Агентство «Минченко консалтинг» подготовило новую версию своего доклада
«Политбюро 2.0», в котором эксперты анализируют изменение сил в окружении президента РФ Владимира Путина. Авторы доклада исходят из идеи, что вокруг Путина существует «неформальная сетевая структура согласования интересов основных элитных кланов», которую и называют «Политбюро» по аналогии с влиятельным партийным органом, существовавшим в Советском Союзе.
Неверно считать, что в «посткрымской» России сложился режим персональной диктатуры Владимира Путина или же решения руководителя государства носят спонтанный характер. Напротив, считают авторы доклада, обострение внешнеполитической ситуации лишь усилило значение "политбюро", создав дополнительные предпосылки для балансировки интересов разных элитных групп. И Путин, хоть и действует реактивно, реагируя на быстро происходящие события, на деле давно готовился к конфликту с Западом. Поводом могло стать что угодно, но противостояние неизбежно проявилось бы, поэтому глава государства и его ближайшее окружение загодя стремились ограничить влияние западных стран на российский истеблишмент - например, запрещали чиновникам иметь счета и недвижимость за рубежом.
После украинского кризиса и присоединения Крыма Путин строил свою внешнюю политику, стремясь не повторить ошибок Виктора Януковича и глав государств, ставших жертвами «арабской весны». Сейчас приоритеты Кремля - это недопущение раскола элит, удержание высокого электорального рейтинга Владимира Путина, контроль за силовиками (они укрепляются, но им не дают объединиться, а иногда борьба кланов даже поощряется), минимизация внешнего влияния на элиту, контроль над медиа (что ведет к снижению качества содержания), перекрытие каналов внешнего финансирования оппозиции, недопущение создания оппозиционных плацдармов в регионах, инкорпорирование в элиту «потенциально опасных харизматиков», в том числе в регионах. Еще один приоритет - воспрепятствование формированию негосударственного силового ресурса, в этом смысле нужно решать проблему россиян, воевавших в ДНР и ЛНР: как бы они не перешли на сторону оппозиции.
В самом «Политбюро 2.0» происходили серьезные изменения. В прошлом году оно было двухполюсным, ключевыми фигурами были Дмитрий Медведев («системный либерал») и Игорь Сечин («государственник»). Теперь Медведев резко потерял влияние, превратившись в «технического» премьера (что, однако, увеличивает его выживаемость). Среди признаков ослабления Медведева авторы доклада называют в том числе проблемы руководителя АФК «Система» Владимира Евтушенкова и реформу агентства РИА «Новости».
Но когда исчез один полюс, во втором тоже отпала необходимость. Сечин также потерял в весе, считают в «Минченко Консалтинг»: пусть он контролирует серьезные финансовые ресурсы, но уровень его влияния на первое лицо снизился, из аппаратчика он превратился в бизнесмена, у которого есть серьезные проблемы на Западе. Освобождение Михаила Ходорковского усложняет жизнь Сечину, затрудняет его коммуникацию с западными партнерами, говорится в докладе.
Сильно выросло влияние Сергея Иванова. Это можно считать его «реваншем» после поражения в «гонке преемников» конца 2000-х, когда президентом РФ стал Дмитрий Медведев. Теперь Медведев теряет влияние, а Иванов, ставший главой администрации президента, приобретает его. Он лично курирует критически важную украинскую тему, замкнул на себя множество важных функций и превратился в консолидирующую фигуру для той части истеблишмента, что считает себя «патриотами-государственниками». Вместе с Ивановым растет влияние и его аппаратного партнера Сергея Чемезова («Ростехнологии»). В докладе упоминается, что Чемезов также имеет политические ресурсы - у него особые отношения с КПРФ, а еще он курирует проект «Гражданской платформы».
Среди укрепившихся фигур в окружении Путина также Сергей Шойгу (возвращение Крыма «вежливыми людьми» сделало его неприкосновенным для оппонентов, говорится в докладе) и Вячеслав Володин, который увеличивает доверие к нему Владимира Путина. Правда, не все региональные лидеры соглашаются играть по правилам Володина, например, руководитель Санкт-Петербурга Геннадий Полтавченко, фактически проигнорировавший требование проводить честные и конкурентные выборы. Самого Полтавченко в докладе называют протеже Аркадия Ротенберга (интересно, что еще одним региональным политиком, связанным с Ротенбергом, назван экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич).
В бизнес-окружении Владимира Путина усилился Геннадий Тимченко, который прозорливо делает ставку на развитие отношений с Китаем и влияет на назначение региональных руководителей (приводится пример Владимира Владимирова в Ставрополье). Юрий Ковальчук и Аркадий Ротенберг тоже сильны, но не смогли серьезно укрепить влияние. Последний, помимо прочего, имиджево пострадал от принятия «закона о виллах Ротенберга»: с этим вызовом бизнесмен не справился и отработал его плохо.
Среди «бизнесовой» части «Политбюро 2.0» (в статусе «кандидатов») также названы глава «Сбербанка» Герман Греф, руководитель РЖД Владимир Якунин, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг и директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко.
Мэра Москвы Сергея Собиняна в докладе называют политиком, который укрепился в имидже провинциального руководителя, фактически отказавшись от федеральных амбиций. Виной тому неидеальные выборы главы города и московской городской думы. Мешает Собянину и то, что политики, рекомендованные им на должности губернаторов, работают недостаточно эффективно. Собянин может попытаться усилить свое влияние через проект объединения Тюменской области с ХМАО и ЯНАО, предупреждают в докладе.
В результате «Политбюро 2.0» из двухполюсного превратилось в «секторальное». Путин лично замкнул на себя самые важные темы (оборонка, внешняя политика, ТЭК), а остальную ответственность распределил между окружением. У некоторых сфер нет единого куратора, например, куратором финансов стал триумвират «Набиуллина - Греф - Костин».
Среди выводов доклада - предположение, что Украина еще несколько лет будет оставаться источником нестабильности для России (включая территорию т.н. Новороссии). Для РФ будет критически важным добиться сохранения стабильности и преемственности власти в Белоруссии и Казахстане. А еще, несмотря на призрак «железного занавеса», будут востребованы проекты, прорывающие изоляцию России от внешнего мира.
Дмитрий Колезев