Жизнь и смерть фабриканта

May 26, 2014 22:07

Тайны гибели Саввы Морозова

26 мая 1905 года погиб известный русский меценат Савва Морозов. Прошло уже более ста лет, но причина его смерти и по сей день остается загадкой. Фабрикант Савва Тимофеевич Морозов в то время был одним из самых богатых людей России. ©
~~~~~~~~~~~



Роковое наследство

Савва Тимофеевич Морозов получил блестящее образование в России, обучался на физико-математическом факультете Московского императорского университета. Закончил естественное отделение по специальности «химик». После чего он отправился на стажировку в Кембриджский университет, где пробыл два года. Обучение было прервано из-за болезни отца Саввы, и он вынужден был в свои двадцать шесть возглавить огромный семейный бизнес - Никольскую мануфактуру. Эта фабрика была известна на всю Европу, и управление ею предусматривало большой опыт работы, которым Савва Морозов в то время еще не обладал. Однако он сразу стал пользоваться уважением в высшем свете, водил дружбу с премьер-министром Столыпиным и даже был представлен царю Николаю II. Многие современники говорили, что нести груз такого богатства опасно (семейное достояние клана Морозовых составляло 30 млн рублей - баснословные деньги по тем временам).

Связь с большевиками

Савва Морозов был найден мертвым с огнестрельным ранением в отеле «Рояль» в Каннах. В этот же день все газеты публикуют сенсационную новость о его смерти. Он был действительно очень богатым человеком, занимался меценатством и, кроме того, выделял деньги для поддержки партии большевиков. Его поддержка атеистов-революционеров, не гнушающихся и не боящихся крови, действительно была неожиданностью, ведь сам Савва Тимофеевич родился в строгой старообрядческой семье. И долгое время он придерживался традиций и верований своих родителей.

В свидетельстве о смерти, выданном в Каннах, причина смерти не была указана. А русская пресса сразу после гибели Морозова объявила, что знаменитый фабрикант покончил с собой. Версия о самоубийстве считалась официальной до начала XXI столетия. Однако уже в то время, сразу после похорон, стали ходить слухи о загадочной смерти Саввы Тимофеевича. А на Никольской мануфактуре, которая принадлежала Морозову, рабочие и вовсе считали, что хозяин их предприятия жив. А инсценировал он свою смерть лишь потому, что стоял на грани банкротства и решил оставить управление своими многочисленными фабриками.

Убийство или самоубийство?

Уголовное дело было возбуждено там же, где и произошло преступление. Расследование вела полиция Канн. В предсмертной записке было написано следующее: «В моей смерти прошу никого не винить», при этом не было ни подписи, ни даты. Объяснения причины самоубийства также не было. При всех очевидных нестыковках в деле, французская полиция признала смерть Саввы Морозова суицидом. Эта версия была выгодна и правоохранительным органам Франции, и русской стороне. Так как сразу после смерти Морозова произошло поражение русских войск в Цусимском сражении, правительство России собиралось брать кредит у Франции, а лишние выяснения отношений могли только воспрепятствовать переговорам двух стран.

Но российская общественность была взбудоражена новостью о смерти Саввы Морозова, и, для того чтобы пресечь ненужные слухи, царь Николай II вынужден был поручить негласное расследование этого дела контрразведчику полковнику Сергею Николаевичу Свирскому. В своем рапорте он написал собственные версии произошедшего, рассматривая несколько близких Савве Тимофеевичу людей, которым была выгодна его смерть.



Жена Саввы Морозова

Жена Саввы Тимофеевича Морозова, Зинаида Григорьевна, после смерти мужа фактически являлась единственной наследницей по его домашнему духовному завещанию. Кроме того, она была единственным свидетелем гибели мужа, поэтому все подробности того дня известны лишь с ее слов. В своих дневниковых записях от 26 мая она написала, что в тот роковой день муж ее находился в прекрасном настроении и все утро супруги провели на пляже. Позже, после завтрака, стало душно, и они вернулись в отель. Там, по словам жены, Савва Тимофеевич активно строил планы на будущее, делился своими намерениями отправиться в казино. Словом, ничего не предвещало беды.

Перед обедом Морозов, как обычно, отправился к себе в комнату, для того чтобы отдохнуть. Обычно он всегда закрывал окно, перекрывая доступ горячему воздуху, но, когда после громкого выстрела Зинаида вбежала в комнату к мужу, окно было открыто настежь. А в парке она заметила фигуру убегающего человека. На ее крики в комнату вбежали сопровождавший в поездке супругов доктор Селиванов и служащие гостиницы. Селиванов заметил, что у Саввы Тимофеевича были закрыты глаза, но жена утверждала, что не закрывала мужу глаза. Пальцы левой руки Саввы Морозова были опалены, а рядом с разжатой правой рукой валялся пистолет.

Но, помимо наследства, у жены был еще один довольно серьезный мотив - ревность, так как на протяжении уже нескольких лет по Москве ходили слухи о романе Саввы Тимофеевича с актрисой Марией Андреевой. Для своей протеже он даже выпрашивал главные роли у режиссера Московского художественного театра. Более того, многие считали, что Мария беременна от Саввы Тимофеевича, а значит, он, узнав об этом, мог бы переписать наследство на своего будущего ребенка. Этим также объяснялось инсценированное женой самоубийство мужа. Но глаза у самоубийц обычно остаются открытыми, и, для того чтобы исправить свою оплошность, Зинаида Григорьевна придумала убегающего человека.



Савва Тимофеевич Морозов на стройке нового здания Московского Художественного театра, 1902 г.
Красин

Большая часть документов по делу Саввы Морозова была уничтожена в 20-е годы, а потому неизвестно, проводилось вскрытие или нет. Вещественные доказательства - пистолет и пуля - также исчезли. Но имеются записи племянника Морозова, который приехал в Канны для помощи вдове, о том, что пуля, которая была извлечена из тела покойного, не соответствовала пистолету, который был обнаружен рядом с телом.

Леонид Красин - талантливый инженер и архитектор, в то же время главный финансист большевиков. Савва Тимофеевич после знакомства с ним также начинает разделять его идеи, начинает спонсировать большевиков. Более того, берет Красина главным инженером на электростанцию Никольской мануфактуры. Но после 9 января 1905 года (Кровавое воскресенье), когда он понял, что все убийства, по сути, финансировались им самим, он отказывается и дальше давать деньги большевикам. Тогда Леонид Красин, будучи хорошим другом актрисы Андреевой, вступает с ней в заговор. Та притворяется больной и получает от Саввы Тимофеевича страховой полис на 100 тыс. рублей, которые она должна получить в случае его смерти.

Позже Красин стал навещать Савву Тимофеевича и в Каннах, продолжая выпрашивать у него деньги на нужды партии большевиков. Но когда Леонид Красин понял, что денег от Саввы больше не получит, то, по одной из версий, решил убить Морозова с целью получить хотя бы те деньги, которые тот выписал страховым полисом Андреевой. Именно он мог стать тем убегающим человеком.

Загадочный Фома Морозов

Версии убийства Саввы Морозова существуют и разрабатываются и по сей день. Это и самоубийство, и убийство женой, и смерть от рук преследователей-большевиков, и даже инсценировка собственной смерти, для того чтобы начать новую жизнь под новым именем. Последняя версия основывается на том, что в конце жизни Савва Морозов увлекся химическими опытами и созданием взрывчатки. Ему приписывают создание бомбы, которой был убит генерал-губернатор Сергей Александрович, дядя царя.

Полиция выяснила, что бомба была изготовлена не кустарным способом, а с применением новейших технологий и, скорее всего, на каком-то химическом заводе. Именно с угрозой разоблачения связывают попытку Морозова навсегда исчезнуть. Этим и объясняют то, что французская полиция не сфотографировала тело и не провела вскрытие. Кроме того, нет документов, которые бы говорили о том, что гроб вскрывали при прибытии в Москву, да и гроб был настолько легок, что его могли нести два человека. Тогда и родилась легенда о том, что Савва Морозов жив. А завещание было написано на некоего Фому Морозова, который ранее не упоминался ни в каких документах. Интересно, что семья фабриканта не высказала никаких протестов по этому завещанию, это могло значить, что родственники заранее знали, что имущество переходит не к загадочному Фоме, а к прежнему Савве.

SmartNews

20-й век, криминал, красные и белые, бедные и богатые, смерти и жертвы, секреты и тайны, российская империя, олигархат и корпорации, семья, даты и праздники, история, версии и прогнозы, революции и перевороты

Previous post Next post
Up