НачалоКак художники прошлого видели будущее
Артур Радебо: будущее ближе, чем мы думаем
Многие художники прошлого века, вдохновленные стремительным (как тогда казалось) развитием науки и техники, старались своими работами доказать всем остальным, что «будущее ближе, чем мы думаем». Именно такое название художник Артур Радебо (Arthur Radebaugh) дал серии рисунков, которые были опубликованы в период с 1958 по 1962 год.
Рисунки-комиксы содержали много интересных идей и концептов. Например, Артур предполагал, что в будущем появятся полностью автоматизированные сельскохозяйственные угодья, на которых растения будут выращиваться под управлением многочисленных датчиков, систем полива и так далее.
Некоторые из футуристических предсказаний были сделаны художником не на пустом месте. Так, например, на одном из рисунков автор показывает, что в будущем автомобили можно будет перекрашивать за считаные минуты с помощью электромагнитных пистолетов. Такая возможность должна была появиться благодаря новым материалам, которые предполагалось использовать при конструировании новых автомобилей.
И это не совсем фантазии. О похожих перспективах в то время упоминал Д.С. Хардер (D.S. Harder), вице-президент компании Ford. Он намекал, что в скором времени могут появиться автомобили, которые будут устойчивы к загрязнению, а также будут обладать другими удивительными свойствами, например сами смогут очищаться от пыли.
Почтальоны будущего должны быть оснащены реактивными ранцами. Подобное устройство, как показало время, не только труднореализуемо, но еще и совершенно непрактично. Немногочисленные экземпляры таких ранцев были слишком шумными, требовали огромного количества топлива и к тому же представляли реальную угрозу для «летуна», поскольку управлять ими было очень сложно.
В будущем, по мнению художника, автомобиль станет главным способом перемещения для обычного человека. Поэтому для удобства было бы целесообразно построить что-то вроде магазинов для авто. Работают они, примерно, по принципу «Макавто» - водитель подъезжает на специальную стоянку и делает заказ продуктовых товаров, которые по ходу движения вдоль «прилавков» загружаются покупателю в багажник. Скорее всего, Arthur Radebaugh не подозревал, насколько бесперспективным будет подобный проект в условиях поголовной автомобилизации. Достаточно всего полутора десятков автомобилей, чтобы на такой точке продажи образовалась пробка.
Что касается медицины, то тут Артур практически угадал. Если закрыть глаза на технические подробности и оставить только суть предсказания, то можно отметить, что художник практически предвидел в своем комиксе лазерную терапию, благодаря которой стало возможно проводить очень сложные операции без крови и осложнений.
Учебные заведения будущего должны быть переполнены желающими получить знания. Вот тут художник проявляет оптимизм. По его мнению, а вернее, согласно прогнозам ученых, чьи идеи он воплощал в рисунки, в будущем будут активно использоваться дистанционные формы обучения. Давать студентам задания и проверять их выполнение должны автоматизированные системы.
Следующий концепт особенно интересен, поскольку он напрямую затрагивает нас с вами. Художник высказывал предположение, что Аляска и Россия будут соединены между собой прямой магистралью, которая пройдет по туннелю по дну Берингова пролива. Очень жаль, что с тех пор идеи по поводу постройки такого туннеля так и не были воплощены в реальность.
Также художник предсказывал в своих рисунках транспорт, управляемый роботами, больницы в космосе, вращающиеся здания. А еще он уверенно заявлял о том, что в скором времени появится устройство, с помощью которого можно будет записать любые телевизионные передачи, а затем просмотреть их в удобное для себя время. Называется это чудо «телевизионный магнитофон». В будущем читать книги можно будет прямо с потолка, лежа на диване. Система проекторов будет выводить изображение с помощью микрофильмов. Главное - не уснуть от такого удобства.
Мысли на холсте: города будущего в представлении предков
В начале прошлого века многие производители сигарет, кондитерских товаров и прочих вещей нередко вкладывали в упаковку открытку. Красочные картинки могли просто рекламировать сам товар, а еще их собирали коллекционеры. Так, например, один из производителей сигарет того времени без лишней скромности заявлял, что и в 2500 году в городе будущего (судя по всему, в Лондоне) будет стоять фабрика, производящая именно эту марку табака.
В товарах, которые продавались в России, тоже можно было найти подобные карточки. Например, в 1914 году кондитерское «Товарищество Эйнемъ» (позже - фабрика «Красный Октябрь») выпустило партию конфет «Москва в будущем». В коробки с конфетами были вложены особенные открытки - с видами Москвы спустя 200 лет. Эти замечательные работы были выполнены российским художником-баталистом Николаем Николаевичем Каразиным. На оборотной стороне каждой открытки были комментарии.
И что же мы видим в этих открытках-предсказаниях? Москва-река теперь перегружена торговыми судами. В воздухе бипланы и монопланы, у пристани взлетает гидроплан, а товарный дирижабль с надписью «Эйнемъ» летит в Тулу с запасом шоколада. Есть тут аэросани, кавалерия и полицейский с саблей. Впрочем, кое-что из предсказанного все же сбылось: посмотрите, например, на поезда метрополитена и дорожные пробки.
О том, как должен был выглядеть Нью-Йорк будущего, можно узнать, например, из работ художника Ричарда Раммеля (Richard Rummel). В 1910 году он нарисовал футуристический город небоскребов; впоследствии эти изображения использовались для дизайна открыток.
Американский политический журнал Harper's Weekly (A Journal of Civilization) издавался в Нью-Йорке с 1857 года. В его штате значился талантливый карикатурист с немецкими корнями Томас Наст. В его задачи входило создание шаржей на политиков и всяческое высмеивание аппарата власти. Что-то вроде таких рисунков.
Однако в творчестве этого карикатуриста есть интересный эпизод. В 1881 году он попытался изобразить, каким будет Нью-Йорк спустя много лет. Художник XIX века тоже не сомневался, что расти этот город будет не только вширь, но и вверх.
Франция 100 лет спустя: прогнозы художников
Человек всегда мечтал покорить воздух. Это было едва ли не первым его желанием, когда он осознал, что может своими руками делать прогресс. Он постоянно пробовал, экспериментировал, терпел неудачи - и тем не менее не терял оптимизма. Человек верил в то, что покорение воздушной стихии - вопрос времени. И уж конечно, в будущем все будут летать. Это убеждение очень хорошо прослеживается в работах французских художников-карикатуристов конца девятнадцатого - начала двадцатого века.
Летают все. Пожарники в костюме Бэтмена тушат пожар, а неверная жена отвлекает мужа, пока ее любовник, словно Карлсон с пропеллером на спине, улетает в распахнутое окно.
Многие из футуристичных иллюстраций конца XIX века года принадлежат художнику по имени Жан-Марк Коте (Jean-Marc Côté). Возможно, про творчество этого человека никто бы никогда и не узнал, если бы Айзек Азимов в 1985 году совершенно случайно не наткнулся на большой комплект из 50 открыток с серией работ EN L’AN 2000 французского художника.
Знаменитый фантаст, не задумываясь, приобрел их, а спустя год выпустил целую книгу Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000. В ней Азимов анализирует каждый рисунок и рассуждает о том, почему те или иные сюжеты могли прийти на ум человеку из другой эпохи.
У Азимова достаточно и своих предсказаний будущего, но когда талантливый футуролог проводит собственное расследование артефактов прошлого - это чертовски интересно.
Так, например, Жан-Марк на одной из своих работ показывает настоящий бомбардировщик, а на другой - бронированные автомобили для сражений. На открытках есть роботы с дистанционным управлением, субмарины и много-много других самых разных идей.
Многие из сюжетов картин показаны в стихиях, ранее недоступных человеку. Под водой люди играют в крокет, запряженный китом автобус везет пассажиров по дну океана, а над водной гладью идут воздушные баталии.
Взгляд на космос из прошлого
Почти все футуристические прогнозы теперь выглядят наивно и вызывают лишь удивление: как можно было даже просто подумать, что такое возможно? У людей того времени не было багажа знаний, который есть у нас. Им приходилось додумывать, импровизировать и мыслить теми образами, которые их окружают. Быть может, поэтому созданное ими будущее часто было похоже на их собственный мир, в котором люди носят те же прически и цилиндры, а на самых сложных машинах все равно есть выхлопная труба.
Даже если за создание картин будущего брались очень основательно, результат все равно был тот же. Например, в 1935 году советский зритель увидел потрясающий для того времени фильм «Космический рейс». Это была история о группе советских ученых, которые путешествуют на Луну. Чтобы сделать этот фильм, проводились консультации с самим Константином Эдуардовичем Циолковским.
Именно поэтому в фильме есть масса мелочей, на которые никто бы в то время не обратил внимания. Например показана невесомость, которую испытывают члены команды в космосе, а при прогулке по Луне демонстрируется слабое притяжение. Но при этом сам ракетоплан больше напоминает дирижабль - наиболее фантастическое летательное средство того времени.
Вряд ли у кого-то есть сегодня сомнения по поводу того, что в скором времени люди полетят на Марс. Как будут выглядеть их первые шаги на Красной планете, скорее всего, мы увидим в режиме прямой трансляции. Когда это произойдет, увиденное на экранах можно будет сравнить с иллюстрацией Джорджа Бэкакса (George Bakacs), сделанной еще в 1964 году к книге Rockets to Explore the Unknown («Ракеты исследуют неизвестность»).
Дом, который давно поумнел: концепции дома будущего разного времени
Мысль о том, как бы сделать свой дом более умным, не покидает человека долгие годы. Сейчас смарт-хаус, или, попросту говоря, умный дом - это совсем не фантастика, а объективная реальность. Такой дом следит за климатом, подбирает освещение, идентифицирует хозяина, а также ежеминутно догадывается о тех или иных бытовых потребностях обитателей, по возможности удовлетворяя их. Функциями умного дома можно управлять с помощью голосовых команд, по Интернету. Одним словом, возможности умного дома ограничены только фантазией его хозяина. Самые большие энтузиасты уже нашли способ, как самостоятельно реализовать концепцию умного дома, и постоянно делятся в интернет-сообществах и социальных сетях опытом компьютеризации жилых помещений. Обустройство умных домов теперь поставлено на поток. При наличии денег в умный дом можно превратить любое жилье или даже приобрести недвижимость, уже напичканную нужной электроникой «под ключ».
С каждым годом управление функциями умного дома реализуется проще и удобнее. На данный момент для этой цели хватит мощностей обычного смартфона или планшетного ПК. Но если вы думаете, что такие дома стали возможны только с появлением компьютеров, вы сильно заблуждаетесь.
Еще в 1956 году на экраны вышла короткометражная лента Design for Dreaming.
Click to view
Это был музыкальный проморолик автошоу General Motors Motorama. В одном из эпизодов этого музыкального видео появляется «умная кухня будущего», которая управляется сенсорными кнопками и оборудована цветным дисплеем. Девушка берет небольшую карту с перфорацией и вставляет ее в слот, после чего на дисплее показывается блюдо, которое должно быть приготовлено.
Стоит отметить, что эта кухня - не совсем декорация. В 1957 году действительно был такой проект от американского бренда Frigidaire, который демонстрировался на выставке Paris Exhibition of Future. Эта кухня была с индукционной плитой, инфракрасным грилем, моющей ультразвуком машиной и еще массой полезных устройств, позволявших долго хранить продукты и быстро их готовить. Более подробно об этой кухне рассказывает чешский фельетон.
Click to view
«Чудо-кухня» 50-x годов от Whirlpool
Известная компания Whirlpool, выпускающая бытовую технику, тоже не отставала от веяний времени. Ее инженеры сделали собственный вариант кухни будущего, который назывался «Чудо-кухня» (Miracle Kitchen). Проектируя эту умную кухню, инженеры пошли еще дальше. Если у Frigidaire кухня состояла из выезжающих полок и автоматизированных приборов, то у Whirlpool шкаф с посудой вообще сам ездил за хозяйкой, а после того как, наполненный грязными тарелками, возвращался на место, он выполнял функции посудомоечной машины.
Click to view
А в 1959 году на американской выставке в Москве представители Whirlpool показали портативного робота-уборщика.
Monsanto: будущее - за пластиком
В середине прошлого века многие бизнесмены были помешаны на идее использования пластика. Вспомните хотя бы фильм «Выпускник» 1967 года с Дастином Хоффманом в главной роли. В начале картины есть эпизод, в котором один из гостей упорно пытается переубедить главного героя, что за пластиком будущее.
Многим казалось, что пластмасса - это универсальный материал, который в будущем будет использоваться повсеместно. Из пластика будет производиться небьющаяся посуда, можно будет делать долговечную, легкую и дешевую мебель, а самые смелые «прогнозисты» видели в пластике превосходный материал для строительства домов. Чтобы убедить всех в замечательных перспективах такого пластмассового жилья, американский химический концерн Monsanto в 1957 году запустил аттракцион в Диснейленде, который был назван «Дом будущего Monsanto».
Весь этот дом, а также его обстановка были выполнены из пластмассовых материалов. Пластмасса использовалась везде - в облицовке, для мебели, для организации звука и света и так далее. Всего было применено более тридцати разных типов пластика.
Click to view
Click to view
Поначалу люди толпами приходили взглянуть на Монсанто, и большинство посетителей действительно уходило с тайным желанием когда-нибудь поселиться в таком доме. В действительности же производство умных домов Монсанто было невозможно по причине слишком высокой стоимости. Да и реальная прочность пластиковых материалов из которых был сделан этот дом, вряд ли соответствовала той надежности, о которой говорилось в рекламе.
Дом был выполнен в форме креста. В центре этого креста был большой холл, а в крыльях располагались спальни, гостиная и столовая. Изначально задумывалось, что весь этот дом будущего будет вращаться, поворачиваясь к солнцу, но, когда посчитали, в какую сумму выльется эта «карусель», решили, что дом и без вращения выглядит солидно, - строители оставили его стоять неподвижно на бетонном основании.
Дом не только отличался необычным дизайном, но и был напичкан разными электронными чудесами. В нем, например, была умная кухня, а за температурой внутри дома следила система управления климатом, охлаждая или подогревая комнаты. Кроме этого, умный дом будущего был оснащен увлажнителями и системой очистки воздуха.
Интерьер Монсанто напоминал трансформер - многие внутренние элементы интерьера и обстановки то и дело меняли свое положение, подстраиваясь под его обитателей. Так, например, на кухне выезжали скрытые полки с продуктами, мебель выкатывалась и пряталась в специально предусмотренные для этого места, а в ванной можно было менять положение раковины под рост человека. Кстати, в ванной была электробритва и электрическая зубная щетка. И уж совсем невероятное дело - в доме были предусмотрены домофоны с дисплеями, на которых можно было увидеть, кто звонит в дверь.
Примерно к тому же времени относится интересный концепт видеофона из рекламы Western Electric. Действительно, некоторые предсказания лежат на поверхности, и увидеть их - не такая уж сложная задача. И когда человек привык к телефонной связи, он тут же предположил, что в будущем появится аналогичная связь с визуальным сопровождением.
Футуро: летающая тарелка, в которой можно жить
Помимо пластикового дома в Диснейленде, в середине двадцатого века была еще одна попытка доказать, что у домов из пластмассы есть будущее. Этот проект, получивший название Futuro, был придуман в конце шестидесятых в Финляндии человеком по имени Матти Суоррен (Matti Suorren).
Нужно сказать, что Футуро ждала лучшая судьба чем проект концерна Монсанто. Изначально строение задумывалось как компактный и удобный лыжный домик, который можно было бы использовать для переодевания и временных перерывов между катанием на лыжах. Его стены были действительно сделаны из пластика, но не обычного, а усиленного стекловолоконным слоем, обеспечивающим улучшенную теплоизоляцию. Дом можно было строить в любом климате и любых условиях за рекордно короткие сроки. Но самым удивительным был дизайн домика.
Округлые очертания стен, овальные иллюминаторы и металлическая основа, на которой размещался дом, а также выдвижной трап, с помощью которого можно было подниматься вовнутрь, - все это придавало строению «инопланетный» вид. Люди неоднозначно отнеслись к подобному дизайну. С одной стороны, он был очень оригинальным, но, с другой стороны, многие провинциальные жители были категорически против возведения мобильных домов. Они казались им не только чужими и нелепыми, но еще и наносящими вред экологии.
И все же потихоньку эти домики продавались. Домики Футуро были даже закуплены советским олимпийским комитетом для размещения иностранных гостей, прибывших на Олимпиаду.
Но все перспективы постройки домов из пластика разбились о кризис, связанный с резким подорожанием нефти в 1978 году. Производство материала для строительства стало слишком дорогим удовольствием.
Первый дом будущего с электричеством
Буквально в каждом номере Popular Mechanics Magazine первой половины 20 века можно было прочитать, что будущее любой области зависит от электричества. Развитие авиации, автомобилестроение, кораблестроение и многие другие сферы будут эволюционировать под влиянием открытий в электротехнике. В 1939 году на страницах этого издания появилась статья про дом будущего.
И конечно же, главным тезисом этой статьи стало то, что дом будущего весь электрифицирован. В таком доме везде есть свет, его много, очень много, и он может быть разного цвета - под настроение жильцов. Свет получается благодаря последней новинке - особым высокоэффективным энергосберегающим лампам, способным давать дневной яркий свет (сколько лет прошло, а ничего не меняется, правда?). В этом доме также есть неслыханное чудо - электроподогрев стен!
На одной из иллюстраций демонстрируется совершенно новый способ приготовления пищи - с помощью волн высокой частоты. К сожалению, человек на снимке не осознает, какой глупой опасности он себя подвергает, разогревая бутерброд прямо в руке.
Первым же прообразом современного музыкального кинотеатра можно считать концепт начала 1940-х годов от промышленного дизайнера из США Сэмюэля Маркса (Samuel Marx). Он нарисовал устройство, которое назвал «Радио будущего». В нем есть не только радио, но и проигрыватель виниловых пластинок, а также встроенный телевизор.
Одежда третьего тысячелетия: легким движением руки брюки превращаются…
Довольно странно, но в одежде человек оказался довольно консервативным. Несмотря на создание большого количества синтетических материалов, мы по-прежнему тяготеем к «настоящей» одежде, которая дышит, не натирает и сделана из природных материалов - хлопка, шелка и так далее.
Но в 1939 году казалось, что с приходом нового тысячелетия человек должен кардинально сменить гардероб. И уж конечно «одежда будущего» будет так или иначе связана с электричеством. Просмотрев киножурнал Pathetone weekly: The spice of variety, будьте готовы к потрясениям.
Click to view
Судя по тому, что нам демонстрируют кадры столетней давности, дамы в «далеком двухтысячном» одеты в алюминий и носят в голове лампочку, которая загадочным образом сигнализирует о честности их спутников. Кроме того, у женщин в будущем есть электрический пояс, который помогает телу адаптироваться к климатическим изменениям.
Даже для нас, переживших Миллениум, такой показ мод кажется смешным, а в 1939 году эти одежды казались еще более забавными. Демонстрируя одно из платьев, ведущий за кадром не может удержаться от шутливого комментария: «Одно из платьев будущего сделано из прозрачной сети. Наверное, для того, чтобы ловить ею мужчин».
Одежда для мужчин из двухтысячного года, по мнению американских дизайнеров тридцатых годов, должна быть с массой отделений - для монет, радио, для ключей и еще бог знает для каких целей. На пленке тридцатых годов показан мужчина, в одежду которого включено отделение для телефонной трубки. Его носки одноразовые, а костюм лишен пуговиц и галстука.
Можно сказать, почти угадали - карманы для телефонов сегодня есть почти в любой одежде. Правда, сами телефоны с тех пор, как снималась эта хроника, сильно изменились, да и металлические головные уборы как-то не прижились.
Этот ролик предшествовал открытию выставки New York World's Fair и был выпущен одновременно с очередным номером журнала мод Vanity Fair (февраль 1939-го), в котором дизайнеры делали прогнозы относительно моды будущего.
Автомобилестроение: прогнозы понарошку
Если делать ставку на прогнозы будущего, игры с предсказаниями могут закончиться банкротством. Именно поэтому многие автомобильные гиганты не спешили, да и сейчас и не спешат делать революционно новый дизайн. Но как же тогда держать марку и стимулировать интерес покупателей к своей продукции? Ответ прост - концептуальные автомобили.
Многие производители автотранспорта держали в своем «автопарке» несколько эксклюзивных моделей авто, которые должны поражать воображение любителей быстрой езды необычным дизайном и возможностями.
Эти автомобили выставлялись в салонах, демонстрировались на автомобильных выставках и фиугрировали в рекламных роликах. На самом же деле многие из представленных «суперкаров» прошлого века были бутафорией. Большинство из них не просто не соответствовали заявленным характеристикам, но и даже не могли сдвинуться с места из-за отсутствия... двигателя.
Такие авто создавались с целью вызвать восхищение у публики и служили рабочим материалом для экспериментов с формой и функциональностью. В производство подобные машины не шли по многим причинам, главная из которых - неоправданно высокая стоимость.
Если ознакомиться с концептуальными машинами прошлого подробнее, можно получить представление о том, что думали про автомобили будущего на заре автомобилестроения. Технические возможности середины прошлого века накладывали определенные ограничения на проектируемые авто. И тем не менее необычных моделей «автомобилей будущего» было очень и очень много. Эту тему мы надеемся рассмотреть подробнее как-нибудь в одной из будущих статей, а пока же хотим показать вам несколько разработок, которые опередили свое время.
Во многом автомобили будущего должны были напоминать нечто неземное, эдакий летательный аппарат. Поэтому дизайнеры прошлого века умышленно придавали сходство с ним, добавляя характерные элементы к облику концептуального авто.
Серебристая краска, схожие датчики на приборной панели, имитация воздухозаборников и выхлопных труб на самолетах, всевозможные крылья - все это говорит о том, что автомобили будущего так или иначе должны были быть «космическими» или, на худой конец, «самолетными».
Электронная начинка концептуальных автомобилей тоже была на высоте. В модели Ford X100, выпущенной в 1953 году к пятидесятилетию бренда, имелся телефон (непонятно только, как им можно было пользоваться). В сидения была встроена система подогрева, а еще к машине прилагалась электробритва, чтобы можно было бриться в пути.
Еще более потрясающим были «гаджеты», которыми комплектовался другой концептуальный автомобиль - Buick Centurion, производившийся в 1956 году. В этом автомобиле использовалась прозрачная крыша и не было зеркал заднего вида. Их роль играл телевизионный экран, вмонтированный в приборную панель. На него передавалось изображение с камеры, установленной в задней части автомобиля. Это более чем невероятно для пятидесятых, ведь и по сей день подобное диковинное оснащение - большая редкость.
А вот бензобака в машине не было как такового - автомобиль был предназначен только для демонстрации на автошоу. Заглянет человек под капот, увидит восьмицилиндровый двигатель объемом 5 литров, рассмотрит футуристическое радио и телевизор в салоне, поцокает языком да и уйдет, в полной уверенности, что машина на ходу.
ГАЗ - советские автомобили будущего
А что же насчет отечественных производителей легкового транспорта? Конечно, по целому ряду причин наш автопром не мог тягаться по эффектности и зрелищности концептуальных машин с западными коллегами. Практически весь популярный автопарк выпускаемых в СССР моделей был калькой с продукции западных фирм. Не было у нас ярких автошоу, а немногочисленная реклама товаров очень отличалась от того, что было в других странах. Редкие экспериментальные проекты были связаны с оборонной промышленностью, и о них мало кто знал. Зато если наши конструкторы уж брались за дело, то их автомобили не были бутафорией без бензобака - они ездили, да еще как.
К счастью, в архивах сохранилась информация о некоторых попытках наших конструкторов сделать что-то из ряда вон выходящее. Одним из таких проектов являлся автомобиль на воздушной подушке ГАЗ-16, разрабатываемый под руководством конструктора Алексея Андреевича Смолина, имевшего опыт в проектировании летательных средств.
Сделанная в начале шестидесятых, эта модель и сегодня поражает своими футуристичными формами. Эта машина могла ехать как по твердому грунту, используя управляемое гидравликой четырехколесное шасси с подвеской (по типу той, что была в «Волге» ГАЗ-21), так и по любой другой поверхности, зависая над землей. Автомобиль весил более двух тон, имел два посадочных места и мог развивать крейсерскую скорость 70 километров в час.
Click to view
А вот еще одно чудо от Смолина - автомобиль ГАЗ-СГ3 (он же ГАЗ-ТР), сконструированный еще раньше - в период с 1952 по 1953 год. Расчетная скорость этой модели составляла ни много ни мало 800 км/час, а под капотом (если это вообще можно назвать капотом) скрывалась мощность в тысячу лошадиных сил.
Секретом такой сумасшедшей тяговой силы был турбореактивный двигатель ВК-1, позаимствованный у истребителя МИГ-17.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать лишь один вывод: предсказывать будущее могут только писатели-фантасты, а у обычных же экспертов просто не хватает воображения, чтобы увидеть грядущие перемены.
Говорят, что слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Если предсказание не оправдалось, напрашивается вывод, что автор этого прогноза проявил недальновидность. Но не стоит забывать, что история имеет тенденцию повторяться.
В песне Happy New Year, новогоднем гимне знаменитого шведского квартета ABBA, есть слова: «Кто знает, что нас ждет за чертой восемьдесят девятого?» Авторы не думали, что их произведение будут помнить долго, а 1989 год на момент написания этой песни казался очень далеким. Но вот прошло время. Все узнали, что именно таил в себе тот самый 1989 год. И неожиданно песня обрела новый смысл, словно предлагая еще раз узнать, что там будет в будущем, в новом 89 году. Поэтому, если прогноз не сбылся, быть может, просто стоит подождать. Возможно, его время еще не наступило.
За последние годы человечество стало так быстро продвигаться в науке, что уже трудно предположить, что ждет его через год-другой, не говоря уже про столетие. Есть только один способ проверить любой прогноз - жить назло любым проблемам. А если даже не суждено узнать, каким будет мир в далеком будущем, не беда. Главное - верить в лучшее и стараться, чтобы потомкам осталось еще что-то, кроме прогнозов.
Сергей и Марина Бондаренко
3DNews