Помимо прямых захватов территорий, Австро-Венгрия старалась извлечь выгоду из "коллективного империализма", т.е. из системы, основанной на переговорах и заключении договоров между европейскими державами.
В эпоху конца XIX - нач. XX в. считалось нормальным, что великие державы держат военные корабли в иностранных портах. Задачей этих кораблей была защита своих граждан, находящихся в данной стране, охрана посольств и консульств, а также "демонстрация флага". Поддержание великодержавного статуса и престижа страны требовало наличия в военно-морском флоте Австро-Венгрии современных крейсеров, способных выполнять подобные задачи. Проект строительства таких крейсеров был вотирован в 1895 г. по инициативе командующего военно-морским флотом Максимилиана Дублебски фон Штернека (Maximilian Daublebsky Freiherr von Sterneck zu Ehrenstein). В соответствии с этим проектом были спущены на воду три бронепалубных крейсера: "Зента" (Zenta), "Асперн" (Aspern) и "Сигетвар" (Szigetvar). Этот класс кораблей получил название по имени первого корабля - "Зенты". После смерти Штернека (в 1897 г.), строительство крейсеров было закончено в 1899 г. под руководством его преемника, Германа фон Спауна (Hermann von Spaun).
Корабль Императорских и Королевских ВМС (Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine) "Зента".
В 1899 г. в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней ("боксерское восстание"). Крейсеру "Зента", находившемуся в японских водах, было приказано войти в устье р. Пейхо. Тогда же в китайские воды был направлен бронированный крейсер "Императрица и королева Мария Терезия" (SMS Kaiserin und Königin Maria Theresia), вслед за которым последовал "собрат" "Зенты" - "Асперн" и крейсер "Императрица Елизавета" (SMS Kaiserin Elisabeth). Командиром сложившейся таким образом эскадры стал контр-адмирал граф Рудольф Монтекукколи (Rudolf Montecuccoli). Для защиты дипломатических представительств и граждан Австро-Венгрии с "Зенты" высадился отряд морской пехоты, направленный в Пекин, и прибывший туда 3 июня, одновременно с немецкими частями.
20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. На выручку осаждённым европейцам в Пекине и Тяньцзине был отправлен международный экспедиционный корпус, в состав которого входило ещё 500 моряков с четырёх австро-венгерских военных кораблей. Капитан крейсера "Зента" предоставил в распоряжение международных военных сил 7 пушек с орудийной прислугой. Корабли ВМФ А.-В. принимали участие в захвате фортов Таку. 14 июля международными силами был занят Тяньцзинь, а 24 августа - Пекин. В сражениях в районе Пекина был убит командир "Зенты", фрегатный капитан фон Томанн.
7 сентября 1901 года между Китаем и 11 державами, принявшими участие в подавлении Восстания ихэтуаней, было заключено соглашение, получившие название "Заключительный протокол". Китай выплатил контрибуцию и обязался отдать иностранцам в аренду новые территории. Одним из итогов договора стало создание на территории Китая сеттльментов - обособленных кварталов, пользующихся правом экстерриториальности и охранявшихся силами державы-арендатора. Полученный Австро-Венгрией сеттльмент в Тяньцзине составлял 170 акров (0,68 км²), что было чуть больше, чем у бельгийцев (89 акров) и итальянцев (126 акров), но меньше, чем у японцев (356 акров). Сеттльмент возглавлялся австро-венгерским консулом, на его территории действовали австрийские законы, находился австрийский военный гарнизон, официальным языком был немецкий, имелся свой суд, тюрьма, школа и больница, а населяющие сеттельмент китайцы не имели права владеть расположенной на его территории недвижимостью.
Европейские сеттльменты в Тяньцзине, 1912 г.
В самом начале первой мировой войны полученные Австро-Венгрией территории были заняты Японией, а после войны, в результате международного давления, были возвращены Китаю. Ныне единственным колониальным наследием дуалистической монархии является восстановленное в первоначальном виде здание офицерского клуба в Тяньцзине.
Также, Австро-Венгрия, как одна из европейских Великих держав, приняла участие в Берлинской международной конференции 1884 года по вопросу раздела Африки (нем. - Kongokonferenz, "конференция по Конго"). (По поводу "незримого присутствия" А.И. в Африке и Америке интересно почитать про талеры Марии-Терезии).
Берлинская конференция.
В феврале 1885 г. был подписала Генеральный акт конференции, провозглашавший главенство принципа эффективной оккупации, предусматривавшего при неспособности самостоятельно осваивать богатства той или иной колонии обязанность соответствующей метрополии допускать к хозяйствованию на её территории другие державы и их картели. Это формально открывало для Австро-Венгрии новые торговые возможности в Африке, но уменьшало вероятность основания собственных колоний на Чёрном континенте, т.к. требование сразу же их полноценно освоить было трудновыполнимым для империи (зато открывались широкие возможности для международных авантюристов, типа "Международной ассоциации для исследования и цивилизации Центральной Африки").
Наконец, правительство Австро-Венгрии активно участвовало в проектах раздела Оттоманской империи. В октябре 1908 г. А.-В. аннексирует Боснию и Герцеговину, оккупированную ещё в 1878 г., но формально ост. во владении турков. Статус у новой территории был фактически колониальным (т. к. население в осн. исповедовало ислам), в Боснии и Герцеговине не было органов местного самоуправления, а чиновников назначали из метрополии (немцев и венгров, новая территория стала австро-венгерским кондоминиумом). В 1913 г., в ходе второй Балканской войны в случае победы Болгарии, считавшейся союзницей Австро-Венгрии, к последней перешли бы юго-западные анатолийские территории.
Теперь можно кратко подвести итог всего ранее написанного. Есть несколько причин, по которым государство Габсбургов так и не обзавелось крупными заморскими владениями. Это, прежде всего, "сухопутный" характер империи. Долгое время у имперской ветви Габсбургов не было вообще своего флота ("имперский флот" появился только при Иосифе II, испанским же Габсбургам колониальная империя и флот достались вместе с Испанией, так сказать "в наследство"). К тому же, у империи были в наличии обширные малозаселённые и экономически неосвоенные территории, примыкающие непосредственно к метрополии (такими "внутренними колониями" были, например, Буковина или Босния и Герцеговина, этим Австрия напоминала Россию, которой незачем было "завоёвывать Америку" имея неосвоенную Сибирь). Не способствовали колониальным начинаниям и долговременные союзы с Великобританией (прежде всего против Франции), ради поддержания которых, Габсбурги часто жертвовали своими "заморскими" интересами (даже просто наличие сильного флота = плохие отношения с С.К.) и вообще, австрийские Габсбурги охотно жертвовали своими колониальными приобретениями ради какой-либо выгоды в Европе. Но всё-таки, колонии в классическом понимании (пусть и не большие, и зачастую, не продолжительное время) у Империи Габсбургов были. :-)