Когда-то, вот уже несколько лет назад, в самой первой прочитанной мной книге по фотографии я обратила внимание на такую фразу: «Задача художника добавлять в картину предметы один за одним, фотографа - убрать все лишнее». Тогда я не понимала значения этой фразы. Я только делала первые шаги в фуд-фотографии и, рассматривая красивые фотографии популярных блогеров, старалась составлять такие же сложносочиненные композиции со множеством деталей, элементов, текстур...
У меня не получалось. Картинки разваливались и не клеились. Очень не скоро я поняла, что мне не только не хватало красивых и новых предметов сервировки, но и банальных знаний о фотографии, композиции, видения и много другого, в общем - опыта. Да что уж говорить, и сейчас не хватает, но гораздо приятнее думать, что не хватает новых салфеточек, тарелочек и вилочек :)
Один главный элемент на своем месте.
И только мой программист, который еще является и незаурядным фотографом, и моим первым критиком, убедил меня начать с малого, с одного предмета. Научиться правильно и красиво его располагать, искать выгодные ракурсы и освещение, и только потом, со временем, добавлять новые предметы. И учиться, не торопятсь, не забегая далеко вперед. А это очень и очень сложно!
С тех пор прошло уже три года, а манера работы - от простого к сложному, осталась. (Хотя первое время я все равно старалась нагромоздить побольше предметов в кадр, потом делала усилие, убирала все, кроме главного, и только тогда опять начинала двигаться от меньшего к большему:))
До сих пор я сначала располагаю в кадре один предмет, и уже потом один за одним добавляю остальные элементы композиции, двигая, меняя, уравновешивая.
Композиция с острым маслом. Три элемента.
Фуд-фотография является классическим видом студийной съемки, в отличие от репортажной или пейзажной, где наши возможности по построению и наполнению кадра ограничены. В фуд-фотографии нам предоставлен полный, тотальный контроль. С одной стороны - это огромный плюс, а с другой... именно это накладывает на нас большую ответственность, ведь не скажешь, что тарелка сама не так стояла? :))
Так как в жанре фуд-фотографии именно мы определяем, что поставить в кадр, а что убрать, как переместить, я решила, что в своем цикле о композиции в фуд-фотографии я воспользуюсь уже привычным мне принципом: от меньшего к большему. Возьмем один предмет, рассмотрим его со всех сторон, поговорим о приемах композиции, которые можно использовать уже на этом этапе, на что можно обращать внимание и с чем поэкспериментировать. Потом добавим второй элемент и продолжим разговор.
Композиция с острым маслом. Более пяти элементов.
Сначала я боялась, что будет много повторений, ведь те же самые правила и приемы могут применяться как к одному предмету, так и к нескольким, но я решила, что это не страшно. Кому не интересно - пропустит, кому надо - повторит, ведь несмотря на общность законов и правил всегда будут нюансы и даже... нарушения!
Поболтаем? :)
Просмотрите свои фотографии (за то время, что вы уже снимаете). Прогресс есть? :) Стала ли композиция на ваших снимках лучше? Сколько предметов вы чаще всего используете? Изменилось ли количество используемых предметов с течением времени?
(Тарелку с блюдом считаем за один предмет, если только блюдо не состоит из очевидно нескольких частей или кусочков)
Все картинки в статье кликабельны.