отгадочное ))

Apr 30, 2011 18:29

Ну, в общем-то правильный ответ уже был дан. Это действительно польская армия в августе 1920 г.

Что касается культурного (медийного - ?) события - то речь о фильме Ежи Гофмана «Чудо на Висле» (интервью режиссера см. здесь) - который обсуждался на ВИФе как раз в начале апреля.



(фотографии см. здесь)

Цитаты взяты из

«Операции на Висле в польском освещении». Сборник статей и документов, Воениздат 1931

Из приказа ген. Сикорского от 14 августа: «Устраняя пока неспособных командиров, предупреждаю о полевых судах для офицеров, которые допустили бы в настоящее время какие-либо служебные упущения… Расстреливая рядовых за бегство с поля сражения, я не отступлю перед применением смертной казни в отношении офицеров»

Из приказа от 11 августа по 46 пехотному полку: «Солдаты должны знать, что путей отступления для них нет, так как со всех сторон их ожидает огонь собственных пулеметов и патрулей, посланных по приказу командования дивизии».

Еще оттуда же:

Французский офицер Эчегойен пишет, что только тысяча или полторы тысячи французских офицеров, прикомандированных к армии Галлера, сдерживали бегство армии Пилсудского.

Моральное состояние офицерства Сикорский резко критикует, отмечая в нем отсутствие инициативы и чувства готовности нести личную ответственность. В июле 1920 года были случаи, когда офицеры, вспоминая о событиях в России в 1917-18 гг., при отступлении прятали свои погоны от солдат. Однако в августе 1920 г. положение резко переменилось.

+ еще один француз-участник событий, цитируемый у Какурина:

Весьма ценное признание дает Фори, говоря, что в начале операции на Висле для всех военных специалистов судьба Польши казалась окончательно обреченной, причем не только стратегическое положение было безнадежным, но и в моральном отношении польские войска имели грозные симптомы, которые, казалось, должны были окончательно привести страну к гибели.

И до кучи:

"Тот же англичанин говорит о Польше, где провел теперь 7 месяцев (едет из Варшавы) : «Все иностранцы, живущие теперь в Польше, одинаково отрицательно относятся к полякам, не говоря уже разумеется о тех, кто раньше жил в России. Характер у них не русский. У поляков есть все, что было скверного у русских и у немцев, и ничего хорошего, что есть у них. Вот, например, взяточничество. Русская полиция брала взятки, как никто, но взяв взятку, делала, что обещала. Поляки берут взятки не хуже русских и ничего не делают. Лень, грязь, жажда наживы, отсутствие настоящего патриотизма. Вот теперь Пилсудский делает патриотические обращения к народу - я уверен, что ни одна душа не пойдет в армию, а кафешантаны, театры и рестораны ломятся от публики (поляки в «Таймсе» со свойственной им правдивостью заявляют, что около 500.000 человек записались в первые дни). В другой газете - 300.000, а на самом деле..., вероятно, как польские городовые в том же «Таймсе» заявили, что все пойдут на фронт, но что если они нужнее на улице, то отчислят 10% своего жалования в пользу солдат. На Киев толкали Пилсудского лодзинские и варшавские гешефтмахеры и промышленники, рассчитывающие получить украинский рынок для сбыта товаров, которых в Лодзи очень много. Теперь все ругают Пилсудского, считают его ничтожеством. Государственного порядка нет в Польше и в намеке. Все мероприятия запаздывают.»

А поляки все отступают и все фантазируют без удержу. «Таймс» повторяет сказки о 300.000 добровольцев, а французские газеты скромнее: цифр польских не решаются передать, очевидно, работа французских офицеров с поляками дала французам точный критерий польской военной достоверности. … Французская пресса, возвеличивавшая Польшу, спешит умыть руки; ее офицеры сидели почти год в польской армии, руководили ее движением на Киев, а теперь каждая газета спешит сообщить о систематическом отстранении французских офицеров от активной работы, ссылаясь, главным образом, на отказ Пилсудского передать управление армией генералу Вейгану, одному из ближайших сотрудников Фоша. В статье генерала Кастельно («Эхо де Пари») от 10 августа причины полного военного провала Польши излагаются с военной точки зрения так: «да позволят нам друзья оттуда сказать им, что, если им не удастся обуздать порывов их богатого темперамента, если они не согласятся пожертвовать их мелочною мстительностью, если лни не откажутся от их неумеренного аппетита к власти, одним словом, если они не в состоянии осуществить «Священного Союза» для спасения родины, ничто и никто их не спасет от угрожающей катастрофы.» … А во французской прессе только теперь начинают отмечать там изобилие опереточно одетых офицеров, отмечается и изобилие поляков в Париже."

немножко отсебятины

Возвращаясь к фильму - думаю, там будет достаточно пафоса, патриотизма и самоотверженности, благородных эльфов и жутких орков, но вот полицейских, готовых отдать на защиту Родины 10% процентов жалованья вместо отправки на фронт, массы опереточно одетых тыловых офицеров, расстрелов и заградотрядов там скорее всего не будет, что в общем-то и понятно. Это кино лишний кирпичек в создание национального мифа, и в общем-то рассматривать его наверное и следует именно с точки зрения наглядного примера мифотворчества.

Между тем Варшавская битва имеет полное право называться «Чудом на Висле» - другой вопрос, что такие чудеса достигаются не только самоотверженностью и патриотизмом, но и жесткими дисциплинарными мерами, а ля приказ №227, зачастую и карательными. И оборотной стороной таких чудес бывают и заградотряды, и шкурничество, трусость, отчаяние других (на фоне которых и становится наиболее ярким патриотизм и жертвенность), и многое другое - как тот же Тухольский лагерь и жестокое поведение польских войск после отражения советского наступления.

Впрочем, ровно в той же мере верно и обратное - одними заградотрядами подобные чудеса не достигаются - без патриотизма и воодушевления солдат и офицеров вряд ли возможно было достичь решающего перелома в столь сложной обстановке. И хотя разумеется и французская помощь (интеллектуальная и материальная), и численное превосходство, и сокращение коммуникаций, и единое управление сыграли свою роль - но при всей их важности без изживания того морального надлома личного состава не факт что эти факторы способствовали решающему перелому.

И кстати роль добровольцев в августе 1920 года, в достижении в первую очередь перелома в моральном состоянии войск - при всей их необученности и неподготовленности - достаточно велика. Пусть добровольцев было не 500 тысяч, и не 300 -тыс., как писали британские газеты - тем не менее число их было довольно внушительно - согласно данным того же цитируемого сборника - около 164 тысяч с января по 20 августа 1920 года (плюс число мобилизованных за тот же период около 570 тыс. чел.). При общей численности польской армии в 1 млн. чел. (едоков) и действующей в 300 тыс. (в том числе 160 тыс. бойцов) - это ощутимая цифра. И хотя на фронт по всей видимости попала меньшая часть добровольцев - их появление при всей и необученности и неподготовленности сыграло большую роль именно в психологическом плане, что отмечают многие авторы указанного польского сборника.

Впрочем сам фильм боюсь в значительной степени будет продуктом пропагандистским, продуктом мифотворчества. Ну а цитаты из интервью доставляют )) Как например такие:

Для поляков в этой истории важно и то, что Варшавское сражение 1920 года и войну в целом Польша выиграла самостоятельно - впервые с начала XVII века. …

Чудом скорее могло показаться то, что Польша, после многих разделов, всего за полтора года после обретения независимости создала армию, правительственный и чиновничий аппарат. У Юзефа Пилсудского было много противников, им слово «чудо» понадобилось, чтобы лишить его ореола победителя, записав в соучастники триумфа Святую Марию и Господа Бога. Из моего фильма следует, что автором победы является Пилсудский. И здесь я беру в свидетели Ленина, который после поражения Красной армии под Варшавой сказал примерно следующее: революционное движение на западе Европы накипело, но Пилсудский и поляки нанесли непоправимый урон делу мировой революции. Об этом никогда не говорилось в истории СССР и Кратком курсе истории ВКП(б). …

Не совсем так. Во-первых, польско-советская война к тому времени длилась уже больше года. Во-вторых, по данным разведки, а потом и из документов стало ясно, что Троцкий и Тухачевский готовили большое наступление на Польшу, и Пилсудский решил их опередить.

P.S. Ничего не напоминает? )))))




Previous post Next post
Up