекомендую. Это вид из номера:
Покатавшись по окрестностям, утром во вторник в 7:30 я снова был на станции. В 8 утра отправляется пассажирский поезд Душанбе - Куляб. Идёт до Куляба 8 часов, при том, что на машине можно доехать за 2-2,5. Из-за тянутого графика поезд совсем непопулярен среди пассажиров. Ездят в основном между соседними станциями. Изначально для обслуживания данного маршрута таджики приобрели у эстонцев дизель ДР1,но сделать ему удалось лишь несколько рейсов - он не выдержал таджикского рельефа: на спусках постоянно горели тормозные колодки, а подъемы он преодолевал с большим трудом. Пассажирский поезд в результате был собран их обычных списанных вагонов. В действительности правильнее назвать его было бы грузопассажирским - в голове было прицеплено 4 грузовых порожних полувагона, а дольше были купейные, плацкартные и сидячие вагоны высокой степени убитости. Всё это тянул тепловоз 2ТЭ10В.
Я сел в последний вагон, оказавшийся плацкартным.
Проводник принёс чай, который входит в стоимость билета. Кулябский поезд - единственный в Таджикистане, отправляющийся на восток. Поезд сначала идёт по душанбинским трущобам. Не доезжая станции Вахдат, сворачивает на юг. На станции Курган-Тюбе разделяется - часть едет в Куляб, часть - до последней станции Шаартуз в сторону узбекского Термеза.
Сидеть в вагоне стало скучно, я вышел в тамбур и открыл торцевую дверь. Поскольку новая линия у таджиков считается стратегической и проходит через несколько тоннелей, я ожидал, что проводник загонит меня обратно в вагон. Но проводнику было всё равно, поэтому всю дорогу до Курган-Тюбе я простоял в тамбуре, фотографируя таджикские красоты.
Поначалу отсчёт километров идёт от Москвы. Этот участок построен ещё во времена СССР, и лишь недавно реконструирован.
Но вот начинается новый.
Пейзаж и рельеф резко меняются, начинаются горы.
Очень интересно про эту линию написал varandej. Рекомендую прочитать и
его отчёт.
Далее просто фотографии нового участка:
...
...
...
...
...
...
Единственный разъезд Бахор на новом участке. Питьевая вода привозится в цистернах. Вокруг очень красиво. Хотели бы тут жить?)
...
На линии 3 тоннеля, один длинный, другие два покороче
...
виды фантастические
...
...
...
...
...
...
...
...
Горы так же резко заканчиваются, как и начались, и поезд прибывает на станцию Яван,
где начинается равнина и одновременно старый не реконструированный участок до Курган-Тюбе.
...
...
Скорость поезда снижается до 20 километров в час, ехать становится скучно. Видно, что линию ожидает ремонт в будущем, но пока приходиться наслаждаться черепашьей скоростью
Станция Вахш
Река Вахш ярко голубого цвета.
Ржавый мост через реку одновременно является пешеходным
Наконец, подъезжаем к Курган-Тюбе, находящийся на заблокированной ранее ветке Термез - Куляб.
В Курган-Тюбе поезд стоит 30 минут - отцепляют грузовые вагоны, а также расформировывают состав.
Несмотря на блокаду данного участка узбеками, пассажирское движение тут не прекращалось - по вторникам ходил
пригородный поезд до ближайшей станции Сангтуда. Теперь же по его нитке ходит пассажирский Душанбе - Куляб, тоже по вторникам, а ещё по субботам.
Между тепловозом и пассажирскими вагонами цепляют настоящий раритет - помятую цистерну для перевозки воды 1967 года выпуска. Ее повезут в Куляб, как сказал машинист, поливать цветы возле станции и снабжать водой местных жителей.
А дальше произошло то, чего в наше время нельзя представить ни в одной республике бывшего СССР. Дальнейший путь до Куляба, не менее живописный, я проехал в кабине локомотива. Огромное спасибо машинисту. Сейчас такое практически нигде не возможно. Это было путешествие, не идущее ни в какое сравнение с путешествием в вагоне поезда, пусть даже и в тамбуре с открытой дверью. Удивительно, что посадка в кабину произошла на глазах у привокзальных ментов, но и они не сказали ни слова. В этом смысле Таджикистан - удивительная страна, с адекватными, добрыми и отзывчивыми людьми.
Гудок, и тяжелый локомотив трогается со станции.
Снова пересекаем Вахш, но уже по другому мосту.
...
Сразу начинается резкий подъем и великолепные пейзажи.
...
Таджики часто любят сравнивать свою страну с Австрией или Швейцарией, что само по себе смешно, однако тут глаз радуется не меньше, чем на Женевском озере.
Именно этот участок «убил» эстонский дизель. Даже мощный тепловоз с трудом вытягивает 4 вагона.
А это я)
Переезд, где больше 10 лет тому назад мною был сделан
этот снимок:
Советская техника
...
Станция Дангара.
Худо-бедно тут ещё есть грузовое движение. По словам машиниста, раз в месяц сюда доставляют грузы по железной дороге. Дальше - только пассажирское движение, вторник, суббота на Куляб; среда, воскресенье - обратно.
Животных здесь гораздо больше, чем людей. Они с удивлением смотрят на поезд, нарушающий их покой. Некоторые лениво стоят, не понимая, что за махина приближается к ним, и лишь в последний момент в панике начинают убегать. Везёт не всем.
Вот теленок мирно пасётся на путях, не обращая внимания на поезд.
Лишь в последний момент начал бежать, выбрав неправильное направление.
Последний кадр. Через секунду его переломает тяжелый локомотив.
Вот ещё одна глупая корова, но ей повезло больше, она лишь получила легкий пинок метельником.
Ослы на удивление оказываются умнее, бегут в сторону от поезда, а не по ходу его движения.
Пейзажи необыкновенные.
Ещё несколько видео, снятых на телефон:
...
Поезд на о.п. Гулистон
Перед Кулябом начинается более равнинная и населенная местность
График в Таджикистане -понятие условное. После Курган-Тюбе поезд следовал с опережением графика. На конечную станцию поезд приехал на 40 минут раньше (!).
Доехав до Куляба я поблагодарил бригаду. Масса впечатлений. Переночевав, на следующее утро улетел в Москву.
В заключение хотелось бы отметить, что данный маршрут по моему мнению является одним из самых красивых на территории бСССР. Конкурировать может разве что Кругобайкальская железная дорога и новая узбексая ветка Ташгузар - Кумкурган. Возможно ещё Ташкент - Андижан, но я там пока ещё не проехал. Поезд Душанбе - Куляб безусловно убыточный, автотранспорту не конкурент, пассажиров крайне мало, тем более, с такой регулярностью. Будет ездить столько, сколько государство будет его дотировать. А государство, как известно, совсем небогатое. Так что торопитесь прокатиться на нём, пока не отменили. А если попадётся нормальный машинист, то возможно удастся прокатиться в кабине тепловоза.