Sep 28, 2012 19:19
Великий австрийский учённый и философ Конрад Лоренц (1903-1989) основал этологию (науку о поведении животных) и получил за это Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Изучая поведение и коммуникацию животных, Конрад Лоренц нашёл в них зачатки человеческой культуры.
В 1941 году Лоренц опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», в которой изложил свою «эволюционную теорию знания». Вступая в заочный диалог с Кантом, Лоренц утверждает, что априорные формы мышления и интуиции следует понимать как адаптацию, поскольку априори базируется на аппарате центральной нервной системы, который приобрел свою целесообразную видосохраняющую форму благодаря взаимодействию с реальностью в ходе генеалогической эволюции, длившейся множество эпох. С 1970-х годов эти эпистемологические идеи Лоренца получили развитие в работах представителей австро-германской школы исследования эволюции познания.
В книге “Оборотная сторона зеркала “он продолжает развивать свои философские взгляды, рассматривая жизнь как процесс познания. В книге "К агрессии (так называемое зло)" Конрад Лоренц излагает свои взгляды на инстинкты и на агрессию, являющейся по его мнению одним из важнейших инстинктов.
В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя. Он выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного и делающих его неустойчивым и противоестественным для жизни человека. К ним относятся: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, навязанный всеобщей конкуренцией, возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость (то есть некритическая вера во что-либо) и угроза ядерного оружия. Средства массовой информации вырабатывают у людей привычку к некритическому восприятию информации, которая ранее компенсировалась наличием традиционных убеждений. Многие из них, несмотря на их возможное противоречие научным взглядам, сложились эволюционно, то есть доказали свою незаменимость для общества и поэтому, согласно Лоренцу, не могут быть безнаказанно забыты. Сострадание, которое современный цивилизованный человек обязан выражать ко всем без исключения людям (в том числе криминальным элементам) ослабляет неукоснительно действовавший прежде естественный отбор и ведёт к генетическому вырождению (выдержки из Википедии).
Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.
Я бы хотел резюмировать посылы теорий Конрада Лоренца:
Самое удивительное свойство живого состоит в том, что оно развивается как будто вопреки законам вероятности, в направлении от более вероятного к более невероятному, от более простого к более сложному, от систем с более низкой гармонией к системам с более высокой гармонией. Между тем универсальные законы физики при этом нисколько не нарушаются; в частности, второй закон термодинамики сохраняет силу и для живых систем. Все жизненные процессы поддерживаются перепадом рассеивающейся в мире или, как говорят физики, диссипирующей энергии.
Все живые системы устроены таким образом, что они способны захватывать и накапливать энергию. Живые системы могут поглощать тем больше энергии, чем больше они ее уже поглотили: в благоприятных условиях живые существа растут и размножаются. Таким образом, организмы - это системы, приобретающие энергию в замкнутой цепи с так называемой положительной обратной связью, то есть чем больше есть возможность усвоить энергию, тем больше живые существа будут её использовать, пытаясь размножиться до предела возможного.
Знание есть сущность процессов приспособления и этот процесс устанавливает некоторое соответствие между тем, что приспосабливается, и тем, к чему оно приспосабливается. То, что живая система узнает таким образом о внешней действительности, чтo в ней "отпечатывается" или "запечатлевается", - это информация о соответствующих данных внешнего мира. Информация буквально и означает "запечатление"!
Структуры и механизмы получения информации о внешнем мире возникли в результате эволюции, и проходили отбор в сторону увеличения возможностей отображать те явления окружающего мира, которые важны для выживания. Таким образом постулируется существование внешнего мира (гипотетический реализм) и то что наше восприятие воспринимает его приближённо.
Человек есть продукт биологической эволюции. Культура также является продуктом эволюции и органично развивалась из поведенческих закономерностей животных предков человека.
Восприятие внешнего мира человеком основано на существовании у животных и людей врожденного знания, материальным базисом которого выступает организация центральной нервной системы. Это врожденной знание не есть нечто безотносительное к реальности, а является фенотипическим признаком, подверженным действию механизмов естественного отбора. Человек обязан своими высокоразвитыми познавательными способностями эволюции, которая, по сути, представляет собой процесс познания, т.к. адаптация предполагает усвоение некоторой меры информации о внешней реальности. Все, что мы знаем о материальном мире, в котором живем, производно от наших филогенетически эволюционирующих механизмов усвоения информации. Органы чувств и центральная нервная система позволяют организмам получать нужную информацию об окружающем мире и использовать ее для выживания. Поэтому поведение людей и животных в той степени, в какой они адаптированы к своей среде, есть образ этой среды. «Очки» наших способов восприятия и мышления - категории каузальности, субстанции, качества, пространства и времени - суть функции нейросенсорной организации, сформировавшейся в интересах выживания. У нас развились органы восприятия лишь тех аспектов реальности, считаться с которыми было императивом выживания нашего рода (цитировано из википедии).
Коммуникация человека развивалась из коммуникации животных.
Социально важная информация у животных передаётся особыми движениями, принятием определённых телесных позиций, специальными запахами и звуками. Подобные информационные посылы являются триггерами различных инстинктов и поведенческих реакций разных сложностей. Многие поведенческие реакции на раздражитель напрямую включают симпатическую нервную систему, как у людей, так и у животных.
Многие инстинкты не только срабатывают на раздражитель, но и активно ищут его. Если инстинкт долгое время не включается, то он как бы накапливается и пороговое значение раздражителя сильно снижается и человек или животное запускают его практически без повода. Классическими примерами этого служит агрессия и половое влечение.
Человеческое общество долгое время существовало в виде разрозненных небольших групп (несколько десятков особей). Члены этих групп демонстрировали дружеские и тёплые отношения внутри коллектива и сильную агрессию по отношению к членам других групп. Особая система коммуникации позволяет "своих" отличать от "чужих" как у людей, так и у животных.
Проанализировав поведение более чем 50 видов, Лоренц сделал вывод, что у сильно вооруженных видов эволюционный отбор выработал также сильную врожденную мораль - инстинктивный запрет применять все вооружение во внутривидовых стычках, в особенности, если побежденный демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооруженные виды имеют слабую врожденную мораль, поскольку сильная врожденная мораль таким видам эволюционно ни к чему. Человек - это от природы слабо вооруженный вид (нападающий мог только поцарапать, неопасно ударить, укусить или душить, а жертва имела достаточно возможностей убежать). С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооруженным видом на Земле, а мораль осталась на прежнем уровне. Ритуализированные поединки - необходимый выход агрессии. Мораль направляет агрессию в безопасное русло, то есть в ритуализированные поединки, когда соперники, не увеча друг друга, имеют возможность помериться силами. Таким образом, агрессия, уравновешенная моралью позволяет членам стаи безопасно выяснить отношения и установить иерархию, согласно естественному соотношению сил. Мораль, кроме ритуализирования боёв выражается во взаимопомощи и защите от врагов, вплоть до самопожертвований, в уважении друг к другу. К примеру, самцы волков уважают выбор самки: если она предпочла себе в постоянные спутники более слабого волка, её выбор никто не оспаривает.
Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека. Импринтинг (от англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - в этологии и психологии специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы. Наиболее изученная и показательная форма запечатления - «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Человек также обладает импринтингом, так что детские образы и переживания оказывают влияние на долгие годы.