Коллектив Степана Сулакшина (
того, который бурно отметился в депутатстве в 80-е - 90-е, а нынче Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования) выпустил на редкость обстоятельный аналитический доклад:
Сулакшин С.С., Деева М.В., Бачурина Д.В., Бобров Е.В., Куропаткина О.В., Нетесова М.С., Репин И.В. Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России. М.: Научный эксперт, 2012. - 144 с. , который крайне полезно почитать уже потому, что помимо великолепного ссылочного материала, на котором и построена грамотная аналитика, Сулакшин, как всегда прекрасно формулирует цели и задачи работы. А правильно поставленный вопрос, как правило, это уже не менее половины ответа.
Оттуда: "...Словосочетание «ювенальная юстиция» вроде бы знакомо каждому, оно на слуху. Но даже само понятие «ювенальная юстиция» нуждается в углубленном осмыслении.
Зачастую ученые, эксперты, представители власти, рассуждая за одним столом о ювенальной юстиции, имеют в виду совершенно разные вещи и не могут понять друг друга.
И если сторонники введения ювенальной юстиции в России акцентируют несовершенство системы реабилитации малолетних жертв преступлений и защиты юных преступников, то противники ювенальной юстиции обеспокоены изъятием детей из семей и разрушением самого института семьи.
Как связаны эти вещи?
Как все они умещаются под зонтиком ювенальной юстиции?
Иногда именно терминологическая путаница приводит к тому, что стороны никак не могут договориться и предмет спора кажется неразрешимым, хотя по сути все говорят об одном и том же.
А ведь для плодотворной дискуссии следовало бы для начала разобраться в терминах.
Такая попытка в данном исследовании предпринята.
Без понятийной определенности, даже при наличии огромного числа как сторонников, так и противников введения ювенальной юстиции в России, часто непонятно, кто за что выступает, а кто против чего протестует...."
Не буду комментировать выводы коллектива Сулакшина, но, на мой взгляд, уже нужно говорить не о юстиции а о том, что в СССР было принято называть "охрана материнства и детства", включая социальное обеспечение этого института. Сиречь говорить о семейной политике и семейном праве, как отечественной альтернативе западной ювенальной системы (системы ювенальных технологий и институтов, одним из которых и является пресловутая ювенальная юстиция, другим - социальный патронат, третим - спец.омбудсмен... ну и т.д.), не упираясь в частности, пока не поздно. А, может, уже и поздно. Поясняю: другие уже говорят; да и не только говорят.
В мае сего года состоялась одна знаковая встреча, запустившая серию процессов:
Рабочая встреча Президента РФ с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко
28 мая 2012 года, Московская область, Ново-Огарёво По факту которой появился этот документ:
Подписан Указ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы
2 июня 2012 года (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы") Которым утверждалась эта стратегия:
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ Был образован орган управления:
11 сентября 2012 года Образован Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1274
"О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы") А Правительство РФ утвердило план конкретных мероприятий:
Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. №1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"(Справка к Распоряжению от 15 октября 2012 года №1916-р
Распоряжение подготовлено во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (подпункт «а» пункта 3 Указа).
План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы содержит 79 мероприятий...)
О чём же говорила В.Матвиенко В.Путину, прося дать старт всем этим процессам?
А вот о чём:
"...На встрече с советом палаты в ноябре прошлого года мы с Вами обсуждали необходимость создания национальной стратегии в интересах детей. Совет Европы очень настоятельно рекомендует принятие таких стратегий, и, в общем-то, в большинстве стран они есть. Мы: Совет Федерации, Государственная Дума с участием широкого круга общественных, неправительственных организаций, экспертов и специалистов в этой сфере - такую стратегию разработали, она прошла парламентские слушания. В парламентских слушаниях принимал участие Генеральный секретарь Совета Европы, который очень высоко отозвался об этой концепции. Это уже такой новый современный язык, с учётом анализа ситуации предложения по тому, что и как нужно делать (это уже сформировано в документе)...."
Кто же работал над "Национальной стратегией", кто ее обсуждал и о ком говорила Матвиенко Путину как о экспертах и специалистах, снискавших похвалу Генерального секретаря Совета Европы?
А вот кто:
Предложения НКО вошли в Национальную стратегию действий в интересах защиты детей
МОСКВА | 04.06.2012Над проектом документа работал коллектив экспертов, рассказал корреспонденту Агентства социальной информации исполнительной директор Благотворительного центра "Соучастие в судьбе" Алексей Головань, координировавший эту работу.
В частности, директор Межрегионального НИИ профессиональных компетенций Столичной финансово-гуманитарной академии Галина Семья,
президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков,
член Общественного совета города Москвы Нодар Хананашвили,
директор РООИ "Перспектива" Денис Роза,
президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова,
главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына и др.
Практически все предложения НКО вошли в документ, подписанный президентом, подчеркнул А. Головань.
Свое видение стратегии изложили все субъекты РФ, профильные министерства (порядка 20 ведомств), Общественная палата РФ, Следственный комитет, Генпрокуратура и Верховный суд РФ.
Кроме того, в марте в Совете Федерации прошли парламентские слушания о концепции стратегии, в которых принимали участие министры Татьяна Голикова, Рашид Нургалиев, Андрей Фурсенко и представители НКО.
И в чём главные задачи, в чём приоритеты стратегии, на взгляд разработчиков?
А вот, к примеру, в чём:
Г. Семья: "Важно "гармонизировать" Национальную стратегию действий в интересах детей с другими документами" МОСКВА | 09.06.2012В Совете Федерации РФ 8 июня прошла пресс-конференция, посвященная принятию Национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 годы.
"Смысл стратегии состоит в том, чтобы обеспечить выполнение РФ обязательств по Конвенции ООН о правах ребенка.", - заметил Алексей Головань.
Очень важно "гармонизировать" стратегию с другими документами, считает директор Межрегионального НИИ профессиональных компетенций Столичной финансово-гуманитарной академии, д.п.н. Галина Семья.
Ну и т.д. О Стратегии, кстати, уже писалось, в частности
НП "Родительский Комитет".
Я лишь динамику процессов показываю.
И подчеркиваю ещё раз: все эти законы "о соц.патронате", "об образовании", "об уполномоченном по правам ребенка" и т.д. - лишь частности этой "Национальной стратегии" (и именно в кавычках).
Они все плохи не текстуально, а концептуально.
Равно как и плоха не текстуально, а концептуально сама Стратегия, смысл которой можно выразить одной фразой: замена российских норм на нормы, диктуемые Советом Европы.
Равно как и плоха вся команда, реализующая эту стратегию и жаждущая всё "гармонизировать", вне зависимости от умонастроений в обществе (гляньте и на состав Координационного совета, утвержденного Указом № 1274).
Друзья, я очень хочу услышать и понять Ваши мнения вот в связи с чем:
Матвиенко собрала кучку самозванцев, громко поименовав их экспертами и специалистами.
Они и написюкали текст, назвав его "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017",
позвали не менее крутых "знатоков" Голикову, Фурсенко и Нургалиева,
с которыми провели келейные обсуждения под патронатом комиссарши из Совета Европы,
оставив общественность в неведении что писали и о чём толковали,
а потом Путин "подмахнул" эту самопальную бумажку от непойми кого.
Ему ж сказали, что вся общественность страны...
Ну и такой же "авторитетный", как эксперты-келейщики, Координационный Совет собрали,
и Медведев уже тут-как-тут со своими 79-ю первоочередными мероприятиями.
Так вот:
Почему молчат реальные НКО, общественные движения и родительские организации, не спрашивают, что это за "спецы" и кто их специалистами считает, кроме Матвиенко и комиссарши из СЕ?
Где Суть Времени, АРКС, Народный Собор, ДЗД, Родительское Собрание и многие, многие другие, которым к лицу от имени гражданского общества задать эти справедливые вопросы?
Мне не понятно.
Я не функционер-общественник, но как простому здравому человеку, мне очевидно, что не протесты против законов ИЗНАЧАЛЬНО должны были звучать,
а, для начала, вопросы властям:
1. кто и зачем уполномачивал всех этих самозванцев-келейщиков на то, что гражданское общество от них не желает видеть (да и всех "этих" не желает)?
2. Почему власть считает, что вся эта доморощеная стратегия (тем более в исполнении неуважаемых обществом полуподпольных организаторов) нужна россиянам?