О семейном обучении с точки зрения права

Sep 16, 2013 10:37




Закон «Об Образовании» многое изменил в нашей образовательной системе. Изменения коснулись и семейной формы обучения. О правовой ситуации с семейным образованием рассказывает известный юрист Павел Парфентьев.

- Павел Александрович, как изменилась ситуация с семейным обучением после принятия нового закона «Об образовании»? Какие проблемы возникают у родителей чаще всего?
- Есть некоторые изменения в законодательстве (например, в старших классах дети сами по закону выбирают форму, а не родители, как раньше - кстати, считаю эту новацию неудачной, и мы будем стараться изменить эту норму) - но сами они не имеют такого уж серьезного значения для практики.
Самая большая проблема - в том, что еще не вполне готовы подзаконные акты к новому закону, и в результате органы управления образования на местах, школы и родители просто не знают, как будут решаться многие вопросы - и будут ли. Сотрудников школ, конечно, больше всего волнует вопрос финансирования аттестаций. Родителей - будут ли сохранены при аттестации экстерном те разумные ограничения по числу аттестаций по обязательным для аттестации предметам, которые действовали для экстернов раньше. Сразу скажу - по мнению нашей организации МОО «За права семьи» и многих других экспертов, эти ограничения следовало бы не только сохранить, но и дополнить, в большей мере учтя специфику семейного образования. Уже ведем и будем на эту тему вести диалог с федеральными органами управления образованием.
Что касается самого закона - проблема не столько в том, что в нем есть (хотя ряд положений я оцениваю очень критически, в частности - внезапно появившуюся перед вторым чтением ст. 58 о промежуточной аттестации, относящуюся и к семейному образованию, и очень неудачно во многих отношениях сформулированную), сколько в том, чего в нем нет.
Так и не появилась на федеральном уровне норма о выплате компенсаций родителям, практикующим семейное образование, хотя эту норму много раз предлагали, она обсуждалась, в частности в Общественной плата России, в экспертных структурах при думских партиях. До 2004 года такая норма была. Считаю, что ее нужно восстановить - это вопрос справедливости, налоги же платят все граждане, действует принцип «деньги следуют за учеником» - и он должен распространяться, конечно, на всех детей, в том числе и обучаемых дома.
Не были учтены и некоторые особенности семейного образования. В частности, аттестация, как и раньше, предполагается по учебной программе школы. Если на подзаконном уровне не будут введены разумные оговорки и ограничения для школ, это оставляет слишком большой простор для произвола на местах. Нужны нормы, ставящие школьную аттестацию в разумные рамки. Уже сейчас идут снова жалобы от родителей, что на их детей пытаются распространить текущий контроль успеваемости, заставляют писать все контрольные вместе с классом и т.п. Это, конечно, вопиющее непонимание специфики семейного образования. Тут нужны и нормативные меры, и большая просветительская работа среди педагогов, увы, пока обычно плохо знакомых с этой формой, ее особенностями и преимуществами.
В целом новый закон ничем существенно не ухудшил положение с семейным образованием - и это уже немало. Но предстоит большая работа - нужно добиваться усовершенствования норм.

- Какая помощь больше всего нужна родителям, желающим обучать детей на дому?
- На самом деле на практике больше всего не хватает доверия со стороны школ и учителей. Есть приятные исключения из этой общей проблемы. Что замечательно - так это то, что этих исключений с каждым годом больше. Я сам стараюсь много выступать, в том числе и на педагогических конференциях, вводить активных, заинтересованных педагогов в контекст темы семейного образования. Скажу больше - доверие к семье и родителям, открытость навстречу семье - это вообще главная потребность современного общего образования, куда более важная, чем различные «модернизации» и прочие «передовые разработки».
Второе, что нужно «семейникам» - это площадки для объединения, обмена опытом. Потихоньку люди на местах начинают объединяться, делиться своими знаниями. К ним приходит понимание, что они должны учиться вести диалог со школами, с органами управления образованием, постепенно решать существующие на местах проблемы. Наша организация - МОО «За права семьи» - тут готова помогать, передавать опыт активистам в рамках партнерского взаимодействия с местными организациями семей, обучающих детей дома.
Третья проблема - не хватает учебных пособий, дидактических материалов и т.п., ориентированных специально на ситуацию семейного образования. Каждая семья по-своему эту проблему для себя решает, но пока что не вполне сформировался рынок подобных пособий, нужны знающие педагоги, готовые создавать их в тесном общении с родителями-практиками, с консультантами в области семейного образования и его специфики... а еще лучше - группы авторов, совмещающих все эти качества. Надеюсь, что подобные команды будут появляться.
И все же самое главное, чего обычно не хватает родителям - доверия и свободы. Если уж «семейникам» приходится сдавать аттестации в школе, то школы должны научиться понимать, что не «семейники» работают для них, а наоборот, научиться доверять родителям, уходить от ненужного контроля, создавать пространство свободы и понимания. В идеале, конечно, нужны независимые аттестационные площадки, не связанные программами конкретной школы, если уж делать промежуточные аттестации обязательными.

- Куда стоит обращаться, если принято решение об обучении ребенка дома? Что стоит учесть?
- Учесть стоит, конечно, то, что ничто не делается само собой и решение обучать ребенка дома - это ответственное решение, принимая его, надо сразу нацеливаться на серьезный и многоуровневый труд, на то, что родителям самим придется многому научиться - и не только в отношении обучения, но и в отношении созидания культуры семейной жизни, взаимодействия с детьми. Но это на самом деле не минус - наоборот, это очень здорово! Основной фактор успеха тут - решимость, желание и готовность стремиться к цели, трудиться, не опускать руки после первых трудностей.
По закону родители должны проинформировать о выборе семейного обучения органы местного самоуправления муниципального района или городского округа. Если ребенок уже числится в школе - необходимо написать заявление, информирующее о выборе семейного образования родителями (в старших классах - самим ребенком) на имя директора школы, чтобы был издан приказ о переводе на семейное образование. Главное, что следует знать - выбор формы обучения - это право родителей (в старших классах - самого ребенка) - и никто не может помешать его осуществить, а тем более отказать в этом или запретить это делать. Таков закон.

- Кто чаще всего предпочитает семейное обучение? Чем обычно мотивировано такое решение?
- Самые разные люди выбирают семейное образование. Тут нет никаких общих закономерностей, по моему опыту. Объединяет их одно - это, как правило, довольно ответственные родители, серьезно думающие и о своей семье, и о своих ценностях, и об интересах и благе детей.
Мотивы тоже самые разнообразные. Для одних семейное обучение - это реальная возможность дать ребенку более качественное с академической точки зрения образование (не секрет, что в среднем результаты детей, обучающихся дома, выше, чем у школьников). Для других важнее всего фактор сбережения здоровья ребенка. Для третьих - нравственные вопросы, желание дать ребенку цельное с точки зрения ценностей воспитание и образование. Очень много тех, для кого важнее всего то, что семейное образование - это высокая степень индивидуализации обучения, его гибкости, возможности создать его под конкретного ребенка, потребности конкретной семьи. Есть, конечно, и те, у кого главный мотив - защитить ребенка от тяжелых проблем современной школы, но их, наверное, единицы. Это редко встречающийся мотив. Большинство мотивов не негативны, а позитивны. Желание дать ребенку наилучшие условия и возможности для обучения.

- Какие условия следует создать для домашнего обучения в идеальной ситуации, если бы государство задалось целью помочь таким родителям?
- Был такой стишок в свое время - «Принеси и подай, отойди и не мешай»... Самое главное, чем государство может помочь в домашнем образовании - это не мешать ему, не пытаться все зарегулировать и стандартизировать, не навязывать семье те или иные подходы и вообще любую «помощь».
Про необходимость финансовой поддержки я уже говорил. Здесь работает простое требование справедливости. Или надо дать «семейникам» полную свободу (как в той же Великобритании) и не распространять на них никакие требования ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), или, если уж закон требует соответствия результатов домашнего образования ФГОС - пусть и принцип «деньги идут за учеником» соблюдается. Иначе налицо дискриминация. Разумеется, налоговые льготы по расходам на образование тоже необходимо распространить и на семейное образование - сейчас они, увы, касаются только очной формы обучения и расходов на нее.
Может иметь смысл и создание каких-то центров методической поддержки семьи - при условии, что использование их ресурса будет сугубо добровольным и никто не будет никого принуждать с ними взаимодействовать. Откровенно говоря, думаю, перспективнее поддержка негосударственных, общественных центров такого рода - клубов, родительских и семейных объединений, тьюторских центров. Для них надо создать условия наибольшего благоприятствования. Но, конечно, в семейном образовании все это может только на принципе добровольности работать. Любое навязывание должно быть исключено. Есть семьи, которые с радостью пойдут за методической помощью таких специалистов, которые не пытаются «наставлять» семью, а стремятся помочь ей самой расширить свои ресурсы. Но немало и тех семей, которые прекрасно справляются сами - и им нужна только свобода, отсутствие помех. Тут принцип простой: тем, кому нужна помощь - надо идти навстречу, тем, кто не испытывает в ней нужды - ее не навязывать.
Павел Парфентьев,
председатель МОО «За права семьи»,
генеральный директор Аналитического центра «Семейная политика.РФ»

Беседовала Екатерина Рылько
Previous post Next post
Up