Нынче креститься и каяться стало легче, или Сколько раз Иисус крестился и зачем вошел в воду...

Jan 18, 2018 13:58

Ещё мифология религиозных праздников и ещё мифология Библии, в т.ч. Иисус Христос

Крещение как публичное обещание при свидетелях встать на избранный путь
А покаяние - обязательство, данное прилюдно же, восстановить несправедливость, участником которой ты сделался однажды. Назначить себе прилюдно достойную меру возмещения ущерба, которая не покажется лицемерной никому / январь, 2016

Наступает праздник Крещения Господня или Богоявления по календарю многих восточных Церквей, и в том числе Русской Православной Церкви. Что христиане в России празднуют? Как опознают для себя произошедшее на Иордане, кроме того, что поют этому событию на службе восторженные песнопения? ©Ещё религиозные праздники здесь, здесь и здесь



Иордань
Чем было крещение для людей, приходивших к Иоанну? «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4).
Сейчас крещение человека в Церкви имеет статус Таинства, то есть подразумевается, что крещаемому сообщается некоторая сверхсила. Поскольку в Церкви все объяснения носят, как правило, пафосный, аллегорический или просто сравнительный характер чего-нибудь хорошего, драгоценного с чем-либо незначительным, и сколько священников - столько и мнений на счет того, что там такое «таинственное» происходит, то точно на эту тему никто ничего сказать не может, но в сумме все сводится к тому, что нечто такое добавляется, о чем знать необязательно, потому что разум все равно не способен вместить.

Таинства вообще - отличное изобретение Церкви, оно позволило напрочь исключить людей, ближних из оценки человеческих поступков, исключить социальную значимость деяний, и оставило человека, как считается, тет-а-тет с Богом. Ну, не совсем один на один, потому что между ними постоянно находится священник, ставший таковым тоже благодаря Таинствам, который служит модулятором и демодулятором всех сообщений между Богом и грешником туда и обратно. Грешники так нередко узнают о себе «волю Божью», а Бог узнает то, что Он и так знает.

Застарелая помешанность на сверхсиле, таинственным образом проникающей благодаря различным церковным манипуляциям руками и предметами, уже этой сверхсилой наполненными, не позволяют Церкви оценить, по каким причинам в евангельской истории люди удостаивались знамений и что эти знамения означали. У Церкви все просто - вот окунается Христос в воду, и сразу прилетает Святой Дух, дальше все ясно. Окунаем. Прилетит. Плюс цитата, что кто не крестится, тот не спасется. Просто как дважды два. С налетом духовности. Повторяем как написано в инструкции.

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1: 9−11)

В Крещении Церковь увидела Богоявление. Что вся Троица собралась в одном месте. И как правило, упор делается лишь на этом, словно мотивом действий Христа предполагался показ Иоанну Троицы, чтобы он после всем рассказал. И потом чтобы все поступали так же, оттого что таким способом Святой Дух и оказывается, где положено. Так зачем Иисус вошел в воду, что за «правду» Ему в том, надлежало исполнить? (Мф. 3:15)

Креститься в то время означало отрезать все пути к отступлению и встать на единственный, заявленный путь. Принять для себя решение и публично об этом заявить - оба условия одновременно. Это если относиться к крещению не формально, а так, словно ты навсегда прощаешься с прежней жизни, и всего себя вкладываешь в избранный путь. Свидетели твоего крещения подтвердят - следуешь ты пути, или оступился, и пошел вразнос. Нынче, в эпоху победившего индивидуализма, человек не считает себя обязанным перед кем-либо отчитываться в своих поступках. Говоря прямо, человек стал в массе своей безответственным, хоть и считает, что отвечает «перед своей совестью». Но это сомнительная ответственность, потому что человек - существо социальное, и, подвизаясь на социальные действия, просто обязан доложить о чистоте своих намерений, засвидетельствовать у того, кто вправе принимать свидетельство.

Таким свидетелем для Христа стал Иоанн, подтвердивший Его избрание. Иоанн Креститель не принимал Крещения лицемеров, потому что такое формальное крещение превращается в культ, в ритуал постоянного подчищения себя от накапливаемой со временем «скверны». Но это также означает, что в таком ритуальном крещении человек ничего в себе и не изменил, ни на какой путь новый не встал, но при этом хочет считать себя «чистым», очищенным, эпизодически очищаемым от грехов. Это лицемерие и есть: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3: 7−8).

«Плодом покаяния» в те времена было совсем не то, как его совершают сейчас - накрывают епитрахилью и шепчутся о своих блудных помыслах, вкушении яиц и масла по средам и прочем таком же. «Плод покаяния» - результат метанойи, преображения ума, строя мысли, отношения к людям, окружающим, миру. Вот это тогда очень сильно зависело от социального статуса, потому что обязывало человека изменить социальное поведение. Сейчас нет. Церковь всех уровняла своими «блудными помыслами», поскольку у всех есть, то все одинаково грешные и всем одинаково надо «почаще молиться и ходить в Церковь». Облегчила жизнь себе и лицемерам.

А тогда, конечно, результат метанойи у мытаря, пастуха или фарисея подразумевался совершенно разный. Потому что грехом считался нанесенный социальный вред и, следовательно, плодом покаяния должна была стать не «тайная исповедь» («убил двоих, обокрал пятерых, каюсь»), а обязательство ущерб, некогда нанесенный, возместить, восстановить справедливость, которую ты нарушил. Подробно о том, как происходит покаяние и крещение, содержится в рассказе о начальнике мытарей Закхее (Лк. 19: 2−10). Хоть там и нет таких слов как «покаяние» и «крещение» - формально они не звучат - и вода не льется, но там описано как раз примерно то, как происходила «исповедь грехов» и на Иордане: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Итак, крещение - это взятое на себя прилюдное обещание встать на избранный путь. В свою очередь покаяние - это обязательство, данное прилюдно же, восстановить несправедливость, участником которой ты сделался однажды. Назначить себе прилюдно достойную меру возмещения ущерба, которая не покажется лицемерной никому. И как еще фарисею каяться, если он врет с утра до вечера и настолько к этому привык, что уже не отличает, когда говорит правду, и верит ли сам в то, о чем говорит, чему учит.

Креститель, говорят евангелисты, услышал благословение с неба, и это для него значило, что путь, на который добровольно встал Христос, открыто засвидетельствовал Бог, а не только человек. Дальше путь пролегал через искушение способов реализации, из которых были отвергнуты все дьявольские подсказки (Мтф. 4: 1−11), и оставлен единственно допустимый - бескомпромиссная честность, открытость, и никаких фарисейских манипуляций (так что когда церковные вожди между делом сообщают, что призывают людей тоже «нести свой крест», они, наверное, так шутят).



В.Д. Поленов. Крещение. 1887-88. Из серии «Жизнь Христа»
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
Дух свидетельствует непрестанно / январь, 2017

Завтра, 19 января, как всегда, Крещение Господне. Иисус крестился у Иоанна на Иордане. Мы уже говорили прежде [см. выше], что крещение означало публичное освидетельствование своих намерений, подтверждение их искренности и неотступности. ©
Вот какие требования предъявлял Иоанн к тем, кто приходил к нему очиститься: «Приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк 3: 7−14).

Проще говоря, достойным плодом покаяния должны являться честность по отношению к окружающим людям и благие поступки. Иоанн принимал свидетельство избранного пути у тех, кто публично, при свидетелях принес обещание впредь поступать справедливо.

Сейчас, когда пустых сказанных слов стало особенно много, такой вид освидетельствования кажется довольно наивным. Нынче даже заверенное десятью печатями свидетельство умудряются оспорить, найти какую-нибудь закорючку и признать недействительным. Но в то время свидетельство у такого авторитета как Иоанн, имело огромную силу. Оттого, что Законы все имели не человеческую природу и происхождение их относилось к Божественному промыслу о человеке, нарушить свидетельство у духовного авторитета, Божьего человека, обмануть, поступив наоборот, означало бы крайнюю степень безнравственности. Иоанн представал перед народом как нотариус, который скреплял обещание поступать впредь справедливо, честно по отношению к ближним.

«Крещение Иоанново» у церковных людей, современных христиан считается «ветхим» и из-за того «недостаточным для спасения». Но как почти все у современных христиан начинается и заканчивается ритуалом, то важно иметь понимание того, что он значит, и что за ним должно следовать. Встречается понимание далеко не всегда. Согласно канонам, воды недостаточно, чтобы считаться полноценно крещеным. Нужен еще Дух Святой или «огонь». Поскольку Он - Дух - не материален, как с водой тут не получится, а «полноценно» крестить как-то ведь надо, с «огнем» же, помимо всего, шутки плохи, то епископы, которые по уровню получаемой свыше благодати к Духу Святому ближе всего, освящают специальное вещество - миро, им мажут новообращенных. После этого Дух Святой оказывается на месте.



Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Крещение Иисуса Христа. 1850-1860. Гравюра по дереву
Иисус, между тем, крестился этим «ветхим» крещением и после желал креститься еще: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12: 49−50).

Следует заметить, что никакого обряда крещения для иудеев в тогдашней иудейской религии не было и поныне нету. Когда прозелитов обращали в иудаизм, над ними совершался ритуал погружения в микву, но происходящее на Иордане к этому ритуалу отношения явно не имеет, поскольку туда стекались иудеи, даже фарисеи и саддукеи, то есть церковная верхушка там побывала (Мтф 3: 7).

Крещение Иоанново не было сколь либо типичным религиозным действием, оно было исключительно инициативой пророка. Подобные ритуалы, возможно, совершались в иудейских сектах, в частности, говорят, у ессеев. Впрочем, окружение Иоанна составляло свою секту. При слове «секта» православные некоторые сейчас начинают топорщиться, озираться и покрывать себя со всех сторон крестным знамением, а самые грамотные даже принимаются листать книгу «Сектоведение», достаточный источник знаний, но тогда различные религиозные группы были вполне легальны. «Сектами» мы их сейчас называем задним числом, впрочем, и христиан поначалу считали иудейской сектой, то есть одним из религиозных движений в составе одной, общей религии.



Крещение Господне и Богоявление
Но у Иоанна ритуал погружения в воды Иордана не означал приема в свою секту. Иоанн, по его собственным словам, посвящал во что-то большее, чем был сам, и позиционировал себя Предтечей этого грядущего. Иисус засвидетельствовал у него начало своего избранного пути, но дальше на этом пути крестил Его уже Дух Святой.

Крещение Духом это не какое то одноразовое действие, которое имело бы место в положенное время. Дух свидетельствует непрестанно: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим 8: 14, 16). И свидетельствует Он о том же самом, что и человек, но в отличие от человека Его нельзя обмануть. Креститься от человека формально можно. От Духа же - нет, нельзя. И выбранный путь от Духа - свидетельствовать своей жизнью об истине. Воскресение Христово было свидетельством ученикам о том, что путь Его пройден, миссия исполнена, Крещение Его Духом состоялось. Чтобы они это свидетельство подтверждали уже своей жизнью.

Игорь Бекшаев
«REGNUM», 18 января 2016 - 18 января 2017

древний мир, религии, реки и водоёмы, библия, христианство, общество и население, символы, эпохи, народы, опровержения и разоблачения, справедливость, деградация, даты и праздники, пороки, версии и прогнозы, иудаизм, фарисейство, слова и термины, двойные стандарты, вера, секреты и тайны, святые, народ и элиты, иисус христос, нравы и мораль, евреи, православие, мракобесие, мифы и мистификации, современность

Previous post Next post
Up