По ряду соображений это крайне интересная история. Во-первых, хотя процесс переработки газообразных, равно как и твердых углеводородов в жидкое топливо известен довольно давно, но в наше время таковых производств в промышленных масштабах нет. Ибо процесс считается затратным. Но с Туркменистаном - особый случай. И газ свой, и энергообеспечение. Во-вторых, на выходе получается топливо с крайне низким содержанием и серы, и не только. Так что это сразу стандарт Евро 5/6. В-третьих, мы увидели, что Туркменистан готов к партнерству в очень сложных и дорогостоящих международных проектах. Японский бизнес-менеджмент проекта оказался на высоте и сумел довести дело до успешного финиша всё с теми же туркменами. С которыми беларусам довести дело до ума с тоже весьма масштабным проектом калийного обогатительного комбината в Туркменистане не удалось, так что дело решается в суде. Полагаю, что там сказался недостаток опытных и квалифицированных в сложных бизнес-процессах белорусских руководителей.
Туркменистан запустил 1-й в стране GTL-завод по производству синтетического бензина из природного газа. 28.06.2019, ИА Neftegaz.RU
С ГПЗ уже отправлена 1-я партия газобензина в Афганистан. Продукцией заинтересовались многие страны Европы.
Ашхабад, 28 июн - ИА Neftegaz.RU. Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов принял участие в церемонии открытия завода по производству синтетического бензина из природного газа, построенного в Ахалском велаяте.
Об этом сообщило правительство Туркменистана.
Вообще -то GTL-завод в пос. Овадандепе Ахалского велаята должен был быть введен в эксплуатацию еще в конце 2018 г.
В бизнес-центре Мизан в г. Ашхабад по случаю открытия GTL-завод - состоялось торжественное заседание с участием Г. Бердымухамедова.
От компании Guinness World Records GTL-заводу был вручен сертификат Первый в мире завод по производству бензина из природного газа, от Фонда охраны окружающей среды США - сертификат Экологически чистый, от Швейцарского федерального технологического института - сертификат Инновационные технологии.
Затем Г. Бердымухамедов и другие участники церемонии направились в Ахалский велаят на площадку завода.
Г. Бердымухамедов вместе с руководителями японской делегации перерезал символическую ленту и ознакомился с предприятием.
В административном центре завода вниманию президента и японских гостей представили фильм, рассказывающий о специфике предприятия, всех циклах производственного процесса глубокой переработки газа и выпуска готовой продукции.
Руководитель GTL-завод рассказал о технологической цепочке превращения газа в жидкое топливо.
Это, конечно, не 1й в мире GTL - завод, но здесь впервые в мировой практике будет осуществляться в промышленных объёмах перегонка природного газа в жидкое топливо под высоким давлением и при высоких температурах.
В установке по улучшению качества бензина на 1м этапе из его состава выделяют метан и этан, на 2м этапе - сжиженный углеводородный газ (СУГ).
На 3м этапе происходит разделение бензина на лёгкие и тяжелые фракции.
Выделенный лёгкий бензин отправляется в 2 резервуара объемом 850 м3.
На 4м этапе тяжелый бензин поступает в 2 установки по повышению качества топлива, где понижается уровень дурола. Впоследствии он отправляется в 2 резервуара объёмом 230 м3.
При поступлении лёгкого и тяжёлого бензина из 4х резервуаров по топливопроводам происходит смешивание, в результате чего получается товарный бензин.
При производстве лёгкого и тяжёлого бензина на специальных установках образуется очищенное от серы дизельное топливо.
Все процессы автоматизированы и подчинены централизованному управлению.
Газоперерабатывающий завод (ГПЗ), оснащенный новейшими технологиями и оборудованием от мировых компаний, будет перерабатывать 1,785 млрд м3 /год газа и производить 600 тыс. т/год бензина марки Эко-93, а также 12 тыс. т/год дизтоплива и 115 тыс. т/год СУГ.
Как показал анализ физико-химических характеристик нового топлива, бензин марки Эко-93 отвечает требованиям Госстандарта, а по химическому составу отвечает уровню экологической безопасности Euro-5.
При использовании газобензина серы выделяется в 50 раз меньше, бензола - в 3,5 раз, других пахучих углеводородов - меньше на 20%.
Это позволяет значительно снизить уровень выброса вредных газов в окружающую среду.
Основной продукт завода - бензин Эко-93 хранится в 3х резервуарах объёмом 18 тыс. м3, где в целях обеспечения его качества постоянно функционирует специальное насосное оборудование.
СУГ являющийся попутным продуктом, поступает на хранение в шарообразный резервуар объёмом 2 тыс. м3, обессеренное дизтопливо - в резервуар объёмом 360 м3.
Все резервуары обеспечены надлежащими противопожарными средствами.
В системе отправки готовой продукции потребителям функционируют комплексы для погрузки бензина в ж/д цистерны и автотранспорт.
По заказу Туркменгаза строительные работы осуществлены консорциумом японской Kawasaki Hemi Indastriz и турецкой Renessans.
Проект GTG - Gas to gasoline (GTL-gas to liquids) основан на технологии TIGAS™ (улучшенный синтез бензина), разработанной Haldor Topsоe, которая позволяет, в сочетании с высокоэффективными катализаторами, производить бензин высокого качества с минимальными энергозатратами и воздействием на окружающую среду.
На ГПЗ создано около 800 рабочих мест.
Общая стоимость проекта составляет 1,7 млрд долл. США.
В его финансировании принял участие Банк международного сотрудничества Японии.
Г. Бердымухамедов отметил, что новый ГПЗ по многим параметрам является единственным в своём роде.
На этом предприятии впервые в мире природный газ в промышленных масштабах преобразуется в жидкое топливо.
Г. Бердымухамедов дал старт отправке 1й партии газобензина объемом 60 т в качестве гуманитарной помощи в Афганистан.
Многие страны Европы уже подтвердили заинтересованность в получении новой продукции.
По словам руководителя GTL-завода, заказы на партии газобензина уже разместили Болгария, Греция, Румыния и др.
Проследовав в направлении г. Ашхабад, Г. Бердымухамедов остановился на АЗС, где состоялась 1я заправка автомобиля главы Туркменистана экологически чистым синтетическим бензином марки ЭКо-93.