В заметке
Протокол об изменениях в соглашение с по поставкам нефти и нефтепродуктов и вопрос компенсаций я, помимо прочего, вспоминал "дела давно минувших дней", - свои прогнозы, применительно к Республике Беларусь, времен конца "нулевых".
(Всем вопрошающим "по теме" уже в наши дни: в связи с участившимися вопросами "по ценам/пошлинам", адресую сюда:
ARGUS Crude; кристальная 50-летняя история, непререкаемый авторитет, великолепная рассылка, платная, но есть всё, даже величины скидок к ценам на нефть по конкретным портам, стоимости перевалок, и много что ещё.)
Так вот. Напомню и ещё одну "нефтяную" и тех же времён историю, актуализировавшуюся в наши дни.
Историю, касаемо не только ценообразования, а и применительно к поставкам и регуляции качества нефти.
Речь о поставках нефти из Венесуэлы вдобавок (!), а не вместо российской.
Схема, которую после долгих раздумий попытались реализовать в Республике Беларусь в своей "самобытной" версии, в Польше оказалась реализованной с иным результатом, правда в версии изначальной.
Да, именно так это и должно было выглядеть в Республики Беларусь с нефтью из Венесуэлы/Азербайджана в доле с российской (см.материал ниже).
У нас были в эту тему достаточно разговоров. И очень задолго до поставок из Венесуэлы, и во-время.
Конечно, блогосфера - это не бизнес-корпорация, а так, потрындеть на досуге.
Но жизнь уж так устроена, что кто-то сам придумывает, кто-то понимает с полу-слова, а кому-то "не в коня корм" (переиначит по-своему и будет обижаться на весь мир, что ничего не вышло).
Вот так и тут, как и показано в заметке ниже.
С поставками и из разных стран, и спектра сортов, и "качать или возить", и проч.проч.
И очень постепенно поляки довели пропорцию Юралс/легкая нефть до величины 70/30.
Ну ни разу не заказано теперь поехать поучиться в PKN Orlen.
Кому актуально, конечно.
В заметке говорится (кратко) лишь о схемотехнике.
Но и вопрос ценообразования на российскую нефть, применительно к долевым (а не монопольным) поставкам, полагаю, тоже интересен. Равно как и аспект рентабельности переработки нефти на НПЗ PKN Orlen. Да хоть и в сравнении с белорусскими НПЗ. Вот кто-то удивился бы. А кто-то - нет.
PKN Orlen уменьшит импорт Юралс по «Дружбе». 15 февраля 2019. Argus Media.
Польский переработчик PKN Orlen заключил новый долгосрочный контракт о покупке трубопроводных объемов Юралс, который остается наиболее рентабельным сырьем для этой компании. В то же время доля нефти, которая прокачивается по «Дружбе», в структуре поставок на НПЗ в Плоцке (Польша) мощностью 16,3 млн т/год неуклонно снижается.
Соглашение, которое PKN Orlen в начале года подписала с «Роснефтью», предусматривает отгрузку в Польшу 5,4-6,6 млн т/год Юралс в период с февраля 2019 г. по январь 2021 г., говорится в сообщении польской компании.
Согласно предыдущей договоренности, которое вступило в силу в феврале 2016 г. и истекает 31 января, Плоцкий НПЗ может импортировать 6-8,4 млн т/год из ресурсов российской компании. Таким образом, в ближайшие два года объем прокачки Юралс на завод PKN Orlen должен сократиться в среднем на 2,4 млн т/год.
Суммарный импорт по «Дружбе» в Польшу, с учетом отгрузок на НПЗ местной Grupa Lotos в Гданьске мощностью 10,4 млн т/год, в 2018 г. составил 14,9 млн т, что на 700 тыс. т меньше, чем в 2017 г., и на 2,7 млн т уступает показателю за 2016 г. Из этого объема «Роснефть» направила на польские заводы примерно 10,2 млн т, а оставшийся объем отгрузила «Татнефть», которая обеспечивает сырьем как PKN Orlen, так и Grupa Lotos.
Доля Юралс в общем объеме поставок сырья на польские НПЗ еще пять лет назад превышала 90%, но по итогам 2018 г. этот показатель опустится ниже 70%, свидетельствуют данные статистического управления Евросоюза (Eurostat).
Позиции Юралс на польском рынке ослабевают ввиду существенного увеличения количества поставщиков сырья на заводы в Плоцке и Гданьске: партии сырья на эти НПЗ в январе - ноябре 2018 г. были доставлены из 12 стран.
Для сравнения: польские переработчики в 2017 г. импортировали нефть из 10 стран, в 2016 г. - из восьми, а в начале текущего десятилетия сырье отгружалось лишь из России, Норвегии и Великобритании.
Спотовые партии сырья пользуются все большим спросом у PKN Orlen, но снижению потребности в Юралс способствуют также поставки со стороны Saudi Aramco. Начало сотрудничеству польской и саудовской компаний было положено в середине 2016 г., когда оператор НПЗ в Плоцке договорился об импорте примерно 200 тыс. т/месяц нефти, преимущественно Арабской легкой. В апреле было подписано соглашение о поставке еще 100 тыс. т/месяц Арабской экстра легкой, и Saudi Aramco за два с половиной года направила в Польшу более 8 млн т.
Спрос на Юралс в Польше* %