Освещение событий, происходящих сегодня в Сирии, радикально разделило мнения как авторов, так и читателей рунета. Большинство сходятся в том, что Асад и Сирия не устоят перед вооруженными Западом до зубов наемниками "псевдореволюционерами".
Некоторые в прогнозах пошли далее (лично воспринимаю их не простыми паникерами, а пятой колонной западных СМИ), и даже пытаются предрекать неминуемое взятие власти в Сирии силами повстанцев еще до Нового года. На этой волне они призывают направить силы России не на поддержку борьбы сирийского народа с захватчиками, а на "спасение российских граждан, находящихся в Сирии". При этом, уверен, что на деле им абсолютно безразлична судьба соотечественников, а гораздо важнее отработать деньги заказчиков и своим авторитетом попытаться заставить сочувствующую Дамаску русскую общественность опустить руки, уверовав в неминуемость поражения сегодняшней Сирии перед толпами "ряженых под революционеров исламистов". А может, еще и с сочувствующих Сирии российских граждан, под созданный ими же ажиотаж, "деньги на теплые одеяла виртуальным русским беженцам" собрать...
Но вернемся к ситуации в Сирии.
Мое мнение, что готовить Сирию к близким "похоронам", а тем более уже начинать ее "отпевать" - очень преждевременно. И не нужно спешить выдвигать обвинения в попытке выдать желаемое за действительное. Основания для такого утверждения реальны и находятся в соседнем Ираке, вернее на границе Курдского региона с иракскими провинциями.
В свете последних организованных боевиками попыток штурмов Дамаска, других городов и наиболее важных объектов сирийской инфраструктуры, совершенно напрасно отошло на второй план освещение взрывоопасной ситуации, вызванной вооруженным противостоянием в Киркуке между курдскими пешмерга и силами "Dijla", подчиненными Багдаду, а вернее иракскому Премьер-министру Нури аль-Малики.
Все попытки прошлых недель мирно урегулировать ситуацию провалились.
Ни относительно мягкая, но все же
критика действий Малики президентом Ирака Талабани, высказанная им после
второй встречи иракского лидера с президентом КРГ Масудом Барзани, ни
переговоры Министра пешмерга с МО Ирака, ни
противодействие иракского парламента действиям Премьер-министра - конструктивных результатов в разрешении конфликта не принесли.
Не исключаю, что причиной срыва переговорного процесса между Эрбилем и Багдадом могло стать возможное обещание поддержки Регионального правительства Курдистана (КРГ) со стороны США по результатам
встречи президента Барзани с послом США в Ираке Робертом Бикрофтом, прошедшей 2 декабря. Вполне вероятно, тем более, что накануне встречи
Премьер-министр КРГ Нечирван Барзани 26 ноября заявил на своей пресс-конференции в Эрбиле, что "КРГ поддерживает возвращение американских войск для наблюдения за спорными территориями".
Но результат сегодняшнего дня крайне тревожен для будущего Ирака как целостного государства
1. 3 декабря
Президент КРГ Масуд Барзани подтвердил, что он не примет какого-либо варианта решения кризиса, возникшего между Эрбилем и Багдадом, не включающего расформирование сил "Dijla".
2. 4 декабря
Генеральный секретарь Министерства пешмерга в КРГ Джабар Явар, в понедельник обвинил главнокомандующего вооруженными силами Ирака, Нури аль-Малики в вооружении арабских племен в спорных районах, указывая на продолжение пополнения федеральных войск в этих провинциях.
3. 4 декабря
пресс-секретарь Альянса Курдистана Муайид Тайиб заявил в интервью "Shafaaq News", что "военная концентрация Главного командования вооруженными силами Ирака в районах Киркука может быть охарактеризована как готовность вести войну в регионе. Что "это будет война против пешмерга, но пешмерга полностью готовы к обороне".
4. 4 декабря
религиозный лидер шиитов Ирака Али аль-Систани призвал премьер-министра Ирака Нури аль-Малики воздерживаться от принуждения Ирака и иракцев к кровавым конфликтам, к которым ведет кризис в отношениях между региональным правительством Курдистана и федеральным правительством.
Его поддержал и другой признанный в Ираке шиитский авторитет лидер "Армии Махди", контролирующей южные нефтеносные районы Басры, Муктад аль-Садр.
Садр заявил, что "злоупотребление (премьер-министра), говорящего со своими партнерами и своими братьями с угрозой, является ошибкой, которая, надеюсь, не повторится". По мнении Садра, для Малики "лучше изменить свой тон, и сделать его более мягким по отношению к своим партнерам", пишет "Safaaq News".
5. 5 декабря
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, несмотря на вышеуказанные предупреждения лидеров шиитских общин, в ответ обвинил власти Курдистана в нагнетании внутреннего конфликта, комментируя факт неожиданного введения 3 декабря в северные окрестности Киркука подразделения курдского спецназа при поддержке тяжелой военной техники. Эту информацию подтвердило Курдское военное командование, однако подчеркнув, что подразделение пришло на смену уже расквартированному и заканчивающему дежурство в Киркуке.
И за всем этим ростом напряженности в вооруженном противостоянии между КРГ и Багдадом
с вполне обоснованной и не беспочвенной тревогой взирает Турция. Конфликт в Киркуке с высокой вероятностью может разжечь не только сирийских, но и турецких курдов на активное противостояние Анкаре.
Есть ли шанс, что Барзани и Малики договорятся?
Да, но видимо лишь в том случае, если Малики добровольно подаст в отставку.
Этот шаг логичен для Премьера, против которого прямо высказались все основные политические противники как среди не арабских общин Ирака, так и среди основных оппонентов в шиитском лагере. Опора на арабов-суннитов для Малики вариант крайне спорный и даже рискованный. Памятуя о преследованиях после свержения Саддама Хусейна сунниты в любой момент могут присоединиться к противникам действующего иракского Премьера.
Уйдет ли Малики добровольно с премьерского поста?
Думаю, что нет, не позволит его личная гордость и лидерские амбиции.
Можно ли избежать вооруженного конфликта между Эрбилем и Багдадом?
Да, но в случае отставки Малики и роспуска сил "Dijla". В этом требовании руководство КРГ будет непреклонно, потому что на кону слишком большая ставка - контроль над нефтью Севера Ирака.
Проблема в другом, решится ли на такой шаг Президент Ирака Талабани, который хотя крайне сдержанно и с оговорками, но продолжает высказываться в поддержку своего премьера?
Думаю, что Талабани не ощущает за собой достаточной поддержки и силы для прямого выступления против Малики. Иначе он принял бы подобное решение еще летом этого года в разгар конфликта Малики с Барзани за права добычи и реализации северо-иракской нефти, не допустив таким образом сегодняшнего заострения межэтнического противостояния в Ираке.
Потому более вероятно свержение Малики в результате переворота, организованного оппонентами и сомневающимися соратниками, чем его официальная отставка Президентом Ирака.
ВЫВОДЫ:
1) Конфликт между Эрбилем и Багдадом имеет высокую степень вероятности эскалации.
2) США будут вынуждены реагировать на этот конфликт, в том числе, если возникнет необходимость, и путем введения военного контингента в Иракский Курдистан.
3) Необходимость вмешательства в курдо-иракский конфликт обретет для США более высокий приоритет, чем участие в сирийских событиях.
4) Без прямой поддержки и вмешательства США лишь с помощью сил их европейских союзников и монархий Залива, вероятность победы "повстанцев" над Сирией в близком будущем резко снизится.
5) Возможности Анкары по прямому вмешательству в дела Сирии будут существенно ограничены в связи с реальной угрозой скорой активизации курдских повстанцев как на границах, так и внутри Турции.
Таким образом, в отношении Сирии сохраняется прогноз, высказанный ранее в моей статье
"Тернистый путь Сирии - от наковальни до жерновов".