Столб невелик. 7,21 м в длину, из которых 1,12 м находятся под землей, 41 см в нижнем поперечнике, 30 см в верхнем. Вес оценивается в 6 тонн. В официальной науке, считается, существует с V в н.э., свидетельствуя о выдающемся уровне древнеиндийской металлургии. В альтернативной - тысячи лет, являясь неуместным артефактом великих працивилизаций и космических пришельцев. Еще Эрих фон Дэникен знакомил советских граждан с этим прекрасным столбом, самое замечательное свойство которого - он не ржавеет.
Объясняют это те и другие особыми методами выплавки особой чистоты железа, использованием метеоритного железа, антикоррозийным слоем кристаллического гидрата гидрофосфата железа, утраченными технологиями працивилизаций и прочим. Металлургические лаборатории мира бьются и не могут разгадать тайны делийского столба.
Не оспаривая ни одну названную чушь, отметим, что столб, к сожалению, ржавеет. Несмотря на то, что его непрерывно масличком смазывают, как все священное в Индии. От законов химии не уйти ни пришельцам, ни працивилизациям, ни великим древнеиндийским металлургам.
Сколько времени он ржавеет?
Наука определяет время создания по тексту, выгравированному на столбе. Это стихотворные строки на санскрите разновидности гупта, восхваляющие короля Чандру, которого наука отождествляет с королем Чандрагуптой II, правившим, наука считает, в 380-413 годах н.э. Стало быть и столбу примерно 1600 лет. У працивилизаций альтернативного направления свои сроки, которые варьируются на порядки без всякой системы, но ясно, что они значительно больше.
Меж тем первое надежное свидетельство о столбе касается именно надписи и относится к 1831 году. Офицер Ост-Индской компании Уильям Эллиотт сделал факсимиле этой надписи, чем и положил начало ее изучению. Литература по столбовой надписи обширна, вдаваться в нее не будем. Есть одна маленькая деталь, которая, на мой взгляд, без лишних слов свидетельствует об обстоятельствах и времени появления надписи. Она умещается в маленькой заметочке английской Вики о "странностях" столбового санскрита, которая даже в построчном переводе робота с английской транскрипции санскрита предельно понятна:
* праншу вместо прамшу: использование зубных назальных средств вместо анусвары * муртья вместо мурттья: пропуск второй буквы * киртья вместо кирттья: пропуск второй буквы * шаттру вместо шатру (враг): дополнительная буква
О чем это? Это типичные ошибки на внимательность. Человек, наносивший текст, ни зги не смыслил в санскрите и не имел отношения к создателям столба. Это приглашенный гравер, которому дали листочек с текстом, и он его нанес так, как нанес. Ясно, что и работой великих мастеров Чандрагупты II это нанесение быть не может; и королю, который и известен-то исключительно из подобных надписей, нет никакого резона делать столь выдающийся столб без надписей; и мастерам короля, увековечивавшим гимн королю в веках, не к лицу такие ошибки... Не знаю, кому как, но мне очевидно, что столб с письменами - продукт металлургии первой трети XIX века, сочинителя, владеющего санскритом, и гравера, санскритом не владеющего, сделанный незадолго до снятия факсимиле Уильямом Эллиотом. И вполне явно ржавеющий, напомню.
Еще одно. На столбе демонстративно оставлены следы сварки через поковку.
Напомню сетевым официальным и сообщу сетевым альтернативным историкам, что до эпохи промышленной плавки стали, Мартена и Бессемера таким путем получали, например, дамасскую сталь. Соединяли полосочки и прутики железа и несколько раз подвергали ковке, нагреву и закалке, до полного слияния, удаляя углерод и получая изделие непревзойденной для своего времени прочности. Здесь задачи прочности не стояло. Следовало наложить несколько полосок, нагрев железяки до температуры, приближающейся й к температуре плавления, и прилепить ударами молота. Но почему-то этого не было сделано.
Интересно, почему?
У пришельцев, працивилизаций и короля Чандрагупты II кончилось железо? Не хватило угля? Нет и нет. Участок оставлен намеренно, для демонстрации технологий, этой самой сварки через поковку - великих древнеиндийских кузнецов. Очень напомнило полторы незавершенных колонны, недотесанного безобразия в главном дворе великого Карнакского комплекса, какое великие строители, как и великие кузнецы, будь они реальными, оставлять бы конечно не стали. Это чистый маркер создателей истории, а не их персонажей.
Таким образом, нет никаких загадок в столбе. Для двухвекового железного изделия, регулярно умащаемого с религиозными гимнами, он вполне нормально ржавеет. Остальное, что о нем сочинили, фантазии и туман.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.