Только ленивый, наверное не написал о перемещающейся выставке "Родина", вокруг которой периодически разгораются те или иные скандалы. Настала моя очередь.
Любая попытка со стороны власти вмешаться в тот или иной культурный процесс - это априори абсурд и нарочное выставление себя на посмешище. Что-то вроде попытки приделать руки Венере. Потому что культура, пожалуй, самая саморегулируемая система, отражение общества, она не может быть создана искусственно.
А уж попытка вмешаться в культурный процесс некой "официальной религии" по идее должна вызывать возмущение со стороны общества. Кстати, любому богу, скорее всего безразлично, что там рисуют какие-то тараканы с планеты размером с пешочек.
Когда-то я спорил с товарищем на предмет того, можно ли смеяться над инвалидом. Я был ярым сторонником того, что над инвалидами не смеются и это аморально, а у моего соперника был аргумент, что табуирование иронии унизительно и пренебрежительно, в то время как инвалид более всего хотел бы быть на равных со здоровыми людьми, для него это не менее важно чем наличие его конечностей. "Чем они хуже тебя?" - примерно вот так встал вопрос: "И не офигел ли ты считать себя лучше, если у тебя есть ноги, а у кого-то их нет". В этом и есть вся история с "Родиной". Выставка иронизительна и саркастично изображает наше настоящее - мистер Путин угрожает Ходорковскому пистолетом с молчаливого согласия человека в черном халате, на фоне глядящего на него свысока Леонида Ильича Брежнева. Табличка мавзолея, где до сих пор лежит труп человека изображает из себя табло с меняющимся текстом, предлагая взамен "Ленин" новые варианты. Портреты гастарбайтеров написаны на тротуарной плитке. Вообще-то, это и есть наша родина, всё ведь именно так. К слову, периодически, там еще включают одноименную песню ДДТ, чтобы совсем всем было всё ясно.
Сама эта выставка ив некотором смысле и есть ирония над инвалидом, у которого, как оказалось нет ни чувства юмора ни самоиронии. А без самоиронии человеку вообще жить не рекомендуется - самые страшные вещи творятся именно с серьезным каменным лицом. И не надо лицемерии - мы такие какие мы есть, хотя это и не означает того, что мы недостойны большего.
Я не могу сказать, что выставка мне нравится и я её поклонник, как и, в целом не назвал бы себя поклонником современного искусства. Когда я пришел туда поснимать для
заметки Маши Семендяевой у меня не осталось никаких впечатлений, кроме: "ну, прикольно". Моё отношение было примерно как к занимательной смешной карикатуре или фотожабе на злободневную тему. То открытие было для художников и журналистов, за день до официального открытия. Во время официального открытия, члены сомнительных организаций "Суть времени" (кургинята) и "народный собор" запланировали пикет.
И вот я пришел на следующий день на пикет.
И пиздец.
"Народное" собрание бывших алкашей и торчков, прошедших лечение этим своим богом, уверовавшие со всей своей колоссальной дури, отрастившие бороды и усы, накачавшиеся до усрачки и умеющие делать каменное верующе ебало. Это пиздец, ассасины из средневековья, готовые ринуться в крестовый поход, ни на мнгновение не сомневаясь в собственной правоте. Ни капли не лучше радикальных талибов. Я уже 2 года не пропускаю почти ни одного пикета-митинга-шествия и отношусь к ним с доброй иронией, потому что они по-детски наивны и нелепы, с требованиями "счастья всем, каждому и чтобы никто не ушел обиженным". Относится к этому серьезно просто невозможно, относится к такому требованию плохо - бессмысленно. У нас они проходят чаще всего мирно и я никогда не чувствовал опасности, в отличие от встречи с этим "народным" собранием завязавших торчков. За зданием с выставкой дежурило 2 пазика ОМОНа, а в толпе явно были сотрудники в штатском. Драки, в итоге не случилось - все закончилось банальными односторонними оскорблениями в адрес миролюбивых зрителей и журналистов. Пришедшие на выставку были обозваны пидорасами, очкариками ебучими и зачеканцами. Их божество, вероятно похвалит их за это на небесах.
Больше сюрреализма! Рядом с пикетом была развернута сцена, где играла группа "Мамина радость", которая пела песни Утесова, детские песни вроде "вместе весело шагать по простором", "родительский дом", "этот город" или просто какие-то патриотические вещи. Это было такое очень подходящее звуковое обрамление для того сюрреализма, который происходил на той небольшой площадке у выставочного зала. К пикетирующим вышел Сергей Самойленко - местный куратор этой выставки, начал приобнимать людей из этого "народного собрания" и приглашать на выставку бесплатно, вместе с ним. (Вот, кстати,
что он думает по всему этому поводу) Те же вообще ничего не отвечали, сохраняя каменность лиц. Он спрашивал: "а вы вообще работы видели?" и периодически получал от вопрошаемых отрицательный ответ. К пикетирующим подошла девушка в легком платье и начала пытаться объяснить самому небородатому человеку, что выставка - не беда, а-то и вовсе хорошо. Контраст был разителен и восхитителен. Это как когда хиппи дарят военным цветы. Верующие, одичавшие и закомплексованные средневековые мракобесы против безобидной хрупкой свободной девушки. Это мне запомнилось из мероприятия более всего.
Художник
Константин Скотников внимательно изучает содержание плакатов
Куратор выставки
Сергей Самойленко, улыбаясь, документирует содержание плакатов на пикете.
В тот момент я понял, что выставка мне точно очень нравится. Вчера я был к ней безразличен, но "народный собор" сделал свое дело. Мы кучковались с коллегами, обсуждая происходящее, я высказался, что если бы не эти люди, я бы, возможное не оценил бы выставку и это стало коллективным мнением.
Но очевидна еще одна вещь - свободных людей, которые будут приходить на выставку будет разительно больше, чем тех верующих, которые туда не пойдут потому что их веру, дескать, картинки оскобляют. Пускай зрители составляют собственное мнение о тех или иных экспонатах, пусть она им не понравится, это ок и вообще-то иметь свое мнение - это нормально. Пикет же стал вполне себе аутентичным перфомансом и показал, что РПЦ в её нынешнем виде пропогандирует среди людей насилие и разжигание социальной ненависти.