Ещё из
истории Руси Первый отечестволюбец
Курс № 10. Генеалогия русского патриотизма
Почему христианская вера мешала патриотическому чувству и как люди начали любить землю отцов.
©Другие части
курса Князь Довмонт. Автор рисунков Юрий Чапский
Ниже - видеоверсия и краткое содержание второго эпизода из курса Михаила Крома «Генеалогия русского патриотизма»
Задача курса - выявить истоки патриотизма, проследить, как со временем менялось отношение человека к родной земле и откуда, собственно, взялся патриотизм - такой, каким мы его сегодня понимаем. Несмотря на то что любовь к родине принадлежит к константам, конкретные формы отличаются от эпохи к эпохе, поэтому курс называется не «История», а именно «Генеалогия патриотизма».
Михаил Кром - Доктор исторических наук, и. о. декана факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, университетский профессор исторической компаративистики
Первый отечестволюбец
Click to view
Формированию патриотического сознания в Древней Руси в определенном смысле мешала христианская вера. Любовь к своей земле вступала в противоречие с христианcкими идеалами.
- «Мы помним формулу, которая была популярна еще в XIX веке:
„За веру, царя и отечество“. Эти три компонента возникли не сразу, не сразу соединились. И, как ни странно, в Древней Руси христианская вера даже противоречила, мешала формированию патриотического сознания. Для него не было места, не было слов в традициях древней церкви и церкви византийской.
Империя Римская и продолжательница ее империя Ромеев сознавала себя мировым царством, и в нем не могла родиться идея особого национального призвания народа.
Иначе говоря, христианская вера призывала людей думать не о грешной земле, а о вечной жизни. И, как сказал Христос, „царство мое не от мира сего“. И вот эта проблема остро переживалась людьми того времени».
Михаил Кром
Компромисс был найден в культе местных святынь и «локальном патриотизме». Тогда употреблялись понятия «отечество» и «отчизна» - то есть наследственное владение, земли отцов. Во времена монгольского ига тема христианской жертвенности выходит на первый план: героям приходится лишаться жизни ради своей малой родины (отчизны).
- «Один из ярких памятников древнерусской литературы, в котором как раз и выражена идея малой родины и преданности ей с опорой на христианские святыни, - это „Житие князя Михаила Тверского“, убитого в Орде в 1318 году: его жизнь и его подвиг рассматриваются как жертвоприношение.
Этот князь отдал, положил свою душу за души многих людей. Он спас свое отечество, но при этом отечеством называется всего лишь один город и одно княжество, а именно Тверь».
Михаил Кром
Только в XIV веке, вместе с возвышением Московского княжества, возвращается единое общерусское сознание.
Михаил Кром
«Arzamas», 22 мая 2015