Продолжаю про форсайты методологов и ВШЭ. Знакомимся: И.Д.Фрумин и Ко., "неметодологи".

Dec 16, 2012 20:30

В предыдущем тексте Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ.  я, помимо освещения роли ВШЭ (с санкции МинОбрНауки) как регионального международного центра форсайт-технологий ЮНИДО ООН,  коснулся того занятного факта, что в Высшей Школе Экономики ещё с 90-х отмечается значительная концентрация лиц из круга, так или иначе связанных с "методологическим кружком" Г.П.Щедровицкого (т.наз. методологов).
И даже приводил ссылку-цитату на текст печально знаменитого форсайтом "Детство-2030" Сергея Попова (тоже до недавнего времени подвизавшегося в ВШЭ),
где он рассуждает о судьбах методологов и методологического движения в РФ, об особенностях их самопозиционирования в российском обществе (разные группы открытости и отношения к "простолюдинам", - в терм.Попова), о привнесении новых тенденций с Запада  и проч. проч. И даже упоминал, что методолог Попов не только презентовал форсайт "Детство-2030" в ВШЭ, но и обсуждал его там в дальнейшем на семинарах, где участвовал наш нынешний герой.
Сюрприз-сюрприз (будет в конце текста).



Пока знакомимся:
В реформе российского образования главный международный партнёр - Всемирный Банк.
Вот его нынешний замечательный представитель (в профильной миссии ВБ в РФ с 1999 г.),
ес-но профессор Высшей Школы Экономики и Научный руководитель головной организации, ответственной за реформы образования РФ:
http://iro.hse.ru/
http://www.hse.ru/org/persons/372992
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель
Учёное звание:
Профессор
Образование, учёные степени
Доктор наук: Российский государственный педагогический университет (год защиты: 2001, специальность: 13.00.00 Педагогические науки)
Кандидат наук: Latvijas Universitāte (год защиты: 1990, специальность: 13.00.00 Педагогические науки)
Специалитет: Красноярский государственный университет (год окончания: 1979, факультет: Математический, специальность: Математика)
Достижения и поощрения
Орден Дружбы (апрель 2012)
Благодарность Высшей школы экономики (апрель 2012)
Дважды лауреат Премии правительства Российской федерации в области образования 2003, 2009 гг.
Заслуженный учитель Российской Федерации (1997)
Профессиональный опыт
С 2012 Научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики"
С 2004 Заместитель главного редактора ежеквартального научно-образовательного журнала «Вопросы образования»
http://www.vo.hse.ru/default.aspx?catid=228
2006-2011 Научный руководитель Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" (по совместительству)
2002-2006 Профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (по совместительству)
1999-2012 Ведущий специалист по образованию Московского представительства Всемирного банка
1994-1999 Директор института экспериментальной педагогики Сибирского отделения РАО (по совместительству)
1990-1999 Доцент, заведующий кафедрой общей педагогики. Красноярский государственый университет (по совместительству)
1987-1999 Директор Красноярской экспериментальной школы "Универс" (основная работа)
Полномочия, функционал
мониторинг деятельности Дирекции программы развития и структурных подразделений международного блока;
руководство экспертно-аналитической деятельностью НИУ ВШЭ в области образования;
консультирование органов управления и руководителей структурных подразделений по вопросам международной деятельности и стратегического развития НИУ ВШЭ.

"Обложка на люди", свежее интервью:
22.08.12. Исак Фрумин: Я понимаю корни ностальгии по советскому образованию, но ее объем меня поражает.

А это - для души, "неметодологическое":
Фрумин И.Д. для Научного фонда им. Г.П.Щедровицкого
Для меня всегда были значимы дискуссии по проблемам образования и развития, прежде всего в оппозиции к естественным процессам. И когда после окончания математического факультета Красноярского государственного университета, срочной службы в армии и аспирантуры в Институте им. Стеклова (Москва) я, работая в образовательной сфере и занимаясь математикой, попал на одну из ОД игр (в Литве, 1985 г.), проживание этого опыта открыло передо мной новые перспективы. Достаточно серьезно размышлять и даже организационно действовать в области образования я, конечно, начал раньше, еще до аспирантуры, участвуя в работе Красноярской краевой летней школы при университете. Но после этой игры я начал посещать методологические семинары, которые проводил Г.П. Щедровицкий и с тех пор участвую в жизни методологического сообщества.
Мы проводили своей группой (А.М. Аронов, В.А. Болотов, Б.И. Хасан и др.) семинары и игры в области образования, современной культуры, политики и управления (а я, приезжая в Москву, старался не пропускать семинары Георгия Петровича).
Кроме того, мы часто проводили игры и семинары, посвященные развитию и проектированию инновационных форм в системе образования. (Борис Хасан назвал их интенсивными проблемными семинарами.)
Участвовал я и в играх С.В. Попова и П.Г. Щедровицкого по проектированию образовательных институтов, где я уже работал, в том числе психолого-педагогического факультета Красноярского университета, Экспериментальной базовой школы № 106 (сейчас - гимназия «Универс»), летних школ и т.д. ОД игры, на которых проектировался Психолого-педагогический факультет, стали затем частью образовательного процесса на этом факультете, в них участвовали практически все преподаватели и студенты, и я в том числе. Большую роль в формировании общей идеологии и методологических подходов к образованию сыграли игры и в школе (БЭСШ  № 106), которой я в то время руководил.

Методологом себя не считаю, а некоторые умения и сомнения использую. Скорее даже, не умения, а привычки.

Что касается целей СМД методологии, то у меня было несколько версий на этот счет. В романтический период (примерно 1984-90 гг.) я считал, что методологи стремятся создать Касталию и запустить «Паломничество в Страну Востока». Сейчас думаю, что реальной претензией было формирование некоторой новой культуры. Она частично реализовалась.

Доктор педагогических наук, профессор Российско-Британского поствузовского университета «Московская высшая школа социальных и экономических наук»; продолжаю трудиться в сфере образования, работая в Московском представительстве Всемирного Банка.
-----------------------------------

Такой вот "неметодолог" наш герой (Исак Давидович).

А вот, кстати, упомянутый в эссе Исака Давидовича Борис Иосифович Хасан рассказывает о своём нелёгком пути методолога, о целях и задачах, которые ставит теперь:
"...Думаю, что в конце 80-х наша красноярская группа, в которую входили преподаватели университета Виктор Болотов, Исаак Фрумин, Александр Аронов, сотрудник академического научного центра Александр Горбань и другие коллеги, была одной из наиболее заметных в сообществе, которое постоянно наращивалось вокруг ГП и его соратников. Мы активно эксплуатировали игры для решения проблем высшего образования, а затем и для образования вообще...."
Он, разумеется, сотрудник Высшей Школы Экономики, доцент, гранты и исследовательские проекты которого:
Форсайт высшего образования России до 2030 г,
Мониторинг индивидуального прогресса в обучении,
Образовательная инициатива на Северном Кавказе.
Неужели не слышали? Поинтересуйтесь!

А вот и с сайта ЦСИИР (Для Сибирского федерального университета Форсайт является одним из важных направлений исследовательской и проектной деятельности. Курирует данное направление Центр стратегических исследований и разработок СФУ.)  об Исаке Давидовиче Фрумине и отдельно, и в разделе "эксперты" (принимающие участие в проектах Центра стратегических исследований и разработок, а также эксперты, являющиеся участниками Сибирского экспертного клуба). Ну и, конечно, с Исаком Давидовичем в ряду экспертов там соседствуют и упомяутые в эссе Борис Иосифович Хасан, и Александр Моисеевич Аронов. Да и не только они.
Вот с ними всеми бок-о-бок Ковалёва Татьяна Михайловна. Конечно же "неметодолог", причём заслуженный.
Иль тот же Реморенко Игорь Михайлович тут. Да, тот, что с 2011 г. зам.министра образования (а в министерстве при чинах с 2004-го) здесь присутствует .
О нём, кстати, небезызвестный Александр Изотович Адамский в интервью отдаёт им должное: "...- Почему вас так тянет в Красноярск и чем наш край так уж примечателен? - Все началось с середины 80-х, когда здесь начались процессы вокруг группы людей - это Фрумин, Болотов, Хасан, Васильев, Аронов. Возможно, это связано с людьми. Многие, в том числе Фрумин, Болотов, Реморенко - уехали из региона. Идея должна перерастать в проект, а проект в институт, иначе все вырождается...."
------------------------------------------------------------

Да, разумеется, широко известный всем, кто интересовался реформами образования в РФ, безвременно ушедший бывший Директор Центра развития общего образования ГУ-ВШЭ, а, также,  основатель Московской вальдорфской школы (1992-2005), советник министра образования РФ (2001-2003), создатель Московского ансамбля идишской песни «Дона» (2004), 
Пинский Анатолий Аркадьевич (1956-2006) ,
конечно, тоже "неметодолог"  с 70-х (о чём свидетельствует всё тот же фонд Г.П.Щедровицкого, правда отмечая, что Пинский был "неметодолог"-реформатор и, разойдясь с семинаром Щедровицкого в 1986 году, "гулял сам по себе").

------------------------------------------------------------

А на фамилию Болотов, упомянутую в эссе и у Фрумина, обратили внимание?
Это, что называется, "на закуску".
Да, это тот самый Болотов, который безотрывно стоит у реформ образования РФ аж с 1992 года,
и тот, который даже в Википедии:
Болотов Виктор Александрович - вице-президент Российской академии образования (в наст.вр.), бывший заместитель министра образования РФ с 1992 г., бывший руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по 2008 г. Эксперт в области образования таких международных организаций, как ОЭСР, ЮНЕСКО, программы развития ООН.
и, между прочим, ещё и тот Болотов, который в том же, что и Исак Давидович, Институте образования НИУ "Высшая школа экономики", в подразделении Центр мониторинга качества образования. Научный руководитель.

А, самое главное, вот это какой Болотов:
Болотов В.А. для Научного фонда им. Г.П.Щедровицкого
Мое знакомство с игровым движением началось с участия в игре, которую вели Сергей Попов и Петр Щедровицкий под Красноярском в 1983 г.. К этому времени я был вполне успешным и состоявшимся доцентом Красноярского университета, членом университетского парткома.

Вслед за первой я участвовал в других играх под руководством С. Попова, П. Щедровицкого, Ю. Громыко. Фактически на каждой из них происходила проблематизация и переосмысление моих практик, в которых до того «всё было хорошо». Для начала мне пришлось преодолевать снобизм «чистого математика», для которого математика была некой самоценностью, занятия ею и преподавание - лучшими занятиями в мире, а математическое мышление - единственным способом мышления. Затем преодолевались стереотипы и штампы члена КПСС, знающего, что он живет в «правильной» стране и исповедует «правильную» идеологию. Следующим шагом была рефлексия и переосмысление практики Красноярской летней школы для одаренных детей, где талантливые физики и математики занимались строительством маленькой Касталии - вполне успешно и вполне безответственно.

Параллельно играм я слушал лекции Георгия Петровича и других членов ММК в Красноярском университете. В результате совершенно по-другому были прочитаны книги Пойя, Ортеги-и-Гассета, Лакатоса, Колингвуда, Мамардашвили, Гессе. В околоигровой среде открыл для себя Кастанеду.

Среди всех игр больше всего мне дала И-50 «Развитие краевых общественных систем и их научно-методическое обеспечение» (1985 г.), которую вел ГП в Красноярском университете. Именно на ней фактически сформировались смыслы, которые стали для меня базовыми в профессиональной деятельности, и следующие несколько лет мы с коллегами (Б.И. Хасаном, И.Д. Фруминым, А.М. Ароновым, Г.З. Асиньяровым, В.Г. Васильевым, Т.В. Окладниковой и многими другими) строили в нашем университете новый тип психолого-педагогического факультета. Для чего одновременно пришлось осваивать тексты Э.В. Ильенкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже, К. Роджерса, А. Анастази и др.

Ряд схем и техник, которые я освоил в игровой практике и на методологических семинарах, позволяют мне уже пятый год заниматься одним из самых сложных проектов модернизации российского образования - введением единого государственного экзамена.

В настоящее время я - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, член-корреспондент Российской академии образования, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук.

В дополнение ссылки (методологи и образование):

Буровский А. Чиновничья грация в «апробации новации» // «Сибирская семейная газета», спец. выпуск 1999 г.
ЕГЭ!?! Кто твой автор? Часть 1
ЕГЭ!?! Кто твой автор? Часть 2
=================================================================================

И это лишь один из множества штришков к картинке.
Даже и не знаю, что ещё написать:

Что "могучая кучка" субъектов, повредившаяся умом на игропрактиках Щедровицкого и Попова, с начала 90-х стоит у руля реформ российского образования?

Что они и весь процесс как игру (форсайт, как вариант и модный тренд) рассматривают?

Что они всех непосвящённых (профанов и простолюдинов, в терм. Попова) лишь как игровые фигурки рассматривают, почему и не услышат никогда, как с тем же ЕГЭ?

Вряд ли кто-либо поверит в такие глупости. Или в такие:

"....Образовательный проект был приоритетным проектом для ММК. Г.П. называл его "проектом длинного лага для людей длинной воли".  Сам Г.П. "сгорел" в этих разработках, "аксакалы" не смогли перестроиться, и ушли, а неофиты с трудом входили в команду, где дисциплина была жестче, чем у иезуитов, а нагрузки как у претендентов в олимпийскую сборную.

Обсуждалась новая модель человека: на смену модели свободный "индивид-личность" (ведущую свое происхождение от эпохи Возрождения) должен был прийти "искусственно-технический" человек или "индивид мыслящий", способный свободно чувствовать себя в окружении современных "больших организационно-технических систем" и глобальных инфраструктур.

Для выращивания нового человека требовалось спроектировать новые системы права, подготовки и образования, соответствующие условиям непрерывно меняющихся ситуаций нашей жизни...."

=================================================================================

P.S. Чуть забегая вперёд, - меня спросили о "зловещей самостоятельной фигуре" бывшего министра Фурсенко.
А что Фурсенко? Такая же фигурка на игровой доске, не более.
И к Фурсенко был приставлен персональный методолог, даже более юный, чем к другим (а про "маячивших" там же  Болотова и Реморенко я упоминал выше).
Вот, месье сам рассказывает. Как на духу.

И про свою учёбу:
"... визит-профессорами читали курсы лекций Петр Щедровицкий, Сергей Попов, Вячеслав Глазычев, Олег Генисаретский, Олег Алексеев, Павел Мрдуляш и… опять я сильно рискую не упомянуть всех. Это был такой «плавильный котел» с очень высокой концентрацией игр, семинаров, дискуссий. Можно в шутку сказать, что это было учебное заведение при «команде методологов»..."

И про работу в Москве, в т.ч. при Фурсенко:
"...В 2002 году и я (по рекомендации А. Реуса) переместился из Тольятти в Москву, став проректором Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, где начал активно применять тот опыт, который мы накопили в ТАУ.
Так как сфера моих работ находилась в образовании, то я стал втягиваться в разные ситуации, связанные с изменениями всей системы российского образования. Сначала в т.н. комиссию И.И. Шувалова (администрация Президента), а после смены состава Правительства - непосредственно в министерство науки и образования советником Министра - А.А. Фурсенко. Со средины 2004 г. я непосредственно руководил группой, которая готовила соответствующий документ Правительства, посвященный реформе образования в РФ. Именно эта работа потребовала тех представлений и инструментов, которые разрабатывались в СМД подходе.
С осени 2005 г. я возглавил экспертную группу, которая разрабатывает инициативу в сфере образования Российской Федерации в рамках председательства России в Большой Восьмерке. Инициатива должна носить глобальный характер и удовлетворять сложной совокупности условий. Я полагаю, что опыт международной коммуникации, необходимость обеспечения понимания своей позиции были бы безуспешны, если бы за этим не стоял инструментарий схематизации, тот набор различений и смыслов, разработанный «гигантами, на плечах которых мы стоим»...".
Ну и т.д.
Знакомимся: ректор бизнес-школы "Сколково" с 2006 года,
"неметодолог" новой волны Волков Андрей Евгеньевич,
выпускник ТАУ  (Тольяттинской академии управления), являющейся производной ещё одного проекта методологов, - СМЛ (сеть методологических лабораторий), реализованных А.Зинченко, совместно с В.Никитиным, Н.Андрейченко, В.Волковым и др.

Но, это если говорить и "министерском" уровне.
А, если брать "немного повыше", то надо бы сказать, что Фурсенко Андрей Николаевич ещё и числится Председателем Научного Совета ЦСР «Северо-Запад» (Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»), весомого не только своими партнёрами (МинОбразРФ в т.ч., ес-но, и далеко не самый значительный), но и своим Председателем Правления, - это Ковальчук Юрий Валентинович (Председатель Консультативного Совета Акционеров Акционерного банка «РОССИЯ» и не только; брат которого, Ковальчук Михаил Валентинович - Директор РНЦ «Курчатовский институт», д.ф.-м.н., профессор, член-корреспондент РАН, кстати говоря, как я уже акцентировал в предыдущем тексте входит в Редакционный Совет журнала "ФОРСАЙТ" НИУ-ВШЭ).
Так вот, авторитетным членом Правления ЦСР «Северо-Запад» является Щедровицкий Петр Георгиевич, теперь не только методолог (и продолжатель дела отца - Г.П.Щедровицкого как Президент Института развития им. Г. П. Щедровицкого и зачинатель Школы Культурной Политики, ШКП),
но и уже облечен иными чинами и званиями, такими, как, например: Член Экспертного совета при Правительстве РФ, Советник Генерального директора ГК «Росатом»,  И. О. заместителя директора Института философии РАН по научной работе и т.д. И сфера образования, надо сказать, исходя из текущих публикаций, не выходит из орбиты его интересов и по сей день.

мораль, РФ, дети, логика, людены, образование, ВШЭ, модернизация

Previous post Next post
Up