Почти политическое

Apr 04, 2011 17:23

(За чтением "Истории Италии", период Муссолини)

Наметилась новая мода: ставить под сомнение уместность термина "тоталитаризм", как обобщающего мешка, в который складываются все нам известные недавние прелести. Подпил этого стула идёт и справа ("не надо путать Муссолини с Гитлером") и слева (неомарксизм и Жижек).

Мне кажется, что совершенно необходимо одно ёмкое слово, обозначающее проект "Новый Человек". Потому что ведь именно это - общий знаменатель, родовое отличие тоталитаризма от классической тирании. А уже дальше - растекается на два потока, которые, похоже, всё-таки лучше определить по их отношению к наследию Просвещения. Коммунистический идеал открыто и сознательно впитывает рационалистический и материалистический пафос, а фашизм ему, разумеется, противостоит (но в пределах тех же секуляризованных координат).

И в немецком, и в итальянском, и во французском фашизме одно из главных слов - "дух", "духовность". На этом перекрёстке он и смог встретить таких людей как Хайдеггер (анализ его ректорской речи выявляет ключевое появление слова "Дух", никогда раньше - и впоследствии - массивно Хайдеггером не употреблявшееся). Вплоть до сегодняшнего дня, политическая риторика "духовности", объявляющая её коренным отличием своего от чужого, - может служить сравнительно безошибочным симптомом фашиствующих тенденций. Само современное состояние слова "дух" - бесконечно сложное, но и бесконечно многообещающее место археологических раскопок, для желающего проследить всю игру секуляризаций, эвфемизмов, возвращения фантомов - "воли к власти", "доброй воли", "доброй воли к власти"...

При этом либерализм, "настоящий" наследник Просвещения, стоит в сторонке и даже скромно поблёскивает, оттенённый наскоками "варваров" на далёких имперских границах. В любом случае - он победитель, призванный пережить все архаизмы... И вот тут-то широта понятия "тоталитаризм" помогает разобраться поглубже, и не исключать слишком поспешно "по определению антитоталитарный" либерализм из общего  замкнутого круга. Потому что задача создания "Нового Человека" - и любой ценой - может быть, никогда ещё не ставилась так радикально, и не была так близка к осуществлению, как в эпоху либеральной "медиагогической глобалатинизации". Никогда то, что называется "полуфабрикатная субъективность" (subjectivité préfabriquée), - способность личности держаться вдали от себя самой, - ещё не поощрялась столь систематически (к тому же: во имя прав и достоинства личности). Россия, кажется, иллюстрирует сегодня этот круг наиболее наглядным образом: и либеральные, и коммунистические, и фашистские пути в ней присутствуют и ошеломляюще скрещиваются, перетекают друг в друга.

Признак же выхода из круга всегда один и тот же: индивидуальное решение быть Неновым Человеком - начинающим там где традиция (неопределимая, но единая, уходящая всё глубже и глубже) остановилась, обновляющим её, критически (без консерватизма) её перечитывающим, заново изобретающим, продолжающим несмотря ни на что задавать всё те же вопросы... Потому так и люблю Генри Джеймса, Элиота, Валери (желающие могут заменить любыми другими именами), - монстров точности и тонкости, пересекающих dark times.

по ходу дней

Previous post Next post
Up