Наиболее успешными действиями на море (да и вообще за всю войну) у итальянцев были атаки торпедных катеров MAS, нанёсшие самые тяжёлые потери австрийскому флоту: потопившие 9 декабря 1917 г. линейный корабль 3-го класса "Вена"; 10 июня 1918 г. дредноут "Сент-Иштван" ("Св. Стефан") и 1 ноября того же года - уже, правда, югославский, а не австрийский - дредноут "Viribus Unitis". И тут возникает закономерный вопрос: пытались ли австрийцы создать нечто аналогичное итальянским катерам? Ответ, конечно - да (и даже нечто получше).
Versuchsgleitboot на испытаниях в феврале 1916 г.
Капитан-лейтенант Дагоберт Мюллер фон Томамюль - Dagobert Müller von Thomamühl (24 июля 1880 г. - 10 января 1956 г).
Изобретателем уникального для своего времени корабля стал капитан-лейтенант Дагоберт Мюллер фон Томамюль. Это был проект катера нового типа, получившего спустя десятилетия название "судно на воздушной подушке".
Дагоберт Мюллер фон Томамюль был сыном главного судостроителя австро-венгерского флота - контр-адмирала Венцеля Мюллера фон Томамюля (1841-1910). Он окончил в 1899 г. Морскую академию в Фиуме, был первым руководителем им же организованной Водолазной школы в Поле (он разработал водолазный костюм позволявший достичь рекордной в то время глубины 64м и сам совершал в нём спуски под воду). С началом войны - командовал миноносцем "60 Т". 26 марта 1915 г. фон Томамюль представил Морскому тех. комитету Адмиралтейства своё "Исследование о строительстве глиссера большой скорости".
Эскиз Versuchsgleitboot.
Versuchsgleitboot в ангаре (вид с кормы).
Versuchsgleitboot представлял собой открытую сверху лодку, которая в продольном разрезе напоминало сечение авиационного крыла, а в плане - прямоугольник. Длина корпуса составляла 16,15м, ширина - 8,08м, высота - 1,75м, осадка - 0,37м. Водоизмещение катера должно было составить ок. 12,25т. Силовая установка состояла из четырех авиационных двигателей Austro-Daimler мощностью в 65 л.с., которые попарно приводили в движение два вала, оканч. двумя винтами под кормой. Лодка была оснащена двумя рулями (передним и кормовым), что должно было облегчить управление. В состав вооружения вошли две 350-мм торпеды Уайтхеда типа "С". Торпеды размещались в контейнерах в кормовой части судна, и должны были запускаться сжатым воздухом со скоростью 7 м/с в направлении, обратном движению. Глиссер играл роль малого торпедного катера, который должен был приблизиться к цели, развернуться к ней кормой и пустить торпеды, после чего скрыться на большой скорости. За рубкой устанавливался пулемет Schwarzlose M07/12 калибра 8 мм с боезапасом в 500 патронов. Позже в кормовой части было оборудовано устройство для размещения и сбрасывания 3-х 6-ти кг глубинных бомб с установкой глубины взрыва на 5, 10 и 15 м.. Экипаж состоял из пяти человек, лодка должна была нести 600 кг бензина, которого должно было хватить на 120 км при максимальной скорости 30 узлов. Какая-либо защита отсутствовала, надежда у команды была лишь на спасительную скорость.
Versuchsgleitboot на испытаниях в гавани Полы. Скорость - 15 узлов.
Versuchsgleitboot на испытаниях в гавани Полы. Скорость - 17 узлов.
Испытания начались в октябре 1915 года в акватории Полы и продолжались почти год. С постройкой глиссера австрийские строители справились быстро - от момента закладки прошло менее 4-х месяцев. Однако во время испытаний было обнаружено множество недостатков, не проявлявших себя на стадиях проектирования и строительства (например, большой проблемой был шум двигателей - противник по звуку мог узнать о приближении угрозы за пару десятков километров даже в ночное время). В целом, катер превосходил по скорости своих итальянских конкурентов, уже показавших себя в деле. Однако общая недовершенность системы и явная невозможность быстрой поставки производства Versuchsgleitboot "на поток" (к тому времени итальянцы ввели в строй уже десятки катеров и продолжали расширять производство) поставили на дальнейшем развитии проекта крест. Австро-венгерский флот прекратил испытания глиссера и переключился на разработку др. видов оружия в т.ч. и из-за необходимости экономить деньги (а испытатели и так превысили отпущенную им на расходы сумму в неск. раз), и потому что во время войны трудно было получать авиационные двигатели, и ещё по целому ряду причин.
Однако помимо Versuchsgleitboot'а австрийские инженеры разрабатывали и другие модели судов, относящихся к классу моторных торпедных катеров. В последние годы войны в Пуле и Триесте было построено 14 торпедных катеров различных типов, но только два из них - инженеров Эккерта фон Лабина (Eckerta von Labina) и Макса Сомбатя (Max Szombathy) - стали наиболее быстрыми и эффективными в австро-венгерских ВМФ. Тем не менее, больше ни один флот, кроме австро-венгерского с его Versuchsgleitboot, в течении следующих 50 лет не обращался к идее глиссера на воздушной подушке.
Под конец вернёмся к судьбе Дагоберта Мюллера фон Томамюля. После окончания испытаний своего проекта он был назначен командиром миноносца 93F и закончил войну в звании капитана 3 ранга. После гибели Империи он получил гражданство Чехословакии (т.к. был судетским немцем), но работал и проживал в вольном городе Фиуме (в 1924 г. аннексирован Италией), где был представителем югославских ВМС при известных фирмах "Уайтхед", "Армстронг", "Горман". В 1924 году Мюллер совместно с профессором Тиррингом запатентовал изобретение светового клапана и занимался внедрением его в систему югославского контроля за судоходством. После немецкой оккупации Судетской области он принял гражданство Рейха. В конце Второй мировой войны в качестве потерявшего имущество изгнанника оказался в австрийском городе Клагенфурт, где и окончил свои дни. Согласно завещанию, был похоронен в Пуле.