Dec 13, 2013 11:10
В последнее время среди возлюбленных во Христе братий идут споры о том, можно ли Православному Христианину любить своё земное Отечество. Сторонники «радикального уранополитства», насколько понимаю, говорят о том, что заповеди о любви к земному Отечеству Бог не давал и что у Христиан есть только одно Отечество - Небесное, его только и должно любить. Любовь же к земному Отечеству объявляется чуть ли не идолопоклонством.
Таким братиям разумно возражают другие, говоря о том, что если любовь к земному Отечеству не заслоняет собою любовь к Богу и просветлена верой, то ничего противохристианского в ней нет. Этой точки зрения придерживаюсь и я. Считаю, что христиански осмысленная любовь к Отечеству (назовём её также «патриотизмом», хотя это словцо как инородное мне не очень любо) является формой любви к Богу и ближним, то есть исполнения двух главнейших Христовых заповедей.
Чтобы достигнуть большей ясности, конечно, нужно иметь чёткое понятие о том, что есть земное Отечество (синонимы его для меня: родина, родная земля, держава наша, Богохранимая страна наша Российская, Россия, Русская Земля). Обратимся за примерами к церковным молитвам.
В тропаре преподобным старцам оптинским мы просим: «молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наша». Отсюда видим, что Отечество можно утвердить в Православии. Об этом же молитва в день Крещения Руси: «Благословен еси, Христе Боже наш, Землю Русскую Крещением просветивый». И много подобных молитв можно привести.
Разумеется, просветить крещением и утвердить в вере можно только людей, а не поля с лесами или баллистические ракеты. Таким образом, Отечество - это люди. Однако не все вообще люди, а только те, которые имеют единое самосознание, основанное на общности веры и истории, и происхождение.
Подчеркну, что единое самосознание является главным и необходимым признаком, а общность происхождения недостаточна. Петербургский градоначальник Владимир Фёдорович фон дер Лауниц или же наш современник Фазиль Ирзабеков имеют нерусское происхождение, однако их самосознание русское, они любят Россию, её историю, её святых. И наоборот: есть этнически русские люди, которые не осознают себя частью своего народа, своей истории, не являются Православными на деле. На таких понятие «Отечество» можно распространить чисто условно, по праву происхождения.
Таково моё общее понятие об Отечестве, и в любви к нему (то есть к людям, с которыми я имею общность исторического самосознания и/или происхождения) я ничего противохристианского не вижу.
Любовь к единоплеменникам может быть греховной, когда она обусловлена человеконенавистническими идеологиями мира сего, наподобие германского национал-социализма. Однако Христианин любит своё земное Отечество без превозношения над другими народами. Вспомните о святом Павле, который скорбел о своём родном Израиле и при этом стал апостолом языков.
Я люблю греков и американцев и не считаю себя ничем выше их. Однако моим домом, моей большой семьёй является Россия и русский Православный (по действительности или хотя бы по происхождению) народ. Понятно, что я желаю всяческих благ своим соседям по лестничной клетке, но, безусловно, я прежде всего забочусь о своей семье, о своих «домашних», по слову святого апостола Павла. В этом нет ничего греховного.
Не видели в этом ничего греховного и святые нашей Церкви: святители Филарет Московский, Феофан Затворник, Николай Японский. Царственных страстотерпцев мы ублажаем, ведь они «богоугодне России послужившия». Из кондака собору московских святых мы узнаём о величии града Москвы, который есть «отечество возлюбленное многим святым». В каноне собору новомучеников и исповедников Российских поём: «землю обетованную, отечество ваше земное, Русь Святую, в любви сохраняйте молитвами вашими».
Также считаю, что нет ничего греховного в определённой привязанности (любовь как «филия») к природному и культурному достоянию, которое дал нам Бог. Ведь народ существует не в безвоздушье и не как безплотные ангельские сущности, а в конкретном природном и культурном пространстве. Это наша земля, наши леса и поля, наши реки, это несчислимое богатство, данное Господом, о котором нам надлежит заботиться и беречь так же, как Бог поручил Адаму и Еве возделывать место их жительства - райский сад. Это наши храмы и святыни, которые нужно любить и беречь как Божьи дары нам недостойным.
Понятно, что я никогда не поставлю любовь к нашей природе или к храму Покрова на Нерли выше любви к Богу. Это несопоставимо. Но кто любит Бога, тот любит и бережёт то, что Бог даёт. Для меня это самоочевидно.
Мне кажется, что радикальное уранополитство - это крайность, происходящая от неосторожного обращения с Писанием и Преданием. Это как если прочитав слова Христа «отцем себе не называйте никого на земле» перестать своего папу называть и считать отцом (если ты не монах, конечно).
Во многих словах радикальных уранополитов видится какая-то ожесточённость, чрезмерная полемичность, превозношение над братиями. Да простит меня Бог и братия, если я ошибаюсь, но впечатление именно таково.
Радикалы пренебрегают свидетельствами многих святых, как бы превозносятся над «патриотами», и хотя не дерзают высказываться против, например, патриотов Патриарха Кирилла и святителя Филарета, однако из слов уранополитов-радикалов прямо выходит, что Патриарх Кирилл и святитель Филарет ошибаются. Равно как собор наших епископов, давший в «Основах социальной концепции РПЦ» христианское понимание патриотизма и служения земному Отечеству.
Таковы мои мысли. Прошу простить братий и сестёр, если ненароком обидел кого, ведь мало людей смиренных и совершенных в слове. Призрите на мои немощи и не спешите разводить воинственные словопрения.
Бог мира и любви да помилует всех нас и приведёт к вожделенному Небесному Отечеству!
Уранополитство,
Патриотизм