В процессе обсуждения предыдущего материала
Россия - Беларусь. Молочный аспект. Проблематизация. мы не сговариваясь тут же пришли к выводу, что срыв планов поставок и пробуксовка в реальном освоении новых рынков сбыта лежит в плоскости не совсем отлаженной системы мотивации чиновников. И, судя по всему, таковой вывод уже был сделан до нас, к примеру: 12.07.2018.NAVINY.BY.
МИД планирует отзывать послов, проваливших задание по экспорту.
«Хочу сказать, что глава государства сделал приписку - что те послы, которые в течение двух лет не выполняют прогнозные задания по экспорту без объективных на то причин, должны отзываться на родину. Я считаю, что это очень нормальная постановка вопроса», - сказал чиновник (прим. - первый заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко). Он подчеркнул важность прямых переговоров между субъектами хозяйствования, которые послы не только помогают организовывать, но и участвуют в них «вопреки законам о дипломатической службе».
«У меня большая рекомендация - продолжать эту работу», - добавил он.
Но это МИД РБ (и лишь в аспекте сурового мотивирования, что, разумеется, тоже к месту), а что же Минсельхозпрод?
Посмотрим свежее интервью сквозь призму материалов предыдущей нашей заметки, тоже начинавшейся с интервью (2015-го года) в т.ч. опять же Алексея Игоревича Богданова,
начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода РБ. Что поменялось? Были ли какие выводы там?
07 Февраля 2019, КП Беларусь.
Минсельхозпрод - об экспорте наших продуктов: «Мы со скоростью истребителя ворвались на китайский рынок». Почти 80% экспорта все еще приходится на Россию, но Беларусь стремится активнее торговать с другими странами, от Европы до Азии.
- За прошлый год Беларусь заработала на продаже сельскохозяйственной и продовольственной продукции 5 млрд 235 млн долларов. По сравнению с 2017-м прибавка составила 5,3%, или 263 млн долларов.
За границу мы продаем в первую очередь мясо и молочку, на них приходится 60% продовольственного экспорта, то есть почти 3 млрд долларов. При этом мясом в прошлом году торговать было выгодно, оно росло в цене, а вот производителям молочной продукции пришлось труднее. В прошлом году по сравнению с 2017-м цены снизились более чем на 10%.
Волатильность мясомолочного рынка каждый год такая. Многое зависит от урожая, от ведущих мировых экспортеров, от погодных условий, какие были корма приготовлены, - рассказал на брифинге Алексей Богданов, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода.
- К сожалению, мы пока очень сильно зависим от климатических условий. За прошлый год планировали произвести больше молока, но была серьезная засуха. В 2019-м пока неплохой снеговой покров, думаю, в этом году нам удастся заложить хорошую кормовую базу, чтобы выполнить планы по наращиванию мясной и молочной продукции.
Китайцы разрешили 58 предприятиям зайти на их рынок мяса и молока
В основном наши продукты по-прежнему идут на российский рынок - 79% от общего объема. Тем не менее за прошлый год эта доля снизилась на 6,3%.
Этот небольшой уход, своеобразный маневр понятен. Мы четко видим и осознаем сигналы от наших коллег из России. Россия очень много вкладывает в развитие собственного сельского хозяйства, это абсолютно понятно для нас. Было бы неправильно, если бы такая великая держава, как Россия, зависела от иностранных рынков. Мы видим, что происходит, и целенаправленно диверсифицируем экспорт. В прошлом году мы поставили продовольственные товары в 95 стран мира, - прокомментировал Алексей Богданов.
- Еще один торговый партнер, на которого мы делаем ставку, - это Китай. В прошлом году мы продали туда продукции на 82,4 млн долларов, и по сравнению с 2017-м эта цифра увеличилась аж в 4,4 раза.
Мы со скоростью истребителя ворвались на китайский рынок. Беларусь входит в десятку стран, которые в принципе могут поставлять мясо на китайский рынок. За короткий срок мы сертифицировали 51 молочное предприятие, 2 мясокомбината на право поставок говядины и 5 птицефабрик, - рассказал Алексей Богданов.
- Ситуация на молочном рынке в Китае неплохая. Например, сухое молоко подорожало на 10 центов, что для нас выгодно.
Во-первых, немного подросла мировая конъюнктура. А во-вторых, наш товар потихоньку начинают узнавать на китайском рынке, - пояснил Алексей Богданов.
- Китайский потребитель очень сильно реагирует на бренд товара. Если он известен, если внедрена система переработки, то цена на товар будет расти.
Хорошо дела идут и с мясом: говядины мы продали в Китай на 1,3 млн долларов, птицы - на 3,4 млн долларов. Один только комбинат «Дзержинский» в неделю отгружает на китайский рынок два-три контейнера птицы. Надеюсь, в первом квартале текущего года нам удастся завершить процедуру сертификации на право поставок субпродуктов: лапки, печень, почки и так далее, - поделился планами Алексей Богданов.
«У нас сыр продается по 4,5 - 5 долларов, а там - уже 7,5»
- Идет торговля и с нашим соседом - Евросоюзом. Здесь мы за прошлый год заработали 233,5 млн долларов (прирост за год - 66,6%).
Евросоюз - самый, казалось бы, сладкий и интересный рынок для нас, где население обладает высоким доходом и покупательской способностью. Но здесь есть сложность в том, что по мясомолочной продукции европейский рынок очень защищен с точки зрения тарифов. Таможенная пошлина на молочную продукцию - 50%. Представьте, у нас сыр продается по 4,5 - 5 долларов, а там - уже 7,5, - привел пример Алексей Богданов.
- Мы делаем ставку на те товары, которые можем продвигать с точки зрения тарифного регулирования. Сегодня мы ведем переговоры о сертификации наших птицефабрик на право поставок продукции на европейский рынок.
Из стран ЕС мы активнее всего продаем продукты в Литву (на 93,6 млн долларов), Польшу (на 41,3 млн) и Германию (28 млн).
Планы на 2019-й: СНГ, Океания и сильный бренд «сделано в Беларуси»
- В следующем году правительство планирует увеличить экспорт продовольствия еще на 8,6%, до 5,7 млрд долларов, и, дальше, работать над его диверсификацией.
Основное направление - это в первую очередь страны СНГ, где лучшая логистика и единообразие вкусовых предпочтений, - сказал Алексей Богданов.
- Второе глобальное направление - рынки Азии и Океании, где мы уже присутствуем неплохо.
Следующее направление - страны Персидского залива. Страны, богатые нефтью, но не могущие себя полностью обеспечить продовольственной группой товаров.
Далее идет Африка и, конечно, страны ЕС и Американского континента.
Мы будем не только наращивать объемы экспорта, но и делать акцент на углубление переработки, с тем чтобы мы торговали не только сырьем, но товарами конечного передела с максимальной добавленной стоимостью. И будем работать над тем, чтобы усиливать бренд «сделано в Беларуси».
****
В контексте свежего интервью основная теза материала 2015 года о каком-то "штурме" (Белорусское молоко и сыр штурмуют Азию и Африку, сохраняя надежду на восстановление рынка России) звучит уже откровенно нелепо.
Про Африку - понятно, она теперь на последнем месте в приоритетах. А где самокритика, рассказ о том, почему штурм не удался?
Почему не сказать о том, что страны Африки страдают из-за демпинга молока ЕС? Что это происходит как раз потому, что африканские государства поголовно члены ВТО (таковы правила торговли, конкуренции), почему и не могут не принимать дешевое молоко из ЕС и, в итоге, их собственное молокопроизводство оттого рухнуло, а?
Это ещё и к приснопамятному вопросу о целесообразности вступления РБ в ВТО, - может случиться как в Африке. Ежели дешевую "химию" да пальмовое масло в молочку не замешивать, снижая себестоимось, конечно.
Богданов это же понимает. Потому и выходит с такими (очень правильными, считаю) инициативами в ЕАЭС:
07 февраля 2019. Milknews.ru
Минск предлагает исключить продукцию с заменителями молочного жира из техрегламента ЕАЭС:
"Беларусь вышла с предложением по дальнейшему совершенствованию механизма технических регламентов на молоко и молокопродукты и предлагает полностью исключить продукцию с заменителями молочного жира из этого техрегламента, чтобы это было чистое молоко, - сказал Богданов. - Пускай на нас не обижаются наши коллеги, которые занимаются производством пальмового масла и его поставками". По его словам, "Это позиция, от которой Минск не откажется". Богданов подчеркнул, что "Использование заменителей молочного жира существенно удешевляет производство молочной продукции, однако от этого страдают и потребители, и производители сырого молока, и те предприятия, которые делают качественные молочные продукты".
Вот только как это соотносится с нормами ВТО и где в РФ он нашел мощных союзников (в России, которая всего за 5 лет 3,7 млн тн молочки импортозаместила, в пересчете на сырое молоко, и которая будет дешевле белорусской, о чем не скрывая пишут россияне), - мне совершенно не понятно. Но столбить рынок качеством - это, несомненно, актуально. Кстати, я в СМИ не нашел позиции Минсельхозпрода по
вступлению РБ в ВТО. А было бы интересно ее узреть. В т.ч. и послушать контр-доводы, касаемо примера, который я привел
в предыдущей заметке (как в странах Африки, участниках ВТО, включая мощнейшую ЮАР, была угроблена своя молочная промышленность, когда туда пришли евромолочники, размахивавшие нормами ВТО, со своими дешевыми продуктами).
Азия? Это про Китай опять Богданов (поскольку про достижения прод.экспорта РБ в иные страны этого региона, не говоря про Океанию, информации ноль)? Да, достижения есть: в 2015-м году 15 предприятий было аккредитовано, сейчас - 58. На целых 82,4 млн долларов за год товаров поставили.
Это и есть "со скоростью истребителя"? Это какого ж века истребитель выпуска, не 19-го ли? На архисложный рынок ЕС поставили товава на 233,5 млн долларов, но к особым достижение это Богданов не относит и в приоритетности видит евро-рынок на последнем месте, наравне с Африкой...
А вот рынок СНГ (России, разумеется, ибо ёмкость или доступность, как в Казахстан, в остальных странах оставляет желать лучшего) опять - главный приоритет. Рынок, с которого Беларусь активно выталкивают, что понимает и о чем сам же и говорит в интервью Богданов, - кстати, это единственное место в беседе, когда он с цифр о стоимости поставок переключается на не менее значимый показатель - объём (в РФ - 79% от общего объема поставок за 2018-й год со снижением доли на 6,3%, против 2017-го).
И тут для меня так и остается загадкой: почему Минсельхозпрод РБ, видя и понимая сколько чего РФ импортозаместила за 5 лет контр-санкций, что не ровён час в России следом за нефтяным пройдёт и какой-нибудь "мясо-молочный манёвр", - значимо "перекроют кислород" и "союзной" РБ по импорту молочной продукции (да и мясной, пожалуй), что это может случиться и весьма внезапно (и там плевали на всякие "союзные балансы", подключат Данкверта - и в путь), ничего реально не предринимает, а?
Где он, "запасной аэродром" белорусской молочки, ежели Россия Беларусь окончательно "к стенке припрёт" своим импортозамещением молока?
Или он есть, такой громадный "запасной аэродром белорусского прод. и с.х. экспорта" (что на него враз все 5 млн. тн молока, идущие сейчас в Россию по году сбросить можно), но он такой секретный, что никто даже намекнуть о нём не смеет, да?