Цель войны - достижение доминирования, которого после распада СССР в 1991 достигли США. Но первенство надо отстаивать и защищать.
На Американском континенте создан относительный паритет в отношениях стран.
Уго Чавес и Кастро «ситуативные герои». Первый, несмотря на резкие высказывания и игры в национализацию промышленности, продолжает стабильно продавать США 85% всей добываемой в Венесуэле нефти. В отношении Кастро, США ждут его смерти, когда власть и харизма вождя перестанут удерживать народ от более близкого ознакомления с «западными материальными благами и культурными ценностями».
Таким образом, угроза лидерству США сконцентрирована в Евразии, где ЕС, Китай и, много меньше, Российская Федерация сохраняют потенциальную способность влиять на доминирующую роль Вашингтона. Первые промышленно-экономическим, а последняя - ресурсным потенциалами.
Военное превосходство США подавляюще. Чтобы его оспорить, у конкурентов недостаточны промышленно-экономическая и научная базы. И именно на этих направлениях разворачиваются превентивные «Финансово-экономические» и «Ресурсные войны». При этом последние ведутся как за контроль над стратегическими месторождениями, так и над путями их доставки основным потребителям. Остановимся на «Транзитных войнах», как менее освещенной в СМИ стороне мирового соперничества. Конкретнее - транзит углеводородных энергоресурсов по сухопутным транспортным коридорам.
На путях океанских и морских перевозок транзитная проблема преимущественно решена. Они под контролем US NAVY - нынешнего «хозяина океанов». Так что, самый большой остров - Евразия.
Общая стратегия.
Основной объект воздействия - ЕС как наиболее сильный и независимый конкурент США. Его уравновешивает Китай, дополнительный важный объект, требующий постоянного контроля. РФ - балансир, которым своей энергоресурсной политикой (в зависимости от расклада сил) в нужный момент усиливает или ослабляет ЕС в противостоянии Китаю.
В силу наличия многочисленных переменных факторов и обстоятельств, тактика Вашингтона в Евразии обязана быть сложной и одновременно гибкой. Гибкость достигается созданием в транзитных коридорах и их близких окрестностях универсальных многопрофильных инструментов. Это сеть подконтрольных Вашингтону стран, национальных или территориальных образований и международных организаций, позволяющих реализовать несколько задач. И эти субъекты уже созданы либо подготовлены.
Итак, «Транзитные войны» на Евразийском континенте и инструменты достижения их задач.
1. ЕВРОСОЮЗ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
Два соперника и одновременно вынужденных партнера. Соперники на нефтегазовом рынке. РФ выгодна монополизация поставок углеводородов странам ЕС по максимальным ценам, чему и пытается противостоять Европа. Партнеры в противостоянии чрезмерному промышленно-финансовому и геополитическому усилению Китая.
Любая диверсификация поставок энергоресурсов в ЕС усложняет его управляемость Вашингтоном. При этом источники диверсификации имеют азиатскую прописку: Азербайджан, Туркменистан, Иран и, с недавнего времени, Кипр (географически тоже Азия). Какими инструментами этому противостоит США?
А. ГУАМ
Не остров в Тихом океане, а Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ. Мертворожденное с первого взгляда политическое образование, созданное в 1997 году сначала как ГУУАМ - Грузией, Украиной, Узбекистаном (вышел в 2005 после волнений в Андижане, которые, по мнению Каримова, поддержали США), Азербайджаном и Молдовой. Что же объединило такие разные по укладу и географии страны. Надежда на большую любовь по расчету с США, как в части финансово-политической поддержки, так и в помощи решения территориальных конфликтов. Но у США свой расчет. ГУАМ - это в первую очередь, объединение стран, стоящих на пути возможного транзита азиатских нефти и газа в ЕС. Только поэтому ГУАМ существует до сих пор.
Выдержка из Википедии, без комментариев:
При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза (ГУАМ) было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) - Кавказ - Европа в обход территории России.
В целом, российские СМИ имеют тенденцию оценивать ГУАМ в качестве антироссийского блока, или «организации оранжевых наций», за спиной которой стоят США[1].
В 2009 президент Молдовы Воронин охарактеризовал ГУАМ как «нежизнеспособную и бесперспективную региональную организацию. Но это позиция Молдовы, которая стала меньше волноваться о Приднестровской проблеме после ослабления влияния РФ в ПМР и вступления Румынии в ЕС, НАТО.
Но для США актуальность ГУАМ остается высокой. Из Википедии:
Саммит ГУАМ 2006 года состоялся 22-23 мая в Киеве. В качестве гостей на саммит на Украину приглашены президенты Болгарии, Литвы, Польши и вице-президент Румынии. В ходе саммита страны-участницы подписали протокол о создании зоны свободной торговли. Кроме того были подписаны декларация о создании новой международной организации - «Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ» и ее устав. Были также озвучены планы создания топливно-энергетического совета, призванного скоординировать усилия по обеспечению энергетической безопасности стран-участниц.
А вот и результат, где транзиту ресурсов уделено должное внимание, и не только транзиту: «Совместное заявление ГУАМ-США» (
http://guam-organization.org/node/570)
Последние активные действия ГУАМ на политическом фронте вылились в жесткую критику лидеров стран-участников в отношении выборов президента Республики Беларусь и лично Лукашенко. Сложите с этим постоянное участие в работе организации Литвы и Польши, чтобы понять важность и универсальность ГУАМ для Вашингтона.
Таким образом, ГУАМ это не только контроль транзита и «мягкое» противодействие диверсификация поставок энергоресурсов в ЕС, это та «точка опоры», через которую будут «демократизировать» Белоруссию.
Прикрепленный Западом к личности президента Лукашенко титул «последнего диктатора Европы» - лишь манок для легковерных «борцов за демократию». На деле «демократизация» Белоруссии важна, прежде всего, как страны транзита российского газа локомотиву ЕС - Германии.
При чем, «картофельная революция» - это близкая перспектива. Завершатся очередные «выборы» президента РФ, и уже осенью 2012 можно параллельно с парламентскими выборами в Украине активно заняться Минском. Время покажет.
Б. Пятая колонна еврочиновников-космополитов и Польша.
ЕС это еще и штаб квартиры многочисленных международных организаций, в т.ч. НАТО и ряда важных структур ООН (Международный трибунал, МАГАТЭ). Здесь воспитывают космополитов. Такие космополиты попадают в руководство общеевропейских структур и там становятся «оружием Вашингтона. «Оружие», которое будет всегда висеть над «Северным», «Южным» и другими потоками. Дабы «Газпром» не возомнил, что своя прямая труба потребителю это победа над странами-транзитерами. Приведу лишь последний пример: Охота на «Газпром» (
http://news.mail.ru/politics/6935891/).
Цель логичная - ослабить влияние монополиста. Но благими намерениями, да под правильным чутким внешним руководством… Да и просто жадные чиновники всегда найдутся.
Польша - самая европейская среди американских союзников и самая американская в среде ЕС. На пути транзита российского газа в Германию. Считайте - дублер Белоруссии, пока в Минске «неправильное правительство». Недаром «Северный поток» проложен мимо Польши.
В. Турция
Набукко - это транзит азербайджанского, туркменского или иранского газа через территорию Турции. Какой Турция транзитер - ярко показал неудачный проект «Газпрома» «Голубой поток» и недавний торг с РФ о цене газа для Анкары с угрозой отказа от договорных обязательств.
В 2011 Турция основательно вошла в кильватер политики Вашингтона. Так что, даже если Набукко превратится в реальный газопровод, Анкара может транзитными тарифами или экологическими требованиями в любой момент сделать диверсифицированный азиатский газ для ЕС «золотым».
Кроме того, строители «Южного потока» и геологоразведчики кипрского шельфа (как в Москве, так и в Никосии) должны помнить, чей флот в этом регионе самый сильный.
Г. Иракский, и не только, Курдистан.
Универсальная страховка Вашингтона - симпатизирующие США, подготовленные и оснащенные вооруженные формирования, которые всегда будут находиться рядом с любыми будущими нефте- и газопроводами из Азии в ЕС. Также постоянная угроза - как для Турции, так и для Ирана. Даже уйдя из Ирака, американские силы с большой вероятностью останутся в Иракском Курдистане.
http://kurdistan.ru/2011/10/06/news-12443_Amerikancy_mogut_ost.html ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ:
1) Страны-участники ГУАМ будут продолжать «обрабатываться» Вашингтоном для усиления в них американского лобби. Прежде всего, это добывающий Азербайджан и наибольший транзитер Украина, с назначенными на осень 2012 года парламентскими выборами.
2) Давление на транзитную Белоруссию с целью «демократизации» ее правительства будет существенно усиливаться еще до осени 2012 года.
3) «Южному потоку» быть, но при условиях: а) доставка газа по нему должна быть финансово выгоднее, чем по Набукко, дискредитируя европейский проект; б) строительство и эксплуатация газопровода должны быть максимально дорогим для РФ (например, экологические требования Турции и Румынии). Лучше вкладывать валюту Газпрома в укрепление ресурсной петли на шее Москвы, чем в ракеты, способные противостоять новому ПРО США.
4) Американские войска или частные военизированные структуры, даже официально покинув Ирак, останутся под любым предлогом в Иракском Курдистане. Так как точка стратегическая, не исключено, как и в Афганистане - временно, но надолго.
5) Сохранение агрессивного внешнеполитического курса Турции будет сопровождаться и усилением военного американского присутствия в Восточном Средиземноморье.
2. КИТАЙ, Иран и Средняя Азия.
Задача Китая в «мировой игре» - эффективное противодействие усилению промышленно-экономического потенциала ЕС:
а) привязывание Европы к возрастающему экспорту китайских товаров;
б) поддержка доллара США во внешнеторговом балансе с другими странами;
в) максимальное вытеснение ЕС с энергетических рынков Азии и Африки.
Но США понимают, что Китай звено строптивое, требующее постоянного контроля и внимания.
Правила для энергетической политики Китая.
Аксиома. В мире нет стран или народов, искренне симпатизирующей КНР. Неприязнь базируется на национальных (отношение к титульной нации Хань) и религиозных (большинство ханьцев исповедуют конфуцианство, что представителями других религий расценивается как безбожие) истоках. Друзей по сложившейся традиции правители Поднебесной покупают. Недоверие и открытая неприязнь соседей способствовали созданию вокруг материкового Китая потенциальных очагов напряженности.
Правило №1. Не менее 90% энергоресурсов должны поступать в Китай морем.
Правило №2. Любые попытки продвижения Поднебесной на юг или юго-запад к Индийскому океану для сокращения плеча морских перевозок нефти и сжиженного газа должны жестко и своевременно пресекаться.
Правило №3. Китаю «разрешена» энергетическая экспансия на запад в Среднюю Азию и на север в РФ. При этом энергопотоки желательно должны проходить через Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), как самую проблемную часть многонациональной КНР.
Правило №4. Азиатский газ (как туркменский, так и иранский) Китай будет делить с Индией, не зависимо от желаний Пекина.
Естественно Китай пытается выйти за рамки правил. Чем же его удерживает и контролирует Вашингтон?
А. БЕЛУДЖИСТАН (Ключ к Центральной Азии)
Пакистан сыграл свою роль. Сначала помог вытеснить из Афганистана СССР, а потом оказал помощь США в его оккупации. С 2001 года, невзирая на протесты Карачи, Вашингтон переориентировался на Индию.
Далее Пакистан в гневе совершил, возможно, роковую ошибку, которая в близкой перспективе может стоить ему территориальной целостности. Начал теснее переплетаться с Пекином и «посмел» предоставить ему порт Гвадар - выход к Аравийскому морю. Помог нарушить Правило №2.
Некоторые аналитики даже увидели формирование «геополитической клюшки» Китай-Пакистан-Иран, разрывающей зону контроля Вашингтона над Центральной Азией и транзитными путями в Индийском океане. Но в «клюшке» есть «трещина», именуемая Белуджистан. Кусок пустыни, в котором «окопались злые талибы». А США с ними «борется» уже 10 лет и «победить не может», а честнее - не хочет.
Создание на юге Пакистана свободного Белуджистана не только реально, но и неофициально подогревается Вашингтоном. Местные племена и так обозлены на Карачи, отдавший территорию белуджей «без их согласия» Китаю под модернизацию порта Гвадар. Именно в окрестностях админцентра Белуджистана Кветты убили Раббани. И это лишь одна из многих последних тревожных новостей об этом регионе Пакистана.
Свободный Белуджистан не только отсечет Китай от Аравийского моря, но и похоронит все проекты сухопутного транзита Иранских нефти и газа в Китай или Индию мимо подконтрольной США территории Афганистана.
При этом, Штаты формально остаются в стороне от самопровозглашения Белуджистана. Следует учесть, что часть Белуджистана расположена на территории Афганистана. Будет не сложно создать прецедент для наведения порядка в «местном конфликте» «пострадавшим от боевиков» американским контингентом, а потом остаться контролировать порядок на территории нового образования.
И не надо забывать о южных воротах Ирана - провинции Белуджистан и Систан. Ее тоже можно попытаться присоединить к Белуджистану.
Б. ИНДИЯ, Мьянма, Камбоджа.
Кроме конкуренции с Китаем за энергопотоки, одна из задач Индии препятствовать выходу Поднебесной к Бенгальскому заливу в порту Ситуэ (Мьянма (Бирма)). Бирма после 2-й Мировой войны остается постоянно кипящим местными конфликтами котлом, в т.ч. на границе Мьянмы с Китаем. Потенциальное антикитайское восстания местных племен с одобрения Вашингтона должны помочь зажечь и поддержать соседние Индия и Камбоджа. В идеале такая партизанская война может быть перенесена на территорию КНР. Имея «второй Вьетнам» про трубопроводы и транспортные коридоры с побережьем Бенгальского залива Пекину думать будет некогда.
В. ТУРКМЕНИСТАН, КАЗАХСТАН
Туркменистан. Все проекты западного и северного направления реализации туркменского газа , в т.ч. европейский Набукко, будут всячески тормозиться (неприемлемые условия контрактов на поставки газа, технические проблемы строительства новых и модернизации существующих газопроводов).
Завершающим аккордом в «правильном перераспределении» туркменского газа одновременно с выходом на номинальную загруженность маршрута «Туркменистан-Китай», вероятно, станет «Трансафганский газопровод» по проекту ТАПИ (Туркменистан-Афганиста-Пакистан/через провинцию Белуджистан/-Индия).
Несмотря на мнения скептиков, надежную защиту ТАПИ от афганских боевиков обеспечат сами же афганцы при помощи частных международных охранных структур. Также как обеспечивается безопасность афганских плантаций по производству героина.
Впоследствии не исключено заявление Туркменистана о недостаточности свободных ресурсов газа для наполнения Набукко, Транскаспийских и российских газопроводов. К подобному заявлению общественное мнение уже подготовлено публикациями признанных нефтегазовых экспертов про завышение Ашхабадом реальных запасов туркменских нефти и газа. Кроме того, за «правильные действия» Туркменистан может получить от США необходимые правительству страны компенсации:
а) экономические (приемлемые цены на экспорт газа в Индию).
б) политические. Туркменистану важно признание демократичности страны («Запад упрекает Туркменистан в нарушении свобод слова и вероисповедания»
http://www.news-asia.ru/view/tm/1772) .
Казахстан. Ожидается дальнейшее уменьшение поставок сырой нефти и газа в РФ и их перенаправление в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Американское влияние в стране существенно и в перспективе будет усиливаться под флагом совместной борьбы с местным мусульманским радикализмом.
В. Партия (исламского) освобождения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан.
«Хизб ут-Тахрир» (ХТ) важная и эффективная опора США в ставке на мусульманские настроения местного населения в Средней Азии и на Востоке Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). И не только в Азии, а по всему миру (
http://studies.agentura.ru/tr/hisbuttahrir/). Отмечу важное:
По данным «The Heritage Foundation», ХТ действует в 40 странах мира, в каждой из которых имеет от 5 до 10 тыс. убежденных членов. Точное количество членов неизвестно, но предположительно, насчитывает миллионы человек. В Европе самое большое отделение партии находится в Великобритании (от 9,5 до 10 тыс. членов).
Партия запрещена во многих странах Центральной Азии. В 2005 году в Казахстане ХТ признана экстремистской организацией и деятельность ее запрещена. Как террористическая партия запрещена в Таджикистане и в России.
ХТ в России и странах Центральной Азии Точная численность партии неизвестна, но эксперт по ЦА Виталий Пономарев считает, что это десятки тысяч членов, большая часть которых приходится на Узбекистан. Тысячи членов есть в Таджикистане, Кыргызстане, сотни, а может быть, и больше, в Казахстане и России, есть группы также в Азербайджане и в Украине.
В Египте партию запретили в 1974 году после обвинений в попытке захвата власти. Большому давлению члены партии подвергались в Ливии, где над ними практиковались внесудебные расправы и аресты, а также в Сирии, где, по информации международных правозащитных организаций, больше тысячи человек находятся в тюрьмах.
Легальной деятельность ХТ признана в странах Европы, исключая Германию, где на ее деятельность наложили запрет из-за антисемитских высказываний.
Организация открыто действует в Индонезии, Малазии, Ливане, ОАЭ и Йемене, в Палестинской Автономии.
Обратите внимание на выделенный текст. Не увидели ли и вы в этой географии "АРАБСКУЮ ВЕСНУ"?
Разрешена деятельность ХТ и в США, несмотря на события 9/11. Однако:
Точка зрения Зейно Барана (Zeyno Baran), директора международных программ по безопасности и энергетике центра Никсона:
«ХТ выпускает тысячи людей, которым промыли мозги, после того, как они прошли курс обучения в «Хизб ут-Тахрир», они становятся членами таких групп, как «Аль-Каида»… Запад больше не может игнорировать вредное влияние идеологии ХТ, которая отравляет миллионы мусульман через Интернет, листовки и секретные центры обучения... Даже если они не вовлечены в теракты, они действуют как конвейер для террористов».
На «Хизб ут-Тахрир» ориентированы организации, ратующие за возрождения Великого Туркестана и включение в него СУАР КНР (Исламское движение Узбекистана и Исламское движение Туркестана). Вооруженные формирования указанных организаций относительно свободно действуют в районе общих границ Узбекистана-Киргизстана-Таджикистана-Казахстана и, при необходимости, могут быть использованы для контроля над проходящим здесь газопроводом «Туркменистан-Китай».
Перспективы и прогнозы сухопутных поставок энергоресурсов в Китай.
1) Наиболее желаемые Пекином проекты «Иран-Пакистан-Китай», «Пакистан-Китай» и Мьянма-Китай» противоречат Правилам. США с большой вероятностью всеми возможными способами не допустят их реализации.
2) Проекты «Алтай», «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» хотя и противоречат Правилам, определенным для России, но возможны. В дальнейшем они могут быть использованы (как США, так и ЕС) для шантажа и обвинения правительства РФ в неэффективной (реализация КНР углеводов по заниженным ценам) энергетической политике.
3) Проекты поставок нефти и газа из Туркменистана и Казахстана полностью соответствуют Правилам, будут поощряться США с одновременным усилением контроля Вашингтона на их маршрутах и перенаправления части энергопотоков в Индию.
4) Ориентируясь на Китай и, нарушая правила, Пакистан встал на путь расчленения страны. Инструмент Белуджистан будет применен. Вопрос, войдет ли туда иранский Белуджистан и Систан ?