Вполне качественное интервью о текущей реконструкции НПЗ "Нафтан" и перспективах оной. Предполагавшей 100% утилизацию продуктов термокрекинга (замедленного коксования), таких как сера и кокс внутри Беларуси. Что, вдобавок, например позволяет не возить пол-миллиона тонн угля в год из России за 9000 км из Кузбасса на цементные з-ды РБ. К вопросу о себестоимости цемента, кстати. А представляете общую экономию, разумное уменьшение отрицательного сальдо с РФ, загруженность ж.д.? Как альтернатива - продажа кокса на экспорт. Не факт, что в этом случае (импорт угля ес-но сохраняется) это будет выгоднее для страны в целом. Да и мечтать продавать то, чего ещё не произведено а, тем более, в искомом экспортном качестве не очень то и разумно. Но, тем не менее, как мы увидали в свежем интервью того же Демидова (
Гендиректор ОАО «Нафтан» Александр Демидов: нефть соответствует ГОСТу. Витебские вести), стоит появиться всяким аферистам, хотя бы из той же БНК, как всё становится возможным. Пускай и не прибыльным для державы, но для отдельных лиц позитив, вероятно, заложен.
Примерно также и по дальнейшей профилизации "Нафтана". В этом интервью Демидов говорит разумно, о том, что надо настраивать топливно-нефтехимический профиль. Ибо возить топливо на север Беларуси, где есть НПЗ из того же Мозыря и затратно и глупо. Так что некую долю выработки ГСМ стоило бы оставить. Да и 2 ноги (2 НПЗ) всегда лучше, чем одна. Тем не менее, он же уже в июне, выбирая из 3-х вариантов развития, ратует за прекращение выработки топливо и сугубо нефтехимический вариант (
Стратегия развития нефтепереработки в РБ и специализация НПЗ обсуждены на совещании в Новополоцке). Что пошатнуло здравомыслие г-на Демидова неизвестно.
А в данном интервью Демидов только в одном месте слегка стушевался, на мой взгляд, - отвечая на вопрос о выработке масел, очень рентабельном сегменте в нефтепереработке. Что он имел в виду на самом деле понять невозможно. Однако, судя по тому, что Демидов сразу заговорил про автомобильные, а не про судовые масла, в довесок к промышленным, он также плохо представляет себе этот сегмент рынка, как и сегменты строительно-дорожных битумов или бункеровочного топлива. Хотя идея "слегка привязать" всю выпускаемую белорусскую авто, сельхоз, строительную и иную колёсную тезнику к фирменным маслам под маркой самого "Нафтана" тоже не дурна.
«НАФТАН» ПРИНИМАЕТ ОТВЕТСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ. На вопросы журнала «Вестник Белнефтехима» отвечает генеральный директор ОАО «Нафтан» Александр ДЕМИДОВ. 29.07.2019, Портал Нефтехимия
БОЛЕЕ 12 МЛН Т НЕФТИ В ГОД
- Александр Владимирович, масштабная реконструкция на «Нафтане» скоро подойдет к завершающей стадии. Какие возможности открывает перед предприятием комплекс замедленного коксования?
- Наша первоочередная задача - безопасно и эффективно извлекать наибольшую ценность из того сырья, которое мы перерабатываем, - из нефти. Благодаря уже запущенным новым установкам, входящим в состав комплекса замедленного коксования, «Нафтан» способен перерабатывать более 12 млн т нефти в год. В зависимости от загрузки предприятия глубина переработки может превышать 70%. По завершении всех запланированных инвестиционных проектов она достигнет уровня 90%, что позволит «Нафтану» стать в один ряд с ведущими европейскими предприятиями отрасли.
С вводом в эксплуатацию комплекса замедленного коксования нам удастся избавиться от образующихся в процессе переработки нефти тяжелых остатков. «Нафтан» сможет получать дополнительные объемы высококачественных моторных топлив. Так мы намерены повысить эффективность нефтепереработки до максимальной прибыли.
- Как увеличились ежегодные объемы выпуска дизельного топлива стандарта Евро-5 после реконструкции установки «Гидроочистка № 2»?
- На 25% - с 1,2 млн т до 1,5 млн т. По сути, в Беларуси классификации «Евро» нет. Это европейский стандарт. В Беларуси действует другой стандарт на дизельное топливо - СТБ-1658-2015. Для автомобиля использование высокоэкологичного топлива значит снижение вредных выбросов в атмосферу. Поэтому ужесточение экологических требований к автомобильному топливу - общемировой тренд. На данный момент все нафтановское дизтопливо согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011 отвечает экологическому классу К5. Оно также соответствует нормам Евро-5 (EN 590) с ультранизким содержанием серы - менее 10 ppm.
К тому же «Нафтан» осваивает производство нового дизельного топлива - Ultra-Power. В ближайшее время мы представим его преимущества. В частности, прогнозируем прирост по мощности двигателя и соответствие более жестким экологическим нормам. Освоение нового дизельного топлива идет с прицелом на перспективу. Оно уже имеет запас по сере и полициклической ароматике и будет отвечать требованиям, которые предъявляют производители двигателей не только Евро-6, но и более высоких классов. Сейчас Ultra-Power проходит стендовые испытания.
- На розничном рынке моторных топлив Европы предыдущие два года были неоднозначными: «дизельгейт» и спекуляции вокруг возможного отказа от дизельного топлива. Как это скажется на «Нафтане» в будущем?
- Потребление дизельного топлива увеличивалось - это не секрет. Не исключено, что такая тенденция сохранится, невзирая на все «дизельгейты». По крайней мере, мы на это рассчитываем. Ведь с вводом в эксплуатацию установки замедленного коксования «Нафтан» будет производить больше высококачественного бензина и дизельного топлива.
- Как вы намерены развивать производство моторных масел?
- Автомобильные смазочные масла составляют примерно 60% мирового рынка смазочных материалов, а около 40% спроса приходится на прочие масла для промышленности. Однако из-за ужесточения законодательства на мировых рынках автомобильных смазочных масел спрос на продукт группы I (минеральные масла) начинает смещаться в сторону базовых масел групп II (более ценных полусинтетических) и III (синтетических масел с наибольшей степенью очистки). В будущем ожидается сохранение этой тенденции и прогнозируется потребность в маслах, способных работать в двигателях с нейтрализаторами вредных веществ. Будут востребованы малозольные масла с низким содержанием серы.
- Какой экономический эффект завод получает от ввода в эксплуатацию установки «Гидроочистка №2»?
- Ожидаем около 20 млн долларов в год. Установка относительно молодая: мы запустили ее в прошлом октябре, хотя до этого с января вели пусконаладку и испытывали на различных режимах работы.
К слову, реконструкцию установки выполняли, фактически не останавливая ее, - во время плановых ремонтов. Для базового проектирования, подготовки архитектурного и строительного проектов приглашали ведущие европейские компании. Строительно-монтажные работы доверили нашему новополоцкому ОАО «Нефтезаводмонтаж». Отмечу, что помимо прочего с вводом в эксплуатацию «Гидроочистки № 2» снизилась нагрузка на окружающую среду.
«КЛАУС» НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИИ
- Однако, несмотря на то, что для улучшения экологической ситуации «Нафтан» объективно делает много, вопросов по этому поводу к заводу меньше не становится. С чем, по-вашему, это связано?
- Я бы не был столь категоричен. Природоохранные нормативы постоянно ужесточаются, но и экологическая грамотность, осведомленность населения растут. Утверждать, что вопросов, связанных с экологической обстановкой в Новополоцке из-за деятельности «Нафтана», стало больше или меньше, нельзя. Они были и будут актуальными. Поддержание эколого-экономического равновесия между производством и безопасностью окружающей природной среды - один из основных принципов нашей экологической политики. Так, в 2018 году текущие затраты на охрану окружающей среды составили без малого 66 млн рублей, природоохранные инвестиции в объекты - 30 млн рублей.
Стремится к снижению техногенной нагрузки на окружающую среду и завод «Полимир». Это неотъемлемая часть его производственной деятельности. Например, уменьшить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух удалось благодаря новому складу жидкого аммиака, который построен совсем недавно, после чего старый парк хранения аммиака вывели из эксплуатации. С реконструкцией сооружений механической очистки промышленно-бытовых сточных вод на очистных сооружениях «Полимира» снизилась себестоимость происходящих на них процессов. Санитарная лаборатория завода контролирует качество выбросов и стоков как в пределах производственной площадки, так и в зоне влияния предприятия: на границе санитарно-защитной зоны и на сбросе в водный объект. Результаты экологического контроля не только позволяют реально оценивать экологическую ситуацию и принимать необходимые управленческие решения, но и служат основанием для внедрения новых природоохранных мероприятий.
- Какой из инвестпроектов «Нафтана» имеет прямой экологический эффект?
- Самый значимый - строительство установки производства элементарной серы «Клаус». Ожидается, что с вводом ее в эксплуатацию нагрузка на атмосферный воздух в нашем регио незначительно снизится. В том числе ожидается, что выбросы диоксида серы сократятся на 25%.
- Процессы, которые будут происходить в установке замедленного коксования, подразумевают увеличение нагрузки на окружающую среду? Какие меры позволят снизить экологические риски?
- Конструкция установки обеспечивает минимизацию производственных выбросов, стоков и отходов как во время пуска (остановки), так и при нормальном режиме работы оборудования. Согласно проектным данным суммарный выброс загрязняющих веществ от объектов УЗК составит почти 700 т в год, а дополнительный объем производственных сточных вод - 470 тыс. м3 в год. В то же время производственное водоснабжение строящейся установки будет оборотным, что позволит экономить почти 93% свежей воды. Отходы производства в технологическом процессе замедленного коксования не образуются.
- По мере того, как современные химические продукты вытесняют традиционное топливо, нефтеперерабатывающие заводы и нефтехимические комплексы ищут новые варианты для переработки сырья в продукты с более высокой добавленной стоимостью. Какие шаги предпринимает «Нафтан»?
- Мы тоже ищем новые варианты для переработки сырья в более дорогостоящие продукты. Например, специалисты завода «Полимир» осваивают марочный ассортимент полиэтилена высокого давления, совершенствуют производство акрилового волокна. В концептуальной проработке у химиков находится возможность выпуска углеродного волокна, которое можно будет применять для армирования композиционных, теплозащитных, химостойких и других материалов в качестве наполнителей в различных видах углепластиков.
КАПИТАЛ
- При выборе технологий вы перенимаете лучший мировой опыт или руководствуетесь «принципом разумной достаточности»?
- Мы ориентируемся на передовые технологии. Наше предприятие способно грамотно воплотить в жизнь даже самые сложные решения, так как уровень автоматизации и цифровизации «Нафтана» один из самых высоких в стране. Было бы неразумно ставить современное железо, не придав ему современные мозги.
- Хедхантеры утверждают, что приближается время инженерных профессий. На вашем предприятии кадры готовы для управления новыми процессами? Какие специалисты будут востребованы на комплексе замедленного коксования?
- Штат комплектуется поэтапно. Все ИТР набраны с действующих производств «Нафтана». На новом оборудовании будут работать операторы технологических установок, машинисты технологических насосов и машинисты компрессорных установок, прибористы, слесари. С учетом, что мы начнем вырабатывать новые для нас продукты - серу и кокс, у предприятия возникнет потребность и в других (новых для нас) специалистах - машинистах кратцера и машинистах конвейера. Процессы получения серы и кокса ведутся при высоких температурах и связаны с рядом других технологических особенностей.
Отгрузка этих продуктов предполагается железнодорожным транспортом, что тоже имеет свою специфику. В апреле - мае планируем направлять наших работников на стажировку на аналогичные производства Беларуси и России.
В силу того, что мы реализуем дорогостоящие инвестиционные проекты и принимаем ответственные решения, для нас очень важно, чтобы работала профессиональная команда.
НОВИНКИ НА РЫНКЕ
- С запуском КЗК Беларусь будет получать элементарную серу, предполагаемый годовой объем которой составляет 70 тыс. т, и 460 тыс. т в год нефтяного кокса. Какова ожидаемая потребность внутреннего рынка в этой продукции?
- Сера востребована в первую очередь в области производства минеральных удобрений. Ожидается, что нашими основными деловыми партнерами в части ее поставок станут «Гродно Азот» и Гомельский химический завод. Весь объем выпуска планируется распределять на внутреннем рынке Беларуси. В случае появления излишек этого продукта мы рассматриваем в качестве экспортных направлений страны Балтии и Российскую Федерацию.
Нефтяной кокс могут использовать белорусские предприятия цементной промышленности - Белорусский цементный завод, «Кричевцементношифер» и «Красносельскстройматериалы». Для них наш продукт способен заменить кузбасский уголь. По информации ГП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания», планируемый объем потребления кокса цементными заводами составляет до 460 тыс. т в год. Таким образом, мы рассчитываем, что весь объем данного продукта будет реализован на внутреннем рынке.
В прошлом году с представителями Министерства энергетики мы обсуждали возможность использования нефтяного кокса и на Новополоцкой ТЭЦ. Но оказалось, что сначала этому предприятию нужно провести крупномасштабную модернизацию с установкой котла по сжиганию кокса. В итоге ТЭЦ смогла бы ежегодно потреблять до 166 тыс. т данного продукта. Для энергетиков это был бы выгодный вариант: 1 Гкал тепловой энергии, вырабатываемой на нефтяном коксе, стоит значительно дешевле, чем на традиционных видах топлива. Однако на данный момент вопрос о модернизации Новополоцкой ТЭЦ остается открытым.
- Что можете сказать об экспортном потенциале нефтяного кокса?
- Весь объем нефтяного кокса, не размещенный на внутреннем рынке Республики Беларусь, будет реализован на экспорт в страны Северо-Западной Европы, США, Индию, Бразилию с перевалкой в странах Балтии. Крупные игроки мирового рынка нефтяного кокса подтвердили интерес к долгосрочному сотрудничеству с «Нафтаном» и возможность закупки всего планируемого выпуска данного продукта. Наше предприятие совместно с Белорусской нефтяной компанией уже провело ряд переговоров с компаниями по закупке и переработке нефтяного кокса - с американскими Oxbow Energy Solutions, Rain Carbon Inc., Tricon и швейцарской Suek AG. Они выразили готовность начать сотрудничество с ОАО «Нафтан» в части закупок нефтяного кокса.
Но надо не забывать, что рыночная цена реализации нефтяного кокса ОАО «Нафтан» на экспорт может быть определена только по результатам продаж первых произведенных партий нефтепродукта с учетом фактических качественных характеристик. То есть она может отличаться от индикативной.
Самыми эффективными областями применения нашего нефтяного кокса могут стать, например, алюминиевая промышленность и металлургия. Этот сегмент более премиальный по сравнению с топливным. Совместно с ЗАО «БНК» мы продолжим поиск потенциальных клиентов.
- Какими характеристиками будет обладать новополоцкий нефтяной кокс?
- Опираясь на анализ плановых показателей качества, можно сказать, что содержание серы в нем составит 3,0-3,8%, по содержанию золы он будет среднезольным (0,5-0,6%), по размолоспособности по Хардгрову - кусковым (28-32 HGI). Эти параметры и определяют его конечное назначение.
Основными сферами применения кокса нефтяного можно назвать использование в качестве топлива в цементной промышленности, энергетике для выработки собственной энергии, а также в алюминиевой промышленности, металлургии для производства анодов. Соответственно, основными потенциальными потребителями продукта являются цементные, металлургические предприятия и ТЭЦ.
Изначально при определении областей применения нефтяного кокса производства ОАО «Нафтан» этот нефтепродукт рассматривался как сырье для приготовления форсуночного топлива при обжиге цементного клинкера на цементных заводах.
Впоследствии после ряда коммерческих переговоров и с учетом технических показателей нашего нефтекокса была подтверждена возможность его использования в более премиальном рыночном сегменте: кальцинирование кокса с дальнейшим применением в алюминиевой промышленности, металлургии.
Таким образом, если показатели качества белорусского нефтяного кокса будут полностью соответствовать коксу, пригодному для использования в алюминиевой промышленности и металлургии, то цена на этот продукт производства ОАО «Нафтан» будет более премиальной.
ПЕРСПЕКТИВЫ
- В 2020 году КЗК должен выйти на проектную мощность. По какому пути развития «Нафтан» пойдет дальше?
- Могу сказать, что топливный вариант, как предполагалось раньше, нашему предприятию уже не подходит. Наиболее рациональным видится топливно-нефтехимическое направление. То есть развитие нефтехимического направления за счет более глубокой интеграции головного предприятия ОАО «Нафтан» с нефтехимическим заводом «Полимир» по сырьевым и продуктовым потокам. Это позволит увеличить выход продуктов с более высокой добавленной стоимостью.
Так, в перспективе рассматривается вопрос о строительстве, например, новой этилен-пропиленовой установки. Мы сможем обеспечить технологические переделы исходными мономерами (этиленом и пропиленом), что даст «Полимиру» возможность увеличить объемы производства товарной продукции - полиэтилена высокого давления - и снабдить производства НАК и акриловых волокон ресурсом собственного пропилена в полном объеме.
Варианты дальнейшего развития ОАО «Нафтан» сейчас просчитываются: изучаются результаты маркетинговых исследований рынка нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также тенденции его развития до 2030 года.
Подробный доклад на эту тему готовят аналитики международной специализированной консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», которую тоже привлекли к сотрудничеству.
На основании этих результатов, а также имеющихся данных инжиниринговых компаний и рейтинговых аналитических агентств Platt’s, Argus, EPC нашим специалистам предстоит определить пути дальнейшего развития предприятия.
Курс движения «Нафтана» будет отражен в Стратегии развития нефтехимического комплекса Республики Беларусь до 2030 года.