Не помню уже у кого (Шервуда, Бальтазара, Рене Рока, Мейендорфа, Ларше?), читал такое определение сути паламизма (если говорить просто и не строго).
У прп. Максима есть диада понятий: разделение-различие. Так вот, в Боге нет разделения, но есть различия. Разделения нет в силу Его простоты, различия есть между сущностью Бога и Его энергиями. Ни
(
Read more... )
Comments 5
Недавно книжка в руки попала по теме - Архимандрит Киприан (Керн) Антропология св. Григория Паламы (1950) М.: 1996 г.
Некоторые места из нее законспектировал.
Может, что увидите годное.
Да и сама книжка, на мой вкус, - содержательна как редко когда бывает с книжками.)
https://papalagi.livejournal.com/tag/Григорий%20Палама
Reply
Спасибо. Книга о. Киприана (Керна) все-таки уже сильно устарела. Устарела уже и книга, что пришла ей "на замену", Мейендорфа "Жизнь и учение Григория Паламы", кажется, так называется. Но лет 20 тому назад была еще актуальна. Возможно, что из нее я и взял то самое определение, спасибо за подсказку.
Reply
Reply
Мне кажется, "паламизм" - это просто учение о различии в Боге сущности, ипостасей и энергии, которое было у Отцов задолго до свт. Григория и которое свт. Григорий просто сформулировал. Диада разделение ( διαίρεσις) - различие (διαφορά) как минимум есть у прп. Иоанна Дамаскина в ТИПВ 58, но эти термины, конечно, использовались в триадологии и христологии гораздо раньше (ἀδιαιρέτως в Халкидонском оросе и т.п.)
(написал и понял, что ответил не совсем на то, о чем Вы спрашивали, но уж как получилось :) )
Reply
Спасибо!
Reply
Leave a comment