«Комдивы»

Feb 16, 2012 23:21

Получив в январе с Озона справочник «Комдивы» (том, содержащий биографии командиров мотострелковых и моторизованных, кавалерийских, воздушно-десантных, артиллерийских, танковых дивизий и ДНО), на позапрошлой неделе попробовал его прошерстить, насколько позволило свободное время. Ну и выложу тут инфо про двух человек с любопытными - с моей точки зрения - биографиями.

Ну и для начала первые поверхностные впечатления.

О своем «наболевшем» - при просмотре на предмет наличия офицеров царской армии бросается в глаза, что их очень мало. Причем даже военного времени. При этом если например среди командармов и комкоров их было больше чем бывших унтеров (я уж молчу, что и удельный вес там выше) - то например среди кавалерийских и танковых комдивов ситуация иная - бывших унтеров здесь либо больше, либо сопоставимое число. Как ни странно - но удельный вес офицеров похоже повыше среди командиров дивизий народного ополчения. Другой нюанс - качество, которое также пониже: кадровых единицы, да и среди офицеров военного времени немало тех, кто звание получил в лучшем случае в конце 1916-го, а то и во второй половине 1917 года (юнкера). Тут впрочем стоит отдельно отметить тот факт, что часть таких офицеров звания получили в 1917 году либо за боевые заслуги, либо прослужив большую часть войны унтерами, в том числе и на должностях взводных командиров, были отправлены под конец войны в военные училища.

Впрочем малый процент офицеров вполне объясним - возрастом комдивов. Подавляющее большинство (навскидку - но первое впечатление именно такое) родилось после 1900 года - и поучавствовать они успели максимум ойцами в Гражданской войне.

В общем, нужно ждать 2-й том с командирами стрелковых дивизий, хотя там подозреваю - картинка хоть и будет получше, но не принципиально.

Также любопытный момент - немало таких комдивов, которые в Гражданскую войну пошли в РККА добровольно 15-17 летними пацанами.

Ну и конкретные персоналии.

Первая - генерал-майор Бобров Б.Д.

Кадровый офицер старой армии, выпущенный из училища в аккурат перед войной, в июле 1914 года - прослужил почти все время в строю, занимал должности младшего офицера роты, начальника команды связи и учебной команды полка, такую довольно экзотическую, как старшего офицера автомобильной роты, с которой по своему желанию перевелся обратно в свой полк на фронт, там же с декабря 16 по апрель 17 исполнял должность командира батальона, получил чин штабс-капитана, а затем исполнял должность полкового адъютанта. За время войны получил немало наград: Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом, Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом и 2 степени с мечами, Св.Анны 4 степени (с надписью «за храбрость»), 3 ст. с мечами и бантом и 2 степени с мечами (впрочем небезызвестный подпоручик получил аналогичный набор за полгода, но он все же личность заметно более яркая, как к нему не относится) - в общем и целом успешный боевой офицер, направленный в итоге в конце 1917 года на ускоренный курс Академии Генерального штаба (туда опять же отправляли отличившихся фронтовых офицеров).

И этот кадровый, успешный, отмеченный начальством (ордена плюс отправка в Академию) офицер с боевым опытом - практически сразу же переходит на сторону большевиков. И становится их убежденным сторонником - уже в конце 1917 года он, будучи дежурным офицером, распускает караул в училище, чтобы выдать оружие отрядам Красной гвардии, служит инструктором красногвардейских отрядов, после занятия Одессы австрогерманцами через 2 месяца нелегального проживания бежит в Советскую Россию и поступает там добровольно в РККА. Уже через месяц получает ранение и демобилизованный по ранению - сам тут же, в течение месяца, приходит и повторно добровольно поступает в РККА. В РККА служит в военкоматах, сначала под Курском на различных должностях (при приближении ВСЮР к Курску формирует там партизанские отряды), затем осенью 1919 года его переводят на Украину, где он воюет с повстанческими отрядами, в том числе Махно -- но опять же сам переводится на фронт, на Кавказский. Впрочем тут хрен редьки не слаще - в военкоматах он гонял банды на Украине, а Кавказский фронт летом 1920 года относительно спокойное место, но тем не менее. С начала 30-х в Военной Академии им. Фрунзе - и практически до начала войны там и остается. С началом войны формирует ДНО, руководя которой он и погибает осенью 41-го в ходе сражения под Вязьмой. Такая вот судьба человека - строевой кадровый офицер, убежденный и активный сторонник новой власти.

Что касается второго комдива, то это тоже старая и одна из моих любимых тем - белые офицеры на службе в РККА. Таких бывших офицеров старой армии, в чьих послужных списках значилась служба либо призыв в белую армию, я - опять же при достаточно поверхностном изучении - нашел троих. Но если у первых двух служба в белой армии весьма относительна (будущий генерал-майор Котельников, подпоручик старой армии, прослужил год в запасных частях колчаковской армии, а с приближением красных к Иркутску во время восстания в этом городе со своей ротой перешел на сторону восставших, а второй, полковник Шундеев, в старой армии прапорщик, и вовсе - получив повестку в формируемую белую армию - сам же бежал из занятого белыми города к красным в Шадринск и там добровольно зачислился в красногвардейский отряд - кстати опять же пример активного сторонника новой власти, хоть не из числа кадровых). Оба кстати командовали также дивизиями народного ополчения и оба пропали без вести в начале войны. На их фоне третий комдив, будущий генерал-майор Красной армии Колесов А.А. - человек с куда более любопытной биографией: в армию он попал после окончания гимназии в апреле 1917 года, сразу в военное училище, откуда был выпущен в октябре 1917 года и направлен на Румынский фронт. Возвращаясь после демобилизации и расформирования батареи в Херсоне, в августе 1918 года в оккупированном немцами Харькове он был завербован в Добровольческую армию и переправлен в Новочеркасск, где начал службу рядовым, разведчиком в конно-горной батарее. Классический доброволец из числа «юнкеров», представитель ценимой Головиным патриотической молодежи, пусть и не первопоходник, но все же начавший служить в числе первых добровольцев, в период, когда будущее Белого движения было совершенно неясным. В Добрармии он служит до осени 1919 года, пока не попадает в плен к горцам на территории Чечни/Дагестана. Освобожденный из плена, в марте 1920 года он добровольно вступает в РККА и делает там хорошую - и удивительную для краскома с такой биографией - карьеру, успев повоевать и с дашнаками, и с остатками деникинских войск на Кавказе, и против Улагаевского десанта.

После ГВ он служит в военной школе курсовым командиром, в береговой артиллерии на Черном море и Дальнем Востоке - до середины 30-х. В приведенной в сборнике биографии имеется белое пятно с июля 1937 года по июль 1940-го, после чего он перед войной и после ее начала командует тяжелыми артиллерийскими полками (гаубичными, корпусными, артиллерии РГК), а затем бригадами. Начав войну майором, в ноябре 1943 года он уже генерал-майор, впрочем опыт командования артиллерийской дивизией у него оказался не очень удачным, и закончил войну он все же командиром корпусной артиллерийской бригады. Тем не менее набор наград за войну впечатляет - орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Александра невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени.

Карьеру он сделал тем более удивительную, что по всем инструкциям о приеме белых офицеров в РККА, да и по последующим подходам к бывшим белым - именно он должен был оказаться первым кандидатом на увольнение. В лучшем случае. Возможно отсутствие информации о службе с июля 1937 года по июль 1940 года связано как раз с арестом или увольнением, но тем не менее …

В общем отложил себе в копилку ярких биографий бывших белых на службе в РККА, дослужившихся до высоких постов в ВОВ, которые не вошли в мою старую статью (наряду с Крузе и Гороховым).

РККА, военспецы, комсостав

Previous post Next post
Up